#статьи
-
0
Знакомимся с библиотекой Tkinter — пишем на Python кросс-платформенный калькулятор, который рассчитывает вес человека.
Иллюстрация: Merry Mary для Skillbox Media
Изучает Python, его библиотеки и занимается анализом данных. Любит путешествовать в горах.
Десктопные приложения пишут на разных языках программирования: C++, C#, C, Python и других. Начинающим разработчикам проще всего использовать Python и его библиотеки для работы над графическими интерфейсами.
Одна из таких библиотек — Tkinter. Она входит в стандартный пакет Python и позволяет создавать приложения для Windows, mac OS и Linux. Давайте разберёмся, как устроена эта библиотека, и напишем десктопный калькулятор, помогающий рассчитать вес человека.
GUI (Graphical User Interface) — это графический интерфейс пользователя, оболочка программы, с которой мы взаимодействуем с помощью клавиатуры и мыши. На современных операционных системах почти все программы работают с графическим интерфейсом, и мы каждый день сталкиваемся с GUI: читаем статьи в браузере, набираем текст в редакторе или играем в игры.
Противоположность графическому интерфейсу — командная строка, позволяющая управлять приложением с помощью текстовых команд. Такой интерфейс реализован в терминале macOS и командной строке Windows.
Для работы с GUI в Python есть четыре библиотеки:
- Tkinter;
- Kivy;
- Python QT;
- wxPython.
Мы выбрали Tkinter, потому что она не требует дополнительной установки и позволяет быстро создавать приложения с простым графическим интерфейсом.
Tkinter — это удобный интерфейс для работы со средствами Tk. Приложения, созданные на основе этой библиотеки, кросс-платформенные, то есть могут запускаться на разных операционных системах.
Схематично работу с Tkinter можно представить в виде четырёх шагов:
Что здесь происходит:
- Мы подключаем библиотеку Tkinter с помощью директивы import.
- Создаём главное окно приложения, в котором будут размещаться все графические элементы.
- Добавляем виджеты — визуальные элементы, выполняющие определённые действия.
- Создаём главный цикл событий — он включает в себя все события, происходящие при взаимодействии пользователя с интерфейсом.
Ключевые объекты в работе с Tkinter — виджеты. Это аналоги тегов из HTML, которые позволяют создавать интерактивные и неинтерактивные элементы, например надписи или кнопки. Всего их 18, но чаще всего используют следующие:
- Button — кнопки;
- Canvas — «холст», на котором рисуют графические фигуры;
- Entry — виджет для создания полей ввода;
- Label — контейнер для размещения текста или изображения;
- Menu — виджет для создания пунктов меню.
Понять работу с виджетами легче всего на практике. Но прежде чем к ней приступить, обсудим идею нашего первого десктопного приложения.
Мы напишем калькулятор индекса массы тела. ИМТ — это важный медицинский показатель, который позволяет оценить, есть ли у человека избыточный вес или ожирение. Он рассчитывается по следующей формуле:
Результаты расчётов оценивают с помощью специальной таблицы. У врачей она имеет много градаций, мы же воспользуемся упрощённой версией:
Писать код на Python лучше всего в специальной IDE, например в PyCharm или Visual Studio Code. Они подсвечивают синтаксис и предлагают продолжение кода — это сильно упрощает работу программиста. Весь код из этой статьи мы писали в Visual Studio Code.
Библиотека Tkinter предустановлена в Python. Поэтому её нужно только импортировать:
import tkinter as tk
Теперь мы можем использовать любые модули из этой библиотеки.
Прежде чем писать код, необходимо ответить на несколько вопросов:
- Какие данные мы хотим получить от пользователя и в каком виде?
- Какое событие будет запускать расчёт ИМТ: нажатие кнопки, получение приложением всех необходимых данных или что-то другое?
- Как будем показывать результат?
В нашем случае необходимо получить от пользователя вес и рост в виде целых чисел. При этом вес должен быть введён в килограммах, а рост — в сантиметрах. ИМТ будет рассчитываться по нажатии кнопки, а результат — выводиться во всплывающем окне в виде значения ИМТ и категории, к которой он относится.
Схематично графический интерфейс нашего калькулятора будет выглядеть так:
Теперь попробуем реализовать интерфейс и работу калькулятора с помощью Python и Tkinter.
После импорта библиотеки в Python загрузим её методы:
from tkinter import * from tkinter import messagebox
Первая строка позволяет нам загрузить все методы Tkinter и использовать их в коде без ссылки на их наименование. Второй строкой мы явно импортируем метод messagebox, который будем использовать для вывода всплывающего окна с результатом. Это удобно, так как метод потребуется нам несколько раз.
Теперь создадим окно нашего приложения. Для этого воспользуемся модулем Tk. Приложение назовём «Калькулятор индекса массы тела (ИМТ)»:
window = Tk() #Создаём окно приложения. window.title("Калькулятор индекса массы тела (ИМТ)") #Добавляем название приложения.
После запуска кода ничего не произойдёт. Это не ошибка. На самом деле код выполнился и окно закрылось. Необходимо явно указать, что окно приложения не должно закрываться до тех пор, пока пользователь сам не сделает этого. Для этого к коду добавим функцию window.mainloop (), указывающую на запуск цикла событий:
window.mainloop()
Запустив код, увидим экран приложения:
Мы не указали размер окна, поэтому название приложения не помещается в него полностью. Исправим это с помощью метода geometry:
window.geometry('400x300')
Теперь название приложения видно полностью:
В окне приложения необходимо разместить несколько элементов с нашего эскиза: два поля ввода информации с подписями и одну кнопку. Важно, чтобы поля не накладывались друг на друга и не уходили за пределы окна. В Tkinter для этого есть несколько методов:
- pack — используется, когда мы работаем с контейнерами для элементов. Позволяет позиционировать кнопки, надписи или другие элементы внутри контейнеров.
- place — позволяет позиционировать элементы, указывая точные координаты.
- grid — размещает элементы по ячейкам условной сетки, разделяющей окно приложения.
Мы воспользуемся комбинацией методов pack и grid. Для начала создадим виджет Frame для размещения надписей, полей ввода и кнопок. Подробное описание работы виджета есть в документации. Мы же используем только два свойства: padx и pady.
Обозначим отступы по вертикали и горизонтали в 10 пикселей для элементов, которые будут расположены внутри Frame:
frame = Frame( window, #Обязательный параметр, который указывает окно для размещения Frame. padx = 10, #Задаём отступ по горизонтали. pady = 10 #Задаём отступ по вертикали. ) frame.pack(expand=True) #Не забываем позиционировать виджет в окне. Здесь используется метод pack. С помощью свойства expand=True указываем, что Frame заполняет весь контейнер, созданный для него.
В окне приложения нам необходимо добавить три вида виджетов: поле для ввода информации (Entry), текстовые надписи (Label) и кнопку (Button).
Начнём с надписей. Воспользуемся виджетом Label:
height_lb = Label( frame, text="Введите свой рост (в см) " ) height_lb.grid(row=3, column=1)
Мы передаём виджету Label два параметра:
- frame — используем заготовку виджета Frame, в которой уже настроены отступы по вертикали и горизонтали.
- text — текст, который должен быть выведен на экран.
Для позиционирования виджета используем метод grid. Укажем, что текст должен располагаться в ячейке с координатами «3-я строка, 1-й столбец». Если запустим код, то увидим там единственный элемент:
Сейчас элемент расположен в центре окна, но он займёт правильное положение, когда мы напишем другие элементы.
Добавим вторую надпись о весе аналогичным образом, но при позиционировании в grid укажем следующую, четвёртую строку:
weight_lb = Label( frame, text="Введите свой вес (в кг) ", ) weight_lb.grid(row=4, column=1)
Запускаем код и смотрим на результат:
Теперь добавим поля для ввода пользовательской информации, используя виджет Entry:
height_tf = Entry( frame, #Используем нашу заготовку с настроенными отступами. ) height_tf.grid(row=3, column=2)
Для позиционирования мы также воспользовались методом grid. Обратите внимание, что наш элемент должен быть расположен напротив надписи «Введите свой рост (в см)». Поэтому мы используем ячейку в той же строке, но уже во втором столбце. Запустим код и посмотрим на результат:
Всё получилось. Остаётся по аналогии добавить поле ввода веса:
weight_tf = Entry( frame, ) weight_tf.grid(row=4, column=2, pady=5)
Посмотрим на результат:
Теперь добавим кнопку, которая будет запускать расчёт ИМТ. Сделаем это с помощью виджета Button:
cal_btn = Button( frame, #Заготовка с настроенными отступами. text='Рассчитать ИМТ', #Надпись на кнопке. ) cal_btn.grid(row=5, column=2) #Размещаем кнопку в ячейке, расположенной ниже, чем наши надписи, но во втором столбце, то есть под ячейками для ввода информации.
Посмотрим на результат:
Теперь в приложении есть все графические элементы. Остаётся лишь написать код, который будет получать информацию из виджетов Entry и рассчитывать индекс массы тела.
Напишем простую функцию и разберём её построчно:
def calculate_bmi(): #Объявляем функцию. kg = int(weight_tf.get()) #С помощью метода .get получаем из поля ввода с именем weight_tf значение веса, которое ввёл пользователь и конвертируем в целое число с помощью int(). m = int(height_tf.get())/100 #С помощью метода .get получаем из поля ввода с именем height_tf значение роста и конвертируем в целое число с помощью int(). Обязательно делим его на 100, так как пользователь вводит рост в сантиметрах, а в формуле для расчёта ИМТ используются метры. bmi = kg/(m*m)#Рассчитываем значение индекса массы тела. bmi = round(bmi, 1) #Округляем результат до одного знака после запятой.
Функция готова. Но теперь нам необходимо оценить полученный результат расчёта и вывести сообщение для пользователя.
Дополним нашу функцию calculate_bmi. Воспользуемся условным оператором if, чтобы учесть полученные значения ИМТ, и методом Tkinter messagebox для отображения сообщения во всплывающем окне:
if bmi < 18.5: messagebox.showinfo('bmi-pythonguides', f'ИМТ = {bmi} соответствует недостаточному весу') elif (bmi > 18.5) and (bmi < 24.9): messagebox.showinfo('bmi-pythonguides', f'ИМТ = {bmi} соответствует нормальному весу') elif (bmi > 24.9) and (bmi < 29.9): messagebox.showinfo('bmi-pythonguides', f'ИМТ = {bmi} соответствует избыточному весу') else: messagebox.showinfo('bmi-pythonguides', f'ИМТ = {bmi} соответствует ожирению')
Остаётся последний шаг — наша функция должна запускаться при нажатии на кнопку «Рассчитать ИМТ». Для этого добавим свойство command в виджет Button:
cal_btn = Button( frame, text='Рассчитать ИМТ', command=calculate_bmi #Позволяет запустить событие с функцией при нажатии на кнопку. ) cal_btn.grid(row=5, column=2)
Запустим код и посмотрим на результат:
Всё работает. Функция получает данные из полей ввода и рассчитывает индекс массы тела, показывая результат на экране.
from tkinter import *
from tkinter import messagebox
def calculate_bmi():
kg = int(weight_tf.get())
m = int(height_tf.get())/100
bmi = kg/(m*m)
bmi = round(bmi, 1)
if bmi < 18.5:
messagebox.showinfo('bmi-pythonguides', f'ИМТ = {bmi} соответствует недостаточному весу')
elif (bmi > 18.5) and (bmi < 24.9):
messagebox.showinfo('bmi-pythonguides', f'ИМТ = {bmi} соответствует нормальному весу')
elif (bmi > 24.9) and (bmi < 29.9):
messagebox.showinfo('bmi-pythonguides', f'ИМТ = {bmi} соответствует избыточному весу')
else:
messagebox.showinfo('bmi-pythonguides', f'ИМТ = {bmi} соответствует ожирению')
window = Tk()
window.title('Калькулятор индекса массы тела (ИМТ)')
window.geometry('400x300')
frame = Frame(
window,
padx=10,
pady=10
)
frame.pack(expand=True)
height_lb = Label(
frame,
text="Введите свой рост (в см) "
)
height_lb.grid(row=3, column=1)
weight_lb = Label(
frame,
text="Введите свой вес (в кг) ",
)
weight_lb.grid(row=4, column=1)
height_tf = Entry(
frame,
)
height_tf.grid(row=3, column=2, pady=5)
weight_tf = Entry(
frame,
)
weight_tf.grid(row=4, column=2, pady=5)
cal_btn = Button(
frame,
text='Рассчитать ИМТ',
command=calculate_bmi
)
cal_btn.grid(row=5, column=2)
window.mainloop()
Узнать о возможностях Tkinter и особенностях работы с виджетами можно в официальной документации. А если хотите найти больше реальных примеров для практики, советуем две книги:
- Python GUI Programming with Tkinter. Develop responsive and powerful GUI applications with Tkinter, Алан Мур.
- Tkinter GUI Programming by Example, Дэвид Лав.
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.
Посмотреть курсы
Время на прочтение
4 мин
Количество просмотров 150K
Причиной написания статьи, явилось огромное количество постоянно возникающих у новичков вопросов такого содержания: «Как собрать проект c pyqt5», «Почему не работает», «Какой инструмент выбрать» и т.д. Сегодня научимся собирать проекты без мучений и танцев с бубном.
Как-то пришлось написать небольшое desktop-приложение. В качестве языка программирования для разработки был выбран python, поскольку для решения моей задачи он подходил идеально. В стандартную библиотеку Python уже входит библиотека tkinter, позволяющая создавать GUI. Но проблема tkinter в том, что данной библиотеке посвящено мало внимания, и найти в интернете курс, книгу или FAQ по ней довольно-таки сложно. Поэтому было решено использовать более мощную, современную и функциональную библиотеку Qt, которая имеет привязки к языку программирования python в виде библиотеки PyQT5. Более подробно про PyQT можете почитать здесь. В качестве примера я буду использовать код:
#!/usr/bin/python3
# -*- coding: utf-8 -*-
import sys
from PyQt5.QtWidgets import QApplication, QWidget
from PyQt5.QtGui import QIcon
class Example(QWidget):
def __init__(self):
super().__init__()
self.initUI()
def initUI(self):
self.setGeometry(300, 300, 300, 220)
self.setWindowTitle('Icon')
self.setWindowIcon(QIcon('web.png'))
self.show()
if __name__ == '__main__':
app = QApplication(sys.argv)
ex = Example()
sys.exit(app.exec_())
Если вы более-менее опытный разработчик, то понимаете, что без интерпретатора код на python не запустить. А хотелось бы дать возможность каждому пользователю использовать программу. Вот здесь к нам на помощь и приходят специальные библиотеки позволяющие собирать проекты в .exe, которые можно потом без проблем запустить, как обычное приложение.
Существует большое количество библиотек, позволяющих это сделать, среди которых самые популярные: cx_Freeze, py2exe, nuitka, PyInstaller и др. Про каждую написано довольно много. Но надо сказать, что многие из этих решений позволяют запускать код только на компьютере, с предустановленным интерпретатором и pyqt5. Не думаю, что пользователь будет заморачиваться и ставить себе дополнительные пакеты и программы. Надеюсь, вы понимаете, что запуск программы на dev-среде и у пользователя это не одно и тоже. Также нужно отметить, что у каждого решения были свои проблемы: один не запускался, другой собирал то, что не смог потом запустить, третий вообще отказывался что-либо делать.
После долгих танцев с бубном и активным гуглением, мне все же удалось собрать проект с помощью pyinstaller, в полностью работоспособное приложение.
Немного о Pyinstaller
Pyinstaller собирает python-приложение и все зависимости в один пакет. Пользователь может запускать приложение без установки интерпретатора python или каких-либо модулей. Pyinstaller поддерживает python 2.7 и python 3.3+ и такие библиотеки как: numpy, PyQt, Django, wxPython и другие.
Pyinstaller тестировался на Windows, Mac OS X и Linux. Как бы там ни было, это не кросс-платформенный компилятор: чтобы сделать приложение под Windows, делай это на Windows; Чтобы сделать приложение под Linux, делай это на Linux и т.д.
PyInstaller успешно используется с AIX, Solaris и FreeBSD, но тестирование не проводилось.
Подробнее о PyInstaller можно почитать здесь: документация.
К тому же после сборки приложение весило всего около 15 мб. Это к слову и является преимуществом pyinstaller, поскольку он не собирает все подряд, а только необходимое. Аналогичные же библиотеки выдавали результат за 200-300 мб.
Приступаем к сборке
Прежде чем приступить к сборке мы должны установить необходимые библиотеки, а именно pywin32 и собственно pyinstaller:
pip install pypiwin32
pip install pyinstaller
Чтобы убедится, что все нормально установилось, вводим команду:
pyinstaller --version
должна высветиться версия pyinstaller. Если все правильно установилось, идем дальше.
В папке с проектом запускаем cmd и набираем:
pyinstaller myscript.py
Собственно это и есть простейшая команда, которая соберет наш проект.
Синтаксис команды pyinstaller таков:
pyinstaller [options] script [script …] | specfile
Наиболее часто используемые опции:
—onefile — сборка в один файл, т.е. файлы .dll не пишутся.
—windowed -при запуске приложения, будет появляться консоль.
—noconsole — при запуске приложения, консоль появляться не будет.
—icon=app.ico — добавляем иконку в окно.
—paths — возможность вручную прописать путь к необходимым файлам, если pyinstaller
не может их найти(например: —paths D:\python35\Lib\site-packages\PyQt5\Qt\bin)
PyInstaller анализирует файл myscript.py и делает следующее:
- Пишет файл myscript.spec в той же папке, где находится скрипт.
- Создает папку build в той же папке, где находится скрипт.
- Записывает некоторые логи и рабочие файлы в папку build.
- Создает папку dist в той же папке, где находится скрипт.
- Пишет исполняемый файл в папку dist.
В итоге наша команда будет выглядеть так:
pyinstaller --onefile --icon=name.ico --noconsole myscript.py
После работы программы вы найдете две папки: dist и build. Собственно в папке dist и находится наше приложение. Впоследствии папку build можно спокойно удалить, она не влияет на работоспособность приложения.
Спасибо за внимание. Надеюсь статья была вам полезна.
Помимо всего прочего, на Python можно создавать десктопные приложения с графическим интерфейсом (Python GUI). Это можно сделать с помощью PyQt и Qt Designer, с которыми мы сегодня познакомимся.
Эта статья предназначена для тех, кто только начинает своё знакомство с созданием приложений с графическим интерфейсом (GUI) на Python. В ней мы рассмотрим основы использования PyQt в связке с Qt Designer. Шаг за шагом мы создадим простое Python GUI приложение, которое будет отображать содержимое выбранной директории.
Что нам потребуется
Нам понадобятся PyQt и Qt Designer, ну и Python, само собой.
В этой статье используется PyQt5 с Python 3, но особых различий между PyQt и PySide или их версиями для Python 2 нет.
Windows: PyQt можно скачать здесь. В комплекте с ним идёт Qt Designer.
macOS: Вы можете установить PyQt с помощью Homebrew:
$ brew install pyqt5
Скачать пакет с большинством компонентов и инструментов Qt, который содержит Qt Designer, можно по этой ссылке.
Linux: Всё нужное, вероятно, есть в репозиториях вашего дистрибутива. Qt Designer можно установить из Центра Приложений, но PyQt придётся устанавливать через терминал. Установить всё, что нам понадобится, одной командой можно, например, так:
# для Fedora:
$ sudo dnf install python3-qt5 qt-creator
# для Debian/Ubuntu:
$ sudo apt install python3-qt5 pyqt5-dev-tools qtcreator
После того как вы закончили с приготовлениями, откройте командную строку/терминал и убедитесь, что вы можете использовать команду pyuic5
. Вы должны увидеть следующее:
$ pyuic5
Error: one input ui-file must be specified
Если вы видите сообщение, что такой команды нет или что-то в таком роде, попробуйте загуглить решение проблемы для вашей операционной системы и версии PyQt.
Если вы используете Windows, то, скорее всего, путь C:\Python36\Scripts
(измените 36
на вашу версию Python) не прописан в вашем PATH
. Загляните в этот тред на Stack Overflow, чтобы узнать, как решить проблему.
Дизайн
Основы
Теперь, когда у нас всё готово к работе, давайте начнём с простого дизайна.
Откройте Qt Designer, где вы увидите диалог новой формы, выберите Main Window и нажмите Create.
После этого у вас должна появиться форма — шаблон для окна, размер которого можно менять и куда можно вставлять объекты из окна виджетов и т.д. Ознакомьтесь с интерфейсом, он довольно простой.
Теперь давайте немного изменим размер нашего главного окна, т.к. нам не нужно, чтобы оно было таким большим. А ещё давайте уберём автоматически добавленное меню и строку состояния, поскольку в нашем приложении они не пригодятся.
Все элементы формы и их иерархия по умолчанию отображаются в правой части окна Qt Designer под названием Object Inspector. Вы с лёгкостью можете удалять объекты, кликая по ним правой кнопкой мыши в этом окне. Или же вы можете выбрать их в основной форме и нажать клавишу DEL на клавиатуре.
В итоге мы имеем почти пустую форму. Единственный оставшийся объект — centralwidget
, но он нам понадобится, поэтому с ним мы ничего не будем делать.
Теперь перетащите куда-нибудь в основную форму List Widget (не List View) и Push Button из Widget Box.
Макеты
Вместо использования фиксированных позиций и размеров элементов в приложении лучше использовать макеты. Фиксированные позиции и размеры у вас будут выглядеть хорошо (пока вы не измените размер окна), но вы никогда не можете быть уверены, что всё будет точно так же на других машинах и/или операционных системах.
Макеты представляют собой контейнеры для виджетов, которые будут удерживать их на определённой позиции относительно других элементов. Поэтому при изменении размера окна размер виджетов тоже будет меняться.
Давайте создадим нашу первую форму без использования макетов. Перетащите список и кнопку в форме и измените их размер, чтобы вышло вот так:
Теперь в меню Qt Designer нажмите Form, затем выберите Preview и увидите что-то похожее на скриншот выше. Выглядит хорошо, не так ли? Но вот что случится, когда мы изменим размер окна:
Наши объекты остались на тех же местах и сохранили свои размеры, несмотря на то что размер основного окна изменился и кнопку почти не видно. Вот поэтому в большинстве случаев стоит использовать макеты. Конечно, бывают случаи, когда вам, например, нужна фиксированная или минимальная/максимальная ширина объекта. Но вообще при разработке приложения лучше использовать макеты.
Основное окно уже поддерживает макеты, поэтому нам ничего не нужно добавлять в нашу форму. Просто кликните правой кнопкой мыши по Main Window в Object Inspector и выберите Lay out → Lay out vertically. Также вы можете кликнуть правой кнопкой по пустой области в форме и выбрать те же опции:
Ваши элементы должны быть в том же порядке, что и до внесённых изменений, но если это не так, то просто перетащите их на нужное место.
Так как мы использовали вертикальное размещение, все элементы, которые мы добавим, будут располагаться вертикально. Можно комбинировать размещения для получения желаемого результата. Например, горизонтальное размещение двух кнопок в вертикальном будет выглядеть так:
Если у вас не получается переместить элемент в главном окне, вы можете сделать это в окне Object Inspector.
Последние штрихи
Теперь, благодаря вертикальному размещению, наши элементы выровнены правильно. Единственное, что осталось сделать (но не обязательно), — изменить имя элементов и их текст.
В простом приложении вроде этого с одним лишь списком и кнопкой изменение имён не обязательно, так как им в любом случае просто пользоваться. Тем не менее правильное именование элементов — то, к чему стоит привыкать с самого начала.
Свойства элементов можно изменить в разделе Property Editor.
Подсказка: вы можете менять размер, передвигать или добавлять часто используемые элементы в интерфейс Qt Designer для ускорения рабочего процесса. Вы можете добавлять скрытые/закрытые части интерфейса через пункт меню View.
Нажмите на кнопку, которую вы добавили в форму. Теперь в Property Editor вы должны видеть все свойства этого элемента. В данный момент нас интересуют objectName
и text
в разделе QAbstractButton
. Вы можете сворачивать разделы в Property Editor нажатием по названию раздела.
Измените значение objectName
на btnBrowse
и text
на Выберите папку.
Должно получиться так:
Именем объекта списка является listWidget
, что вполне подходит в данном случае.
Сохраните дизайн как design.ui
в папке проекта.
Превращаем дизайн в код
Конечно, можно использовать .ui
-файлы напрямую из Python-кода, однако есть и другой путь, который может показаться легче. Можно конвертировать код .ui
-файла в Python-файл, который мы потом сможем импортировать и использовать. Для этого мы используем команду pyuic5
из терминала/командной строки.
Чтобы конвертировать .ui
-файл в Python-файл с названием design.py
, используйте следующую команду:
$ pyuic5 path/to/design.ui -o output/path/to/design.py
Пишем код
Теперь у нас есть файл design.py
с нужной частью дизайна нашего приложения и мы начинать работу над созданием его логики.
Создайте файл main.py
в папке, где находится design.py
.
Используем дизайн
Для Python GUI приложения понадобятся следующие модули:
import sys # sys нужен для передачи argv в QApplication
from PyQt5 import QtWidgets
Также нам нужен код дизайна, который мы создали ранее, поэтому его мы тоже импортируем:
import design # Это наш конвертированный файл дизайна
Так как файл с дизайном будет полностью перезаписываться каждый раз при изменении дизайна, мы не будем изменять его. Вместо этого мы создадим новый класс ExampleApp
, который объединим с кодом дизайна для использования всех его функций:
class ExampleApp(QtWidgets.QMainWindow, design.Ui_MainWindow):
def __init__(self):
# Это здесь нужно для доступа к переменным, методам
# и т.д. в файле design.py
super().__init__()
self.setupUi(self) # Это нужно для инициализации нашего дизайна
В этом классе мы будем взаимодействовать с элементами интерфейса, добавлять соединения и всё остальное, что нам потребуется. Но для начала нам нужно инициализировать класс при запуске кода. С этим мы разберёмся в функции main()
:
def main():
app = QtWidgets.QApplication(sys.argv) # Новый экземпляр QApplication
window = ExampleApp() # Создаём объект класса ExampleApp
window.show() # Показываем окно
app.exec_() # и запускаем приложение
И чтобы выполнить эту функцию, мы воспользуемся привычной конструкцией:
if __name__ == '__main__': # Если мы запускаем файл напрямую, а не импортируем
main() # то запускаем функцию main()
В итоге main.py
выглядит таким образом:
import sys # sys нужен для передачи argv в QApplication
from PyQt5 import QtWidgets
import design # Это наш конвертированный файл дизайна
class ExampleApp(QtWidgets.QMainWindow, design.Ui_MainWindow):
def __init__(self):
# Это здесь нужно для доступа к переменным, методам
# и т.д. в файле design.py
super().__init__()
self.setupUi(self) # Это нужно для инициализации нашего дизайна
def main():
app = QtWidgets.QApplication(sys.argv) # Новый экземпляр QApplication
window = ExampleApp() # Создаём объект класса ExampleApp
window.show() # Показываем окно
app.exec_() # и запускаем приложение
if __name__ == '__main__': # Если мы запускаем файл напрямую, а не импортируем
main() # то запускаем функцию main()
Если запустить этот код: $ python3 main.py
, то наше приложение запустится!
Но нажатие на кнопку ничего не даёт, поэтому нам придётся с этим разобраться.
Добавляем функциональность в наше Python GUI приложение
Примечание Весь дальнейший код пишется внутри класса ExampleApp
.
Начнём с кнопки Выберите папку. Привязать к функции событие вроде нажатия на кнопку можно следующим образом:
self.btnBrowse.clicked.connect(self.browse_folder)
Добавьте эту строку в метод __init__
класса ExampleApp
, чтобы выполнить привязку при запуске приложения. А теперь взглянем на неё поближе:
self.btnBrowse
: здесьbtnBrowse
— имя объекта, который мы определили в Qt Designer.self
говорит само за себя и означает принадлежность к текущему классу;clicked
— событие, которое мы хотим привязать. У разных элементов разные события, например, у виджетов списка естьitemSelectionChanged
и т.д.;connect()
— метод, который привязывает событие к вызову переданной функции;self.browse_folder
— просто функция (метод), которую мы описали в классеExampleApp
.
Для открытия диалога выбора папки мы можем использовать встроенный метод QtWidgets.QFileDialog.getExistingDirectory
:
directory = QtWidgets.QFileDialog.getExistingDirectory(self, "Выберите папку")
Если пользователь выберет директорию, переменной directory
присвоится абсолютный путь к выбранной директории, в противном случае она будет равна None
. Чтобы не выполнять код дальше, если пользователь закроет диалог, мы используем команду if directory:
.
Для отображения содержимого директории нам нужно импортировать os
:
И получить список содержимого следующим образом:
Для добавления элементов в listWidget
мы используем метод addItem()
, а для удаления всех элементов у нас есть self.listWidget.clear()
.
В итоге функция browse_folder
должна выглядеть так:
def browse_folder(self):
self.listWidget.clear() # На случай, если в списке уже есть элементы
directory = QtWidgets.QFileDialog.getExistingDirectory(self, "Выберите папку")
# открыть диалог выбора директории и установить значение переменной
# равной пути к выбранной директории
if directory: # не продолжать выполнение, если пользователь не выбрал директорию
for file_name in os.listdir(directory): # для каждого файла в директории
self.listWidget.addItem(file_name) # добавить файл в listWidget
Теперь, если запустить приложение, нажать на кнопку и выбрать директорию, мы увидим:
Так выглядит весь код нашего Python GUI приложения:
import sys # sys нужен для передачи argv в QApplication
import os # Отсюда нам понадобятся методы для отображения содержимого директорий
from PyQt5 import QtWidgets
import design # Это наш конвертированный файл дизайна
class ExampleApp(QtWidgets.QMainWindow, design.Ui_MainWindow):
def __init__(self):
# Это здесь нужно для доступа к переменным, методам
# и т.д. в файле design.py
super().__init__()
self.setupUi(self) # Это нужно для инициализации нашего дизайна
self.btnBrowse.clicked.connect(self.browse_folder) # Выполнить функцию browse_folder
# при нажатии кнопки
def browse_folder(self):
self.listWidget.clear() # На случай, если в списке уже есть элементы
directory = QtWidgets.QFileDialog.getExistingDirectory(self, "Выберите папку")
# открыть диалог выбора директории и установить значение переменной
# равной пути к выбранной директории
if directory: # не продолжать выполнение, если пользователь не выбрал директорию
for file_name in os.listdir(directory): # для каждого файла в директории
self.listWidget.addItem(file_name) # добавить файл в listWidget
def main():
app = QtWidgets.QApplication(sys.argv) # Новый экземпляр QApplication
window = ExampleApp() # Создаём объект класса ExampleApp
window.show() # Показываем окно
app.exec_() # и запускаем приложение
if __name__ == '__main__': # Если мы запускаем файл напрямую, а не импортируем
main() # то запускаем функцию main()
На данный момент этот блок не поддерживается, но мы не забыли о нём!Наша команда уже занята его разработкой, он будет доступен в ближайшее время.
Это были основы использования Qt Designer и PyQt для разработки Python GUI приложения. Теперь вы можете спокойно изменять дизайн приложения и использовать команду pyuic5
без страха потерять написанный код.
В этом уроке мы узнаем, как разрабатывать графические пользовательские интерфейсы, с помощью разбора некоторых примеров графического интерфейса Python с использованием библиотеки Tkinter.
Библиотека Tkinter установлена в Python в качестве стандартного модуля, поэтому нам не нужно устанавливать что-либо для его использования. Tkinter — очень мощная библиотека. Если вы уже установили Python, можете использовать IDLE, который является интегрированной IDE, поставляемой в Python, эта IDE написана с использованием Tkinter. Звучит круто!
Мы будем использовать Python 3.7 поэтому, если вы все еще используете Python 2.x, настоятельно рекомендуем перейти на Python 3.x, если вы не в курсе нюансов изменения языка, с целью, чтобы вы могли настроить код для запуска без ошибок.
Давайте предположим, что у вас уже есть базовые знания по Python, которые помогут понять что мы будем делать.
Мы начнем с создания окна, в котором мы узнаем, как добавлять виджеты, такие, как кнопки, комбинированные поля и т. д. После этого поэкспериментируем со своими свойствами, поэтому предлагаю начать.
Создание своего первого графического интерфейса
Для начала, следует импортировать Tkinter и создать окно, в котором мы зададим его название:
from tkinter import *
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.mainloop()
Результат будет выглядеть следующим образом:
Прекрасно! Наше приложение работает.
Последняя строка вызывает функцию mainloop
. Эта функция вызывает бесконечный цикл окна, поэтому окно будет ждать любого взаимодействия с пользователем, пока не будет закрыто.
В случае, если вы забудете вызвать функцию mainloop
, для пользователя ничего не отобразится.
Создание виджета Label
Чтобы добавить текст в наш предыдущий пример, мы создадим lbl
, с помощью класса Label
, например:
lbl = Label(window, text="Привет")
Затем мы установим позицию в окне с помощью функции grid
и укажем ее следующим образом:
lbl.grid(column=0, row=0)
Полный код, будет выглядеть следующим образом:
from tkinter import *
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
lbl = Label(window, text="Привет")
lbl.grid(column=0, row=0)
window.mainloop()
И вот как будет выглядеть результат:
Если функция grid
не будет вызвана, текст не будет отображаться.
Настройка размера и шрифта текста
Вы можете задать шрифт текста и размер. Также можно изменить стиль шрифта. Для этого передайте параметр font
таким образом:
lbl = Label(window, text="Привет", font=("Arial Bold", 50))
Обратите внимание, что параметр font
может быть передан любому виджету, для того, чтобы поменять его шрифт, он применяется не только к Label
.
Отлично, но стандартное окно слишком мало. Как насчет настройки размера окна?
Настройка размеров окна приложения
Мы можем установить размер окна по умолчанию, используя функцию geometry
следующим образом:
window.geometry('400x250')
В приведенной выше строке устанавливается окно шириной до 400 пикселей и высотой до 250 пикселей.
Попробуем добавить больше виджетов GUI, например, кнопки и посмотреть, как обрабатывается нажатие кнопок.
Добавление виджета Button
Начнем с добавления кнопки в окно. Кнопка создается и добавляется в окно так же, как и метка:
btn = Button(window, text="Не нажимать!")
btn.grid(column=1, row=0)
Наш код будет выглядеть вот так:
from tkinter import *
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
lbl = Label(window, text="Привет", font=("Arial Bold", 50))
lbl.grid(column=0, row=0)
btn = Button(window, text="Не нажимать!")
btn.grid(column=1, row=0)
window.mainloop()
Результат будет следующим:
Обратите внимание, что мы помещаем кнопку во второй столбец окна, что равно 1. Если вы забудете и поместите кнопку в том же столбце, который равен 0, он покажет только кнопку.
Изменение цвета текста и фона у Button
Вы можете поменять цвет текста кнопки или любого другого виджета, используя свойство fg
.
Кроме того, вы можете поменять цвет фона любого виджета, используя свойство bg
.
btn = Button(window, text="Не нажимать!", bg="black", fg="red")
Теперь, если вы попытаетесь щелкнуть по кнопке, ничего не произойдет, потому что событие нажатия кнопки еще не написано.
Кнопка Click
Для начала, мы запишем функцию, которую нужно выполнить при нажатии кнопки:
def clicked():
lbl.configure(text="Я же просил...")
Затем мы подключим ее с помощью кнопки, указав следующую функцию:
btn = Button(window, text="Не нажимать!", command=clicked)
Обратите внимание: мы пишем clicked
, а не clicked()
с круглыми скобками. Теперь полный код будет выглядеть так:
from tkinter import *
def clicked():
lbl.configure(text="Я же просил...")
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
lbl = Label(window, text="Привет", font=("Arial Bold", 50))
lbl.grid(column=0, row=0)
btn = Button(window, text="Не нажимать!", command=clicked)
btn.grid(column=1, row=0)
window.mainloop()
При нажатии на кнопку, результат, как и ожидалось, будет выглядеть следующим образом:
Круто!
Получение ввода с использованием класса Entry (текстовое поле Tkinter)
В предыдущих примерах GUI Python мы ознакомились со способами добавления простых виджетов, а теперь попробуем получить пользовательский ввод, используя класс Tkinter Entry
(текстовое поле Tkinter).
Вы можете создать текстовое поле с помощью класса Tkinter Entry
следующим образом:
txt = Entry(window, width=10)
Затем вы можете добавить его в окно, используя функцию grid
.
Наше окно будет выглядеть так:
from tkinter import *
def clicked():
lbl.configure(text="Я же просил...")
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
lbl = Label(window, text="Привет")
lbl.grid(column=0, row=0)
txt = Entry(window,width=10)
txt.grid(column=1, row=0)
btn = Button(window, text="Не нажимать!", command=clicked)
btn.grid(column=2, row=0)
window.mainloop()
Полученный результат будет выглядеть так:
Теперь, если вы нажмете кнопку, она покажет то же самое старое сообщение, но что же будет с отображением введенного текста в виджет Entry
?
Во-первых, вы можете получить текст ввода, используя функцию get
. Мы можем записать код для выбранной функции таким образом:
def clicked():
res = "Привет {}".format(txt.get())
lbl.configure(text=res)
Если вы нажмете на кнопку — появится текст «Привет » вместе с введенным текстом в виджете записи. Вот полный код:
from tkinter import *
def clicked():
res = "Привет {}".format(txt.get())
lbl.configure(text=res)
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
lbl = Label(window, text="Привет")
lbl.grid(column=0, row=0)
txt = Entry(window,width=10)
txt.grid(column=1, row=0)
btn = Button(window, text="Клик!", command=clicked)
btn.grid(column=2, row=0)
window.mainloop()
Запустите вышеуказанный код и проверьте результат:
Прекрасно!
Каждый раз, когда мы запускаем код, нам нужно нажать на виджет ввода, чтобы настроить фокус на ввод текста, но как насчет автоматической настройки фокуса?
Установка фокуса виджета ввода
Здесь все очень просто, ведь все, что нам нужно сделать, — это вызвать функцию focus
:
txt.focus()
Когда вы запустите свой код, вы заметите, что виджет ввода в фокусе, который дает возможность сразу написать текст.
Отключить виджет ввода
Чтобы отключить виджет ввода, отключите свойство состояния:
txt = Entry(window,width=10, state='disabled')
Теперь вы не сможете ввести какой-либо текст.
Добавление виджета Combobox
Чтобы добавить виджет поля с выпадающем списком, используйте класс Combobox
из ttk
следующим образом:
from tkinter.ttk import Combobox
combo = Combobox(window)
Затем добавьте свои значения в поле со списком.
from tkinter import *
from tkinter.ttk import Combobox
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
combo = Combobox(window)
combo['values'] = (1, 2, 3, 4, 5, "Текст")
combo.current(1) # установите вариант по умолчанию
combo.grid(column=0, row=0)
window.mainloop()
Как видите с примера, мы добавляем элементы combobox
, используя значения tuple
.
Чтобы установить выбранный элемент, вы можете передать индекс нужного элемента текущей функции.
Чтобы получить элемент select
, вы можете использовать функцию get
вот таким образом:
combo.get()
Добавление виджета Checkbutton (чекбокса)
С целью создания виджета checkbutton
, используйте класс Checkbutton
:
from tkinter.ttk import Checkbutton
chk = Checkbutton(window, text='Выбрать')
Кроме того, вы можете задать значение по умолчанию, передав его в параметр var
в Checkbutton
:
from tkinter import *
from tkinter.ttk import Checkbutton
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
chk_state = BooleanVar()
chk_state.set(True) # задайте проверку состояния чекбокса
chk = Checkbutton(window, text='Выбрать', var=chk_state)
chk.grid(column=0, row=0)
window.mainloop()
Посмотрите на результат:
Установка состояния Checkbutton
Здесь мы создаем переменную типа BooleanVar
, которая не является стандартной переменной Python, это переменная Tkinter, затем передаем ее классу Checkbutton
, чтобы установить состояние чекбокса как True
в приведенном выше примере.
Вы можете установить для BooleanVar
значение false, что бы чекбокс не был отмечен.
Так же, используйте IntVar
вместо BooleanVar
и установите значения 0 и 1.
chk_state = IntVar()
chk_state.set(0) # False
chk_state.set(1) # True
Эти примеры дают тот же результат, что и BooleanVar
.
Добавление виджетов Radio Button
Чтобы добавить radio кнопки, используйте класс RadioButton
:
rad1 = Radiobutton(window,text='Первый', value=1)
Обратите внимание, что вы должны установить value
для каждой radio кнопки с уникальным значением, иначе они не будут работать.
from tkinter import *
from tkinter.ttk import Radiobutton
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
rad1 = Radiobutton(window, text='Первый', value=1)
rad2 = Radiobutton(window, text='Второй', value=2)
rad3 = Radiobutton(window, text='Третий', value=3)
rad1.grid(column=0, row=0)
rad2.grid(column=1, row=0)
rad3.grid(column=2, row=0)
window.mainloop()
Результатом вышеприведенного кода будет следующий:
Кроме того, вы можете задать command
любой из этих кнопок для определенной функции. Если пользователь нажимает на такую кнопку, она запустит код функции.
Вот пример:
rad1 = Radiobutton(window,text='Первая', value=1, command=clicked)
def clicked():
# Делайте, что нужно
Достаточно легко!
Получение значения Radio Button (Избранная Radio Button)
Чтобы получить текущую выбранную radio кнопку или ее значение, вы можете передать параметр переменной и получить его значение.
from tkinter import *
from tkinter.ttk import Radiobutton
def clicked():
lbl.configure(text=selected.get())
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
selected = IntVar()
rad1 = Radiobutton(window,text='Первый', value=1, variable=selected)
rad2 = Radiobutton(window,text='Второй', value=2, variable=selected)
rad3 = Radiobutton(window,text='Третий', value=3, variable=selected)
btn = Button(window, text="Клик", command=clicked)
lbl = Label(window)
rad1.grid(column=0, row=0)
rad2.grid(column=1, row=0)
rad3.grid(column=2, row=0)
btn.grid(column=3, row=0)
lbl.grid(column=0, row=1)
window.mainloop()
Каждый раз, когда вы выбираете radio button, значение переменной будет изменено на значение кнопки.
Добавление виджета ScrolledText (текстовая область Tkinter)
Чтобы добавить виджет ScrolledText
, используйте класс ScrolledText
:
from tkinter import scrolledtext
txt = scrolledtext.ScrolledText(window,width=40,height=10)
Здесь нужно указать ширину и высоту ScrolledText
, иначе он заполнит все окно.
from tkinter import *
from tkinter import scrolledtext
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
txt = scrolledtext.ScrolledText(window, width=40, height=10)
txt.grid(column=0, row=0)
window.mainloop()
Результат:
Настройка содержимого Scrolledtext
Используйте метод insert
, чтобы настроить содержимое Scrolledtext
:
txt.insert(INSERT, 'Текстовое поле')
Удаление/Очистка содержимого Scrolledtext
Чтобы очистить содержимое данного виджета, используйте метод delete
:
txt.delete(1.0, END) # мы передали координаты очистки
Отлично!
Создание всплывающего окна с сообщением
Чтобы показать всплывающее окно с помощью Tkinter, используйте messagebox
следующим образом:
from tkinter import messagebox
messagebox.showinfo('Заголовок', 'Текст')
Довольно легко! Давайте покажем окно сообщений при нажатии на кнопку пользователем.
from tkinter import *
from tkinter import messagebox
def clicked():
messagebox.showinfo('Заголовок', 'Текст')
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
btn = Button(window, text='Клик', command=clicked)
btn.grid(column=0, row=0)
window.mainloop()
Когда вы нажмете на кнопку, появится информационное окно.
Показ сообщений о предупреждениях и ошибках
Вы можете показать предупреждающее сообщение или сообщение об ошибке таким же образом. Единственное, что нужно изменить—это функция сообщения.
messagebox.showwarning('Заголовок', 'Текст') # показывает предупреждающее сообщение
messagebox.showerror('Заголовок', 'Текст') # показывает сообщение об ошибке
Показ диалоговых окон с выбором варианта
Чтобы показать пользователю сообщение “да/нет”, вы можете использовать одну из следующих функций messagebox
:
from tkinter import messagebox
res = messagebox.askquestion('Заголовок', 'Текст')
res = messagebox.askyesno('Заголовок', 'Текст')
res = messagebox.askyesnocancel('Заголовок', 'Текст')
res = messagebox.askokcancel('Заголовок', 'Текст')
res = messagebox.askretrycancel('Заголовок', 'Текст')
Вы можете выбрать соответствующий стиль сообщения согласно вашим потребностям. Просто замените строку функции showinfo
на одну из предыдущих и запустите скрипт. Кроме того, можно проверить, какая кнопка нажата, используя переменную результата.
Если вы кликнете OK, yes или retry, значение станет True, а если выберете no или cancel, значение будет False.
Единственной функцией, которая возвращает одно из трех значений, является функция askyesnocancel
; она возвращает True/False/None.
Добавление SpinBox (Виджет спинбокс)
Для создания виджета спинбокса, используйте класс Spinbox
:
spin = Spinbox(window, from_=0, to=100)
Таким образом, мы создаем виджет Spinbox
, и передаем параметры from
и to
, чтобы указать диапазон номеров.
Кроме того, вы можете указать ширину виджета с помощью параметра width
:
spin = Spinbox(window, from_=0, to=100, width=5)
Проверим пример полностью:
from tkinter import *
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
spin = Spinbox(window, from_=0, to=100, width=5)
spin.grid(column=0, row=0)
window.mainloop()
Вы можете указать числа для Spinbox
, вместо использования всего диапазона следующим образом:
spin = Spinbox(window, values=(3, 8, 11), width=5)
Виджет покажет только эти 3 числа: 3, 8 и 11.
Задать значение по умолчанию для Spinbox
В случае, если вам нужно задать значение по умолчанию для Spinbox, вы можете передать значение параметру textvariable
следующим образом:
var = IntVar()
var.set(36)
spin = Spinbox(window, from_=0, to=100, width=5, textvariable=var)
Теперь, если вы запустите программу, она покажет 36 как значение по умолчанию для Spinbox.
Добавление виджета Progressbar
Чтобы создать данный виджет, используйте класс progressbar
:
from tkinter.ttk import Progressbar
bar = Progressbar(window, length=200)
Установите значение progressbar таким образом:
bar['value'] = 70
Вы можете установить это значение на основе любого процесса или при выполнении задачи.
Изменение цвета Progressbar
Изменение цвета Progressbar немного сложно. Сначала нужно создать стиль и задать цвет фона, а затем настроить созданный стиль на Progressbar. Посмотрите следующий пример:
from tkinter import *
from tkinter.ttk import Progressbar
from tkinter import ttk
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
style = ttk.Style()
style.theme_use('default')
style.configure("black.Horizontal.TProgressbar", background='black')
bar = Progressbar(window, length=200, style='black.Horizontal.TProgressbar')
bar['value'] = 70
bar.grid(column=0, row=0)
window.mainloop()
И в результате вы получите следующее:
Добавление поля загрузки файла
Для добавления поля с файлом, используйте класс filedialog
:
from tkinter import filedialog
file = filedialog.askopenfilename()
После того, как вы выберете файл, нажмите “Открыть”; переменная файла будет содержать этот путь к файлу. Кроме того, вы можете запросить несколько файлов:
files = filedialog.askopenfilenames()
Указание типа файлов (расширение фильтра файлов)
Возможность указания типа файлов доступна при использовании параметра filetypes
, однако при этом важно указать расширение в tuples.
file = filedialog.askopenfilename(filetypes = (("Text files","*.txt"),("all files","*.*")))
Вы можете запросить каталог, используя метод askdirectory
:
dir = filedialog.askdirectory()
Вы можете указать начальную директорию для диалогового окна файла, указав initialdir
следующим образом:
from os import path
file = filedialog.askopenfilename(initialdir= path.dirname(__file__))
Легко!
Добавление панели меню
Для добавления панели меню, используйте класс menu
:
from tkinter import Menu
menu = Menu(window)
menu.add_command(label='Файл')
window.config(menu=menu)
Сначала мы создаем меню, затем добавляем наш первый пункт подменю. Вы можете добавлять пункты меню в любое меню с помощью функции add_cascade()
таким образом:
menu.add_cascade(label='Автор', menu=new_item)
Наш код будет выглядеть так:
from tkinter import *
from tkinter import Menu
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
menu = Menu(window)
new_item = Menu(menu)
new_item.add_command(label='Новый')
menu.add_cascade(label='Файл', menu=new_item)
window.config(menu=menu)
window.mainloop()
Таким образом, вы можете добавить столько пунктов меню, сколько захотите.
from tkinter import *
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
menu = Menu(window)
new_item = Menu(menu)
new_item.add_command(label='Новый')
new_item.add_separator()
new_item.add_command(label='Изменить')
menu.add_cascade(label='Файл', menu=new_item)
window.config(menu=menu)
window.mainloop()
Теперь мы добавляем еще один пункт меню “Изменить” с разделителем меню. Вы можете заметить пунктирную линию в начале, если вы нажмете на эту строку, она отобразит пункты меню в небольшом отдельном окне.
Можно отключить эту функцию, с помощью tearoff
подобным образом:
new_item = Menu(menu, tearoff=0)
Просто отредактируйте new_item
, как в приведенном выше примере и он больше не будет отображать пунктирную линию.
Вы так же можете ввести любой код, который работает, при нажатии пользователем на любой элемент меню, задавая свойство команды.
new_item.add_command(label='Новый', command=clicked)
Добавление виджета Notebook (Управление вкладкой)
Для удобного управления вкладками реализуйте следующее:
- Для начала, создается элемент управления вкладкой, с помощью класса
Notebook
. - Создайте вкладку, используя класс
Frame
. - Добавьте эту вкладку в элемент управления вкладками.
- Запакуйте элемент управления вкладкой, чтобы он стал видимым в окне.
from tkinter import *
from tkinter import ttk
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
tab_control = ttk.Notebook(window)
tab1 = ttk.Frame(tab_control)
tab_control.add(tab1, text='Первая')
tab_control.pack(expand=1, fill='both')
window.mainloop()
Таким образом, вы можете добавлять столько вкладок, сколько нужно.
Добавление виджетов на вкладку
После создания вкладок вы можете поместить виджеты внутри этих вкладок, назначив родительское свойство нужной вкладке.
from tkinter import *
from tkinter import ttk
window = Tk()
window.title("Добро пожаловать в приложение PythonRu")
window.geometry('400x250')
tab_control = ttk.Notebook(window)
tab1 = ttk.Frame(tab_control)
tab2 = ttk.Frame(tab_control)
tab_control.add(tab1, text='Первая')
tab_control.add(tab2, text='Вторая')
lbl1 = Label(tab1, text='Вкладка 1')
lbl1.grid(column=0, row=0)
lbl2 = Label(tab2, text='Вкладка 2')
lbl2.grid(column=0, row=0)
tab_control.pack(expand=1, fill='both')
window.mainloop()
Добавление интервала для виджетов (Заполнение)
Вы можете добавить отступы для элементов управления, чтобы они выглядели хорошо организованными с использованием свойств padx
иpady
.
Передайте padx
и pady
любому виджету и задайте значение.
lbl1 = Label(tab1, text= 'label1', padx=5, pady=5)
Это очень просто!
В этом уроке мы увидели много примеров GUI Python с использованием библиотеки Tkinter. Так же рассмотрели основные аспекты разработки графического интерфейса Python. Не стоит на этом останавливаться. Нет учебника или книги, которая может охватывать все детали. Надеюсь, эти примеры были полезными для вас.
Изучите создание простых и мощных GUI-приложений на Python с помощью Tkinter и PyQt, двух популярных библиотек, в этой информативной статье для новичков.
Создание графического пользовательского интерфейса (GUI) для приложения на Python может быть выполнено с помощью различных библиотек. В этой статье мы рассмотрим две популярные библиотеки: Tkinter и PyQt.
Tkinter
Tkinter — это стандартная библиотека Python для создания легких и простых GUI-приложений. Она является одной из самых быстрых и простых в использовании библиотек для создания графического интерфейса на Python.
Установка
Tkinter уже включена в стандартную библиотеку Python, поэтому вам не нужно устанавливать ее отдельно.
Пример использования Tkinter
import tkinter as tk def on_button_click(): print("Hello, Tkinter!") app = tk.Tk() app.title("My Tkinter App") button = tk.Button(app, text="Click me!", command=on_button_click) button.pack() app.mainloop()
В данном примере мы создаем базовое окно с кнопкой. При нажатии на кнопку в консоли выводится сообщение «Hello, Tkinter!».
PyQt
PyQt — это набор библиотек для создания настольных приложений с графическим интерфейсом, использующих фреймворк Qt. PyQt предлагает более мощный и гибкий инструментарий для создания GUI-приложений по сравнению с Tkinter.
Установка
Для установки PyQt выполните следующую команду:
pip install PyQt5
Пример использования PyQt
from PyQt5.QtWidgets import QApplication, QPushButton, QMainWindow import sys def on_button_click(): print("Hello, PyQt!") app = QApplication(sys.argv) window = QMainWindow() window.setWindowTitle("My PyQt App") button = QPushButton("Click me!", window) button.clicked.connect(on_button_click) button.show() window.show() sys.exit(app.exec_())
В данном примере мы создаем базовое окно с кнопкой. При нажатии на кнопку в консоли выводится сообщение «Hello, PyQt!».
Python-разработчик: новая работа через 9 месяцев
Получится, даже если у вас нет опыта в IT
Получить
программу
Вывод
Выбор между Tkinter и PyQt зависит от ваших предпочтений и требований к приложению. Tkinter подойдет для простых и небольших приложений, в то время как PyQt предоставляет больше возможностей для создания сложных и мощных GUI-приложений.
Не забывайте о практике и экспериментах с различными библиотеками, чтобы найти подходящий для вас инструмент для создания GUI-приложений на Python. Удачи вам в изучении и разработке! 😉