Первая операционная система windows с графическим интерфейсом

Microsoft Windows 1.0 — графический интерфейс, разработанный корпорацией Microsoft для MS-DOS, использующий принцип фреймового менеджера окон. Интерфейс был создан для облегчения работы с MS-DOS, унификации внешнего вида приложений и оптимизации работы с периферийными устройствами (например, с принтером). Программа была официально анонсирована Биллом Гейтсом 10 ноября 1983 года в Нью-Йорке[2], однако выпущена лишь спустя два года.

Реакция пользователей на появление Windows была сдержанной, поскольку для полноценного использования приходилось приобретать такое дорогостоящее оборудование, как мышь, память большого объёма и новую модель процессора[3]. Кроме того, в поставку входили несколько приложений, разработанных специально под такие характеристики компьютера. Многие части оболочки были использованы в её следующих, более успешных версиях.

История[]

Большинство графических пользовательских интерфейсов того времени ориентировалось на более или менее удачную реализацию Xerox Alto, первого компьютера с интерфейсом такого типа. Он позволял пользователю одним щелчком мыши запускать программы, открывать файлы без запоминания точного пути в системе.

Маркетинговые предпосылки к разработке[]

Microsoft во главе с Биллом Гейтсом так-же разрабатывала ПО для компьютеров Apple[1], но начавшиеся продажи значительно дешёвых IBM PC создали новый свободный сегмент рынка графических оболочек для персональных компьютеров. Стоивший почти 10.000$ Apple Lisa[2] могли позволить себе купить немногие покупатели, и Microsoft решила занять эту нишу первой.

Сложную проблему обеспечения функциональности на уровне конкурентов с медленным процессором, и без использования жёсткого диска (дорогого на тот момент времени устройства) удалось решить[3], но снижение производительности при этом было неизбежным. В рекламных проспектах применили хитрость:

заявленная многозадачность обеспечивалась при значительно больших аппаратных требованиях, которые были напечатаны снизу мелким шрифтом[4]

Разработка Windows 1.0[]

В сентябре 1981 года, через месяц после поставки PC-DOS 1.0 через IBM, начались работы над проектом Interface Manager, который должен был ликвидировать разрыв между MS-DOS и прикладными программами, облегчив параллельно работу с подключенными к компьютеру принтерами и мониторами. Interface Manager должен был быть независимым от оборудования, иметь графический режим работы, соответствовать принципу WYSIWYG и предоставлять унифицированный внешний вид для программ. В вышедшем в 2005 году историческом обзоре немецкий журнал «Manager Magazin[de]» писал, что таким образом должна была обеспечиваться тесная связь системы и пользовательского интерфейса с тем, чтобы пользователь, выбравший определённый интерфейс, привязывался и к соответствующей операционной системе. В августе 1982 года был выпущен Microsoft Multiplan с предложением выводить все команды под строкой ввода для интуитивности. Однако под впечатлением графического пользовательского интерфейса у Xerox Star и Apple Lisa в 1982 году было решено использовать выпадающее меню и диалоговые окнас возможностью отображения нескольких документов в различных окнах, а для управления этими элементами использовать компьютерную мышь.

После того, как компания VisiCore осенью 1982 года на COMDEX представила Visi On, Чарльз Симони рассказал о том, что в Microsoft разрабатывают продукт, внешне очень похожий на Visi On и созданный Биллом Гейтсом в 1983 году. В мае 1983 года ответственный менеджер Джеф Рэйкс (англ. Jeff Raikes) предложил для продукта название Microsoft Desktop; оно использовалось и ранее, но не являлось преобладающим, в отличие от названия Interface Manager. Однако вскоре PR-менеджеры создали более простое название — «Windows».

После начала распространения Visi On в октябре 1983 года и уведомления от IBM с вопросом о том, какие продвижения есть в проекте Interface Manager, Microsoft была вынуждена анонсировать свою разработку для общественности. 10 ноября 1983 Билл Гейтс в Нью-Йорке рассказал о разработке графического интерфейса для MS-DOS и о том, что, предположительно, до конца 1984 года Windows будет использован на более чем 90 процентах всех компьютеров с MS-DOS. Однако выпуск Windows 1.0 пришлось отложить несколько раз, из-за чего продукт приобрёл репутацию так называемого Vaporware, что отразилось и на репутации всей компании. Разработчики столкнулись с проблемами в эффективности процессора Intel 8088. Windows требовала слишком много места на дискетах и не отличалась производительностью. Между тем появились такие мультизадачные среды, как DESQview (это предшественник DESQ, разработанный в июле 1985, то есть уже даже в мае 1984 года Windows было практически бессмысленно выпускать) от Quarterdeck, IBM TopView (январь 1985) от IBM и GEM (февраль 1985) от Digital Research, улучшенные по сравнению с продукцией конкурентов. После реструктуризации компании Microsoft в августе 1984 года ответственность за пользовательский интерфейс была возложена на Нила Конзена (англ. Neil Konzen). Чтобы облегчить систему, он переопределил множество внутренних процедур в Windows. Для демонстрации эффективности Windows по образцу Apple были созданы программы Write и Paint. Под руководством Тэнди Троуэра (англ. Tandy Trower) появились такие дополнительные инструменты, как календарь, калькулятор, карточная игра, часы и игра Реверси. На COMDEX в мае 1985 года Windows была представлена общественности. Windows стала поддерживать мышь вместе с клавиатурой, а также была объявлена поддержка импорта PIF-файлов из IBM TopView. 28 июня 1985 Microsoft поставила первую тестовую версию (1.00) для разработчиков программного обеспечения и производителей компьютеров.

Не было достаточно времени, чтобы внести изменения. Баллмер настаивал на том, чтобы не менять то, что уже было сделано […] не было достаточно времени, чтобы изменить системный шрифт Windows […] с моноширинного на пропорциональный, что делало общий вид немного неуклюжим, особенно по сравнению с недавно анонсированным интерфейсом Macintosh. Стив [Баллмер] пообещал, что к следующему релизу я получу некоторую творческую свободу вносить существенные изменения в интерфейс. Мне можно было добавить некоторые функциональные возможности, чтобы усилить привлекательность для конечных пользователей, но весь продукт нужно было завершать, а не заниматься доработками, которые повлекли бы задержки, ставившие под угрозу его выпуск тем летом.

(рус.)

There wasn’t much time to make changes. Ballmer was emphatic not to redefine what was already done […] was not enough time to change the Windows system font […] from a fixed width typeface to a proportional typeface, which made the overall look a bit clunky, especially in comparison to the newly announced Macintosh interface. Steve’s promise was that in the next release I would get creative freedom to make any significant changes to the product’s interface. I could add some functionality to make it more appealing to end-users, but overall the product needed to be finished, not further tweaked in any way that jeopardized getting it out that summer without further embarrassment.

(англ.)

— Тэнди Троуэр[en][21]

Непосредственный релиз[]

Обложка брошюры «Microsoft Introduces Power Windows»

Окончательный выпуск оболочки с номером 1.01 произошёл 21 ноября[22], тогда программа была представлена на пресс-конференции[23][24]. О поставке в розничную торговлю было объявлено уже накануне[25]. Объявленная стоимость в США составляла 99 долларов[20][26], в Германии — 399 немецких марок[27]. К апрелю 1987 года было продано около полумиллиона копий[28].

На создание первой версии Windows, 24 программиста[18][29] потратили около 110 000 часов[23]. Кроме того, перед ними стояли задачи по тестированию[18]. 85 % системы было написано на Си[23]. Только критически важные её части были реализованы на ассемблере.

Это уникальное программное обеспечение предназначено для серьёзного пользователя компьютера…

На японский рынок оболочка версии 1.03 вышла как комплектная операционная система для NES PC-9801 VX4/WN в ноябре 1996 года[31]. В японскую версию также была добавлена программа WSWITCH[источник не указан 34 дня], позволяющая переключать память

Функциональность[]

Система поддерживала графические адаптеры EGA компьютеров серии IBM PC/AT. В мае 1986 года последовала локализованная версия 1.02 с поддержкой основных европейских языков[12]. Версии 1.03 (август 1986) и 1.04 (апрель 1987) содержали незначительные улучшения[12], патчи, обновлённые драйверы устройств, в том числе драйверы для европейских клавиатур и дополнительные драйверы для экрана и принтеров, а также была добавлена поддержка графических режимов Tandyruen, AT&T и графических адаптеров VGA, появившихся в компьютерах серии PS/2. В то же самое время Microsoft совместно с IBM анонсировала операционную систему OS/2 с графическим интерфейсом — Presentation Managerruen, которая, по замыслу компаний, должна была со временем заменить как MS-DOS, так и Windows.

Запуск проходит открытием файла WIN.COM в DOS. В командной строке запускается Windows с рабочим столом и программами MS-DOS, совместимыми с файловым менеджером. Это позволяло пользователям без знания точного синтаксиса команд MS-DOS копировать файлы, каталоги, создавать приложения для DOS и Windows. Запущенные программы отображались в нижней части экрана как значки. С помощью панели управления можно было настраивать определённые свойства Windows в соответствии с предпочтениями пользователя. Так, могли быть установлены используемые цвета или частота мерцания курсора. Благодаря прилагаемой службе«Диспетчер очереди печати» стала возможной печать файлов в фоне. Буфер обмена позволил производить обмен данными между приложениями. Средство «Терминал» позволяло общаться с другими компьютерами по нуль-модемному соединению.

Все приложения, разработанные под Windows, имели другой формат, отличный от формата приложений DOS — NE (от англ. New Executable), тем самым обеспечивалась несовместимость новых приложений с DOS.

Совместимость с DOS-приложениями[]

Так как не все программы были совместимы с Windows, в системе пришлось оставить поддержку DOS-приложений. Они могли работать так же, как и под DOS, но уже без графического интерфейса с центральной графикой и драйверами.

Windows имел небольшой успех, так как приложений для Windows было мало. […] Однако работа с DOS приложениями под Windows принесла существенные преимущества. […] Даже MS-DOS 3.2 полностью поддерживается.

Оригинальный текст  (нем.): [показать]

С PIF Editor эти приложения можно было настроить, например, в использовании памяти или периферийных устройств (см. ниже).

DOS-приложения, использующие только системные вызовы (Microsoft называет их «совместные программы»[18] (нем. kooperative Programme)), запускаются в окне Windows. Следовательно, растёт и потребность в памяти, так как они туда загружаются в дополнение к системе.

Комплект поставки[]

Поставляемая вместе с системой программа Write примерно соответствовала по функциональности программе Microsoft Word для Macintosh и впервые на IBM PC позволяла работать с форматом файла Word, имеющим расширение DOC. Paint создан как аналог графического редактора из Macintosh. Также Windows содержала логические компьютерные игры (реверси и карточные) и различные утилиты, имитирующие предметы, находящиеся, как правило, на обычном столе: калькулятор, календарь, блокнот, а также часы.

В комплекте поставки Windows находились драйверы для в общей сложности 19 моделей принтеров фирм Epson, IBM, OKI, NEC, C. Itoh, Starruen, Toshiba, TI и HP. Также, система Windows поддерживала карты расширения памяти стандарта LIM-EMS, с помощью которых компьютерная память, ограниченная в рамках DOS 640 килобайтами, могла быть увеличена до нескольких мегабайт.

Частью установки были PIF-файлыruen с настройками по умолчанию. Изначально содержимое на установочных дискетах не было разбито на категории, в отличие от многих других операционных систем и более поздних версий Windows. Начиная с версии 1.03, в распространявшийся комплект входили шесть (ранее пять) 5,25-дюймовых дискет с названиями WIN1WIN2ANWENDGNFONTSHILFSPRG и WRITEPRG. Все установочные файлы были не сжаты.

Системные требования[]

Изначально минимальные системные требования для установки с пяти 5,25-дюймовых дискет с Windows 1.01 были следующими: процессор Intel 8088, 256 Кбайт памяти и два диска для установки, один из которых должен быть дисководом, а также операционная система MS-DOS 2.x или более поздней версии[19]. На момент запуска имелась поддержка работы в сети (MS-DOS с версии версии 3.1, ноябрь 1984). Windows 1.0 поддерживает видеокарты стандартов HGC, CGA и EGA, но не полностью. Например, MS-DOS только в более поздней версии полностью поддерживает (версия 3.2[18]) CGA; по умолчанию есть поддержка только черно-белого изображения.

Существовавшие на момент выпуска решения[]

Когда на программном рынке появилась Windows, существовали продукты с аналогичным набором функций:

  • Visi On от VisiCorp[en] могла запускать только специализированные приложения, запрограммированные только под эту систему. Для их разработки нужна была мини-ЭВМ VAX или DEC. Пользователям приходилось пользоваться программами, самостоятельно разработанными фирмой VisiCorp: программа для обработки текста, таблиц и графический редактор. Для работы Visi On нужно было также приобретать дорогие жёсткие диски. По этим причинам продажи этой системы были неудовлетворительными, так как в разработку было вложено около 10 миллионов долларов[32].
  • IBM TopView[en] хоть и не имел графического интерфейса и использовал текстовый режим, но мог выполнять DOS-программы. Однако только специально разработанные для TopView приложения могли выполняться параллельно, что означало получение возможности обмениваться данными с помощью буфера обмена.
  • GEM от Digital Research мог только запускать приложения и не сильно отличался от Xerox PARC, в котором были, например, перекрывающиеся окна — Microsoft ввела их только в Windows 2.x[33].

Последующие обновления[]

В январе 1986 года было выпущено обновление 1.02[14]. Эту версия стала первой локализованной на европейские языки, которую начали продавать в Европе. В августе 1986 года была выпущена версия 1.03. В ней были добавлены драйверы для европейских раскладок клавиатуры, а также драйверы для принтеров и монитора. Была добавлена поддержка компьютеров типа AT&T 6300 и 6300 Plus, поддержка MS DOS 3.2 и поддержка дисководов для IBM 3.5″ дискет[14].

Версия Windows 1.03 поддерживает все функции [старых версий] и заменяет собой версии 1.01 для США и 1.02 для Европы

Оригинальный текст (англ.): [показать]

В апреле 1987 года было выпущено последнее обновление 1.04[14]. В нём была добавлена поддержка компьютеров IBM PS/2, однако не добавлено поддержки новых видеокарт VGA. В ноябре 1987 года вышел преемник Windows 1.0x — Windows 2.x[30].

Сравнение экранов загрузки Windows 1.01 и Windows 1.04, видно как поменялся логотип Microsoft[]

Win 1

Windows 1

Реакция общества[]

Когда на программном рынке появилась Windows, существовали продукты с аналогичным набором функций:

  • Visi Onruen от VisiCorpruen могла запускать только специализированные приложения, запрограммированные только под эту систему. Для их разработки нужна была мини-ЭВМ VAX или DEC. Пользователям приходилось пользоваться программами, самостоятельно разработанными фирмой VisiCorp: программа для обработки текста, таблиц и графический редактор. Для работы Visi On нужно было также приобретать дорогие жёсткие диски. По этим причинам продажи этой системы были неудовлетворительными для фирмы VisiCorp, потому что было вложено около 10 миллионов долларов[20].
  • DESQview от Quarterdeckruen поддерживала одновременную работу нескольких DOS-программ[21], однако Windows вытеснила этого конкурента с рынка[22].
  • IBM TopViewruen не имел графического интерфейса, но использовал текстовый режим. TopView мог выполнять DOS-программы, но только специально разработанные для TopView приложения могли выполняться параллельно, что означало получение возможности обмениваться данными с помощью буфера обмена.
  • GEM от Digital Research мог только запускать приложения, но сильно отличался от Xerox PARC, в котором были, например, перекрывающиеся окна — впрочем, Microsoft также ввела их только в Windows 2.0x[23].

Опрос журнала InfoWorldruen в декабре 1985 года, показал, что на предприятиях для обработки данных оболочке Windows предпочитают продукты GEM или TopView, их не привлекало даже получение лучшей интеграции[24]. В эксплуатации Windows оказалась очень медленной. Для правильного использования было необходимо приобретать новое оборудование: карту расширения, мышь, видеокарту, которые были очень дорогими и, соответственно, не очень популярными. Только немногие производители IBM-совместимых ПК поставляли Windows вместе с машинами. К тому же специально разработанных приложений для использования возможностей Windows было мало. Первая производимая не Microsoft программа для Windows была программа для рисования In-A-Vision от Пола Грейсона (англ. Paul Grayson) из компании Micrografxruen. Для разработки Windows-приложений необходимо было иметь Software Development Kit, состоявший из семи дисков, включающих в себя специальные версии компилятора Си от Microsoft, и почти 1000-страничную документацию Windows API, которая была сложна даже для программистов[25]. Только в декабре 1986 года появилось DTP-совместимое программное обеспечение PageMaker от Aldus, являющееся первым крупным приложением для Windows. По причине слабого распространения системы, PageMaker распространялся с помощью специальной среды выполнения[26]. В конце октября 1987 года Microsoft выпустилаMicrosoft Excel 2.0 — первая собственная специально разработанная под Windows программа. Она появилась одновременно с Windows 2.0 и поставлялась с компьютерами с процессором Intel 80286[27].

Журналист Джим Сеймур (англ. Jim Seymour) высказал мнение о Windows вскоре после её появления в журнале PC Week[28]:

Я — фанат Windows, и невзирая на сегодняшние характеристики, я верю, что в один прекрасный день Windows будет нужной. […] На мой взгляд, программистам нужно создавать новые приложения для Windows, даже на будущее, а также переводить уже существующие продукты.

Галерея[]

Windows 1.01

Windows 1.01

Рабочий стол

Рабочий стол

Блокнот

Калькулятор

Выбор цвета

Выбор цвета

Диалоговое окно

Диалоговое окно

Программы календарь и картотека

Программы календарь и картотека

Плиточные окна (Windows 1.0x не поддерживает перекрывающие окна)

Плиточные окна (Windows 1.0x не поддерживает перекрывающие окна)

Программа Windows Write

Книга Microsoft Windows 1.01

Книга Microsoft Windows 1.01

Внешние ссылки[]

  • A good look a Windows 1.01
  • Microsoft History of Windows page
  • Free Dictionary Windows 1.0 page
  • 20 Things You Didn’t Know about Windows 1.0
  • Operating System.org Windows 1.0 page
  • Microsoft Windows Version History
  • Windows 1.01 in your browser
  • Загрузить Windows 1.0 в моем браузере

История Windows 1.0[]

Дата Произошло
20 ноября 1983 Было обьявлено о работе над программной оболочкой для MSDOS которой и является Windows 1.0
30 июля 1985 Выпущена Windows Premiere Edition — Бета Windows 1.0
20 ноября 1985 Выпущена Windows 1.01
7 декабря 1985 Выпущена Windows 1.02
Август 1986 Выпущена Windows 1.03
Апрель 1987 Выпущена Windows 1.04 (последняя версия Windows 1.0x)
1995 или 1996 Рыночная доля Windows 1.0 достигнула 0.00%, что значит, что ей больше не пользуются
31 декабря 2001 Закончена поддержка Windows 1.0
Хронология ОС Windows
Основные версии MS-DOS: Windows 1.0x • Windows 2.x (Windows 2.1x) • Windows 3.x
Windows 9x: Windows 95 • Windows 98 • Windows ME
Windows NT: Windows NT 3.1 • Windows NT 3.5 • Windows NT 3.51 • Windows NT 4.0 • Windows 2000 • Windows XP • Windows Vista • Windows 7 • Windows 8 • Windows 8.1 • Windows 10
Windows Server Windows Server 2003 • Windows Home Server (Windows Home Server 2011) • Windows Server 2008 (Windows HPC Server 2008 • Windows Server 2008 R2) • Windows Essential Business Server • Windows MultiPoint Server • Windows Small Business Server • Windows Server 2012 (Windows Server 2012 R2) • Windows Server 2016
Специализированные Windows Embedded (Windows Embedded Automotive • Windows Embedded POSReady) • Среда предустановки Windows • Windows Fundamentals for Legacy PCs
Мобильные Windows CE (Windows CE 1.0 • Windows CE 2.0Windows CE 3.0 • Windows CE 4.0 • Windows CE 5.0 • Windows CE 6.0 • Windows Embedded Compact 7 • Windows Embedded Compact 2013) • Windows Mobile • Windows Phone • Windows RT • Windows 10 Mobile
Другие проекты Открытые: Xenix • OS/2 • Microsoft Singularity • Midori
Закрытые: Windows Neptune • Windows Nashville • Windows Odyssey • Windows Cairo • Windows Longhorn • Windows 10x
Альтернативные реализации ReactOS • Wine
  1. Steven Burke. Excel обгоняет Jazz и Crunch в гонке табличных процессоров для Mac (англ.) = Excel Leaves Jazz, Crunch Behind In Battle of the Mac Spreadsheets // InfoWorld : журнал. — InfoWorld Media Group Inc., 1986. — 10 February (vol. 8, no. 6). — P. 1. — ISSN 0199-6649.
  2. Sean Hollister. Revisiting Windows 1.0: how Microsoft’s first desktop gracefully failed (англ.). The Verge (20 November 2012). Дата обращения 16 февраля 2020. Архивировано 1 декабря 2019 года.
  3. Will Fastie. Вид из Окон (англ.) = The View from Windows // CREATIVE COMPUTING : журнал. — Ahl Computing Inc., 1985. — October (vol. 11, no. 10). — P. 114.
  4. Marc Stern. Windows требует слишком много ресурсов (англ.) = Windows Requires Too Much Power // InfoWorld : журнал. — InfoWorld Media Group Inc., 1986. — 3 February (vol. 8, no. 5). — P. 33. — ISSN 0199-6649.

Упавшая звезда. Как выглядела самая первая ОС с графическим оконным интерфейсом

Время на прочтение
10 мин

Количество просмотров 26K

Когда мы говорим «операционная система с графическим интерфейсом», первое, что обычно приходит в голову — это macOS и Microsoft Windows (кое-кто, конечно, сразу вспоминает Linux). Причем примерно в такой последовательности наиболее распространенные сегодня платформы с GUI и развивались исторически: считается, что первой на коммерческий рынок «операционок с окнами» вышла Apple, к которой спустя некоторое время подтянулись разработчики из Редмонда. Но еще задолго до этих двух компаний собственную графическую платформу начали разрабатывать в другой фирме, широко известной сегодня своими принтерами и копировальными аппаратами. Речь, как ни странно, идет о Xerox.

Мысль о том, что в традиционном интерфейсе ОС, требующем держать в голове огромное количество команд и ключей, которые ты набираешь вручную в консоли, нужно что-то менять, витала уже давно. Компьютеры быстро развивались, и даже в семидесятых годах прошлого века терминал многим не казался верхом технологического совершенства, а в начале восьмидесятых его и вовсе воспринимали как анахронизм. В своей юмористической книге «Дейв Барри в Киберпространстве», увидевшей свет в 1996 году, знаменитый американский публицист Дейв Барри вспоминал самый расцвет эпохи командной строки следующим образом:

Как же, в общих чертах, работала MS-DOS? Самая первая версия, 1.0, не делала практически ничего, кроме как выводила на экран следующее: A:>. Вот и все. Это абсолютно точно. Спросите у кого-нибудь, кто использовал компьютеры с MS-DOS в те времена. Они включали машину, и эта A:> таращилась на них с экрана. Как бы то ни было, люди усаживались за свои персоналки, любовались на A:> в течение какого-то времени, а затем пытались набрать на клавиатуре что-нибудь после A:>, например, вот так: A:>HELLO. Однако вот тут-то в действие вступало другое важное правило MS-DOS — что бы вы ни делали, ответ всегда был одинаковым: «BAD COMMAND OR FILE NAME». После чего без всяких объяснений на экране вновь появлялось это проклятое A:>. Среди пользователей ходили туманные слухи (очень редко, впрочем, подтверждавшиеся фактами), что если напечатать на клавиатуре какие-то секретные слова, то можно получить от системы другой ответ. Но если такие слова и существовали в природе, то знал их, наверное, только сам руководитель Microsoft Билл Гейтс. Поэтому основным предназначением MS-DOS, на которое тратились миллионы человеко-часов, заключалось в том, чтобы заставить ее в конечном итоге сделать хоть что-нибудь полезное.

На самом деле, теоретические основы графического интерфейса для человеко-машинного взаимодействия были заложены еще в шестидесятых. И занимался этими разработками ученый из расположенного в Бирмингеме исследовательского центра Southern Research Institute Дуглас Энгельбарт (Douglas Englebart). В своей работе доктор Энгельбарт заложил основы, базовые принципы построения графических интерфейсов, впервые описав такие элементы пользовательской среды, как динамически генерирующиеся окна для запуска различных программ, активизирующиеся при наведении курсора всплывающие меню, а также утилиты, обеспечивающие взаимодействие между оконными приложениями, устройствами ввода-вывода компьютера и другими составляющими операционной системы. В своих разработках Энгельбарт прежде всего ориентировался на пользователей инженерных и конструкторских программ — им графическая среда была нужнее всего.


Дуглас Энгельбарт

Очевидно, что управлять окнами и экранными кнопками при помощи клавиатуры (а именно она и являлась основным «устройством ввода» в те времена) было крайне неудобно — в сочетании с ней лучше всего работала как раз командная строка. И Дуглас Энгельбарт решил придумать какое-то другое устройство, с помощью которого взаимодействовать с графическим интерфейсом было бы немного комфортнее. Сам Дуглас вспоминал, что источником вдохновения для этой его разработки послужила таблица Менделеева, в которой каждый элемент занимает собственную ячейку, снабженную уникальным номером. Условно разделив экран компьютера на вертикальные и горизонтальные линии, Энгельбарт получил некое подобие шахматной доски, каждую клетку которой можно описать совокупностью координат по вертикали и горизонтали. К этим координатам и было решено «привязать» курсор. А перемещать его изобретатель решил с помощью придуманного им манипулятора на длинном тонком проводе, похожем на мышиный хвост.


Первая мышь Дугласа Энгельбарта — с дисками и одной кнопкой

Первая мышь, построенная Дугласом Энгельбартом, имела в нижней своей части два вращающихся диска, управлявших перемещениями курсора. Однако при таком подходе мышь отлично перемещалась строго по горизонтали или вертикали, а вот передвинуть ее в диагональном направлении было практически невозможно. Поэтому конструкцию вскоре чуть изменили: воспользовавшись идеей Билла Инглиша, внутрь устройства поместили резиновый шарик, касающийся двух перпендикулярно расположенных валов: при движении мыши шарик вращал валы, а поворот каждого валика на определенный угол управлял смещением курсора мыши на соответствующее экранное расстояние. Для того чтобы выполнить какое-либо действие над объектом, расположенным в отмеченной курсором области экрана, Энгельбарт разместил на корпусе мыши специальную кнопку, по нажатию на которую компьютер выполнял ту или иную операцию, заложенную в него программой. Например, если пользователь перемещал мышь на определенное расстояние, указатель просто менял свое положение на экране, а если он проделывал то же действие при нажатой кнопке, на экране можно было нарисовать линию. Изобретение получилось крайне футуристичным, но теперь дело оставалось за малым: разработать ПО, которое полноценно поддерживало бы это принципиально новое устройство.

Развитие софта тормозило, прежде всего, то обстоятельство, что большинство дисплеев в те времена были алфавитно-цифровыми, и с полноценным отображением графики они не очень-то справлялись. Даже игры в 70-х строились в основном на принципе «буква «А» бегает по экрану за буквой «Б»», что уж говорить о более серьезных вещах? Все изменилось, когда в конце семидесятых годов в исследовательском центре компании Xerox в Пало-Альто (Palo Alto Research Center, PARC) был разработан персональный компьютер «Alto», оснащенный растровым дисплеем, позволявшим отображать на экране графические элементы, дисководом и разъемом, с помощью которого можно было подключать к внешнему порту ЭВМ принтер и другую периферию. Этот компьютер по своим характеристикам позволял запускать приложения с графическим интерфейсом, а главное, поддерживал изобретение Дугласа Энгельбарта — компьютерную мышь, в конструкцию которой для пущего удобства пользователя добавили еще две кнопки.


Персональный компьютер Xerox Alto

Xerox Alto стал одним из первых поступивших в продажу полноценных персональных компьютеров (первые прототипы были представлены в 1973 году) — все, что присутствовало на рынке до этого, являлось по большому счету «программируемыми терминалами» и требовало подключения к мейнфрейму. Alto предназначался для университетских лабораторий, исследовательских центров, этим компьютером могли с успехом пользоваться инженеры, конструкторы и банковские служащие. В комплект поставки входили практически все компоненты, которые в наши дни являются обязательными для любой настольной персоналки: растровый дисплей, жесткий диск со сменными картриджами объемом 2,5 Мбайта, клавиатура, мышь, адаптер для подключения машины к локальной сети.


Жесткий диск со сменным картриджем объемом 2,5 мегабайта

Но самое главное – на Xerox Alto была установлена специально разработанная для этой машины операционная система с графическим интерфейсом – первая в мире коммерческая операционная система, в составе которой были реализованы такие элементы, как рабочий стол, гиперссылки, динамически генерирующиеся окна и кнопки, меню, а также режим управления компьютером с помощью мыши, подразумевающий выделение и перетаскивание объектов. Таким образом, компания Xerox стала первой на нашей планете фирмой, выпустившей на рынок платформу, оснащенную полноценным графическим интерфейсом. Про сам компьютер и его «железную» начинку подробно написано здесь, нас же интересует в первую очередь его программная составляющая.


Графический интерфейс Xerox Alto

В основе системы, на которой работал Xerox Alto, лежала созданная Дугласом Энгельбартом концепция NLS (oN-Line System), доработанная в Augmentation Research Center (ARC) при Стенфордском исследовательском институте (Stanford Research Institute, SRI). Монохромный дисплей Alto в непривычной для нас портретной ориентации вытягивал разрешение 606 x 808 точек, что позволяло отрисовывать на нем довольно замысловатые графические объекты.

Оконная среда Alto была написана на языках Smalltalk и Mesa. Она включала несколько виртуальных рабочих столов, а также окна, которые могли перекрывать друг друга. Эти окна можно было перетаскивать по экрану при помощи мыши и произвольно менять их размер. В интерфейсе ОС полностью отсутствовали значки приложений — вместо них использовались текстовые таблицы и меню (практически как в знаменитом Northon Commander, который появился на свет спустя десятилетие).


Графический интерфейс Xerox Alto

Поскольку Alto использовал полноценную графическую среду, для этого компьютера был написан целый набор программ, поддерживавших этот оконный режим работы. В основе платформы лежал файловый менеджер Neptune. Он имел двухколоночное представление: в каждой из колонок отображался список файлов на выбранном носителе, например, жестком диске или дискете. Выделить нужный файл можно было при помощи мыши, далее следовало нажать одну из кнопок, чтобы выполнить над файлом ту или иную операцию: скопировать, переименовать или переместить, либо удалить его. Чтобы запустить приложение, нужно было выделить файл мышью и нажать на кнопку Start в окне Neptune — после этого при необходимости у пользователя появлялась возможность задать параметры запуска приложения с помощью вводимых с клавиатуры ключей.


Файловый менеджер Neptune

Помимо файлового менеджера для Alto существовало как минимум два полноценных текстовых WYSIWYG-редактора: Bravo и Gypsy, два растровых графических редактора: Markup и Draw, клиенты для обмена текстовыми сообщениями по сети Hardy и Laurel (прообраз современных почтовых программ), утилита для сетевого чата, утилита для обмена файлами по сети, векторный редактор для проектирования печатных плат Sil, а также целый набор игр, включавший шахматы и Pinball. На этом видео из 70-х показана работа компьютера Xerox Alto — здесь отлично виден файловый менеджер Neptune.

Несмотря на то, что Alto успешно выпускался и продавался вплоть до конца 70-х, эта машина все же считается мелкосерийным экспериментальным изделием: всего было построено чуть больше двух тысяч экземпляров этого ПК, а сам компьютер получился весьма дорогим. Все идеи и технические решения, разработанные PARC для Alto, нашли свое применение в серийном персональном компьютере «Star», выпущенном компанией Xerox на рынок в 1981 году.


Xerox Star

В процессе разработки персонального компьютера «Star» инженеры Xerox столкнулись с рядом технических сложностей, связанных, в первую очередь, с невысокой производительностью имевшихся в их распоряжении процессоров: из наиболее подходящих по быстродействию для использования в составе персонального компьютера чипов можно было выбрать только Intel 8008 или MOS Technology 6502. Но ни та, ни другая микросхема не позволяли добиться скорости вычислений, необходимой для нормальной работы графической операционной системы. Выход нашелся весьма неожиданным образом: на компьютере было установлено четыре процессора, не только обеспечивавших необходимое быстродействие при работе с ОС, но и позволявших осуществлять обмен данными в локальной сети Ethernet пропускной способностью порядка 10 Мб/с. Не опираясь на аппаратные прерывания, разработчики все же сумели обеспечить работоспособность управляемого событиями интерфейса, благодаря чему сама графическая оболочка могла выполнять приложения в псевдомногозадачном режиме. Для «Xerox Star» были созданы базовые протоколы Ethernet и даже международная система сетевой адресации, общий принцип которой впоследствии был принят при разработке формата записи адресов в интернете, известного пользователям, как URL. Иными словами, технические и программные решения, заложенные в «анатомию» персонального компьютера Xerox Star, явились во многом определяющими для всех последующих поколений персональных компьютеров, оказав значительное влияние на развитие информационных технологий вообще и компьютерной промышленности в частности.

Помимо подключения к локальной сети (это умел еще Alto), Xerox Star мог работать с первыми лазерными принтерами производства той же Xerox. Кроме того, для Star впервые была разработана мышь с оптическими датчиками — пока еще не лазерная, но уже не совсем механическая. Но больше всего изменений появилось в графическом интерфейсе пользователя.


Интерфейс Xerox Star

Прежде всего, в ОС Xerox Star впервые в мире стали использоваться значки файлов и папок — практически в том самом виде, в которым мы позже увидели их в macOS и Microsoft Windows. Причем для разных типов документов использовались разные значки. Окна получили иное, более «продвинутое» оформление с «псевдотрехмерными» рамками, в заголовках окон программ появились инструментальные панели. Основной парадигмой ОС Xerox Star стал принцип WYSIWYG — What you see is what you get. Интерфейс операционной системы по задумке архитекторов должен быть интуитивно понятен любому пользователю, в противовес сложным для изучения платформам с командной строкой, в которых могли разобраться только яйцеголовые инженеры в белых халатах. Количество действий, которые можно было выполнять над экранными объектами при помощи мыши, значительно возросло: помимо выделения и перетаскивания у пользователя появилась возможность воздействовать на значки и кнопки двойным щелчком. Кроме того, именно в Xerox Star пользователь впервые смог загромождать Рабочий стол произвольным содержимым, а не только теми значками, которые изначально поместили туда разработчики — как это было в Alto.


Интерфейс Xerox Star

В составе Star появился язык разметки Interpress, позволявший создавать документы со сложным форматированием, версткой и интегрированными объектами — что-то вроде того, что сейчас позволяет делать TeX. Кроме того, впервые в истории пользователю не нужно было предварительно запускать программу, чтобы открыть в ней какой-либо файл: в Star было достаточно всего лишь дважды щелкнуть мышью на значке документа, чтобы открыть его в соответствующем приложении, которое запускалось при этом автоматически. Для 1981 года это был самый настоящий прорыв. Еще одна прорывная технология, заложенная в операционную систему Star изначально — унификация файловых форматов. Например, график, нарисованный в редакторе диаграмм, можно было без труда вставить в текстовый документ, а текст — в графическую иллюстрацию. В Windows подобная технология связывания и встраивания объектов OLE появилась, скажем так, сильно позже — в 1990 году. На Xerox Star она работала «из коробки» в 81-м. Расширился и набор прикладных программ: их ассортимент дополнили несколько инженерных пакетов САПР, табличный редактор и уже упоминавшийся ранее редактор диаграмм, а также средства работы с базами данных. В общем, у Xerox получилась полноценная и вполне современная по своим характеристикам персоналка, с оконным графическим интерфейсом и набором прикладных программ, способных удовлетворить даже самого взыскательного пользователя.


Интерфейс Xerox Star

К сожалению, широкой экспансии Xerox Star на рынок помешала высокая цена: одно рабочее место обходилось покупателям в сумму от 16,5 до почти 50 тысяч долларов в зависимости от выбранной комплектации, что, прямо скажем, немало. Именно на первую половину 80-х пришелся бум развития недорогих персоналок: на рынок хлынули ПК от Atari, Commodore, Sinclair, RISC, IBM. На их фоне навороченные, но дорогие как самолет Xerox Star катастрофически проигрывали конкурентную борьбу.

В 1979 году Стив Джобс посетил исследовательский центр PARC в Пало Альто и провел довольно конструктивные переговоры, в результате которых компания Xerox разжилась акциями Apple, а Джобс получил доступ к разработкам операционной системы Xerox Star. Концепция этой ОС легла в основу созданной инженерами Apple платформы Macintosh. Отдаленное эхо данной сделки мы ощущаем и сейчас, покупая устройства с логотипом в виде надкусанного яблока на корпусе. Ведь именно идеи Дугласа Энгельбарта и специалистов из Xerox, придуманные еще в 70-х, наши свое воплощение во всех современных ОС с графическим оконным интерфейсом.

Любое устройство, механическое или электронное, в задачи которого входит прямое взаимодействие с пользователем, помимо своей внутренней начинки должно обладать чем-то, благодаря чему это самое взаимодействие смогло бы осуществляться. Имя этого посредника сегодня известно каждому. Это — интерфейс. Он может быть аналоговым, но обычно под интерфейсом понимают графическую оболочку или иначе GUI операционных систем и программного обеспечения.

Большинству интерфейсов популярных ныне операционных систем свойственно интуитивно-понятное графическое оформление с использованием визуальных эффектов, однако так было не всегда. С точки зрения современного пользователя первые GUI были довольно примитивны, хотя, нужно отдать им должное, это не всегда означало отсутствие качественного по тем временам юзабилити.

Содержание статьи:

Немного предыстории

Традиционно годом рождения GUI принято считать 1973, именно тогда на свет появился первый в полном смысле этого слова персональный компьютер Xerox Alto, в котором использовался графический интерфейс, но было бы несправедливо при этом не упомянуть о его более ранних предшественниках. В 1962 году учёным Айвеном Сазерлендом была создана программа, которую можно считать первым прообразом графических редакторов.

Sketchpad

Называлась она Sketchpad и позволяла рисовать на экране фигуры световым пером. Спустя шесть лет учёными Стэндфордского института была представлена первая использующая графический интерфейс компьютерная система oN-Line System, в которой уже тогда был заложен концепт современных окон, мышки и гипертекстовых ссылок. Но oN-Line System была скорее демонстрацией технических возможностей того времени, оставаясь при этом весьма примитивной.

Xerox – первый настоящий GUI

Родоначальником всех ныне существующих графических интерфейсов правильнее считать GUI, разработанный в рамках проекта Xerox Alto — первого персонального компьютера, созданного в 1973 году. Оболочка Xerox Alto была очень проста, но уже тогда в ней присутствовали меню, кнопки и примитивные окна. Был в ней и курсор мыши с присущими ему функциями выделения, копирования и вставки.

Xerox Alto

Дальше — больше. В 1981 году появляется новая система под названием Xerox Star, основанная на той же Xerox Alto, но с более совершенным функционалом и графическим интерфейсом. Возможно, вы будете удивлены, но рабочий стол Xerox Star мало чем отличался от нынешних десктопов, если, конечно, не брать в расчёт визуальные эффекты.

Xerox Star

В его основе лежит тот же принцип использования ярлыков для запуска файлов и перехода по каталогам файловой системы.

Apple – первые шаги, подсмотренные в Xerox Lab

Надо сказать, Xerox Star была не единственной на то время операционной системой. В начале 80-х годов свои разработки миру представили компании Apple и Microsoft. Понимая всё значение GUI, но не имея достаточно времени для создания оригинальных оболочек для своих систем, разработчики обеих компаний позаимствовали идеи Xerox Lab, что впоследствии даже привело к конфликту между Стивом Джобсом и Биллом Гейтсом. Джобс обвинил Гейтса в плагиате, что тот, якобы, скопировал интерфейс с Macintosh.

Apple Lisa

Конечно, Стив не был прав, потому что и он сам, и обвиняемый им Гейтс взяли концепцию GUI у Xerox Lab, просто так получилось, что Джобс оказался первым, и если сравнить интерфейсы Apple Lisa, а также родственного ей Macintosh, то можно увидеть явное сходство с Xerox Star. Если что и было добавлено компанией нового, так это текстовое меню в верхней части рабочего стола, Корзина и ряд ярлыков, чей вид, по мнению «яблочных» дизайнеров, больше соответствовал назначению запускаемых через них программ и функций.

DOS. Norton Commander как попытка создания оригинального GUI

Заимствования идей Xerox Lab, однако, вовсе не означают, что никаких попыток создания оригинальных интерфейсов для операционных систем не предпринималось. В 1986 году программистом Джоном Соча был создан Norton Commander — файловый менеджер для MS-DOS, до этого не имевшей практически никакого графического оформления. Роль окон в нем играли панели, делящие экран по вертикали и содержащие списки папок и файлов. В верхней и нижней части менеджера располагались текстовые меню, позволяющие выполнять те или иные операции.

Norton Commander

Впрочем, GUI в полном смысле этого слова Norton Commander не являлся. Как и вышедшей в 1988 году его аналог DOS Shell, он относится к псевдографическим интерфейсам, имитирующим графику, оставаясь при этом текстовыми.

DOS Shell

Тем не менее, оба эти приложения существенно облегчили работу с данными, избавив пользователей от необходимости вводить DOS-команды, чем долгое время и обуславливалась популярность этих программ.

MacOS 1.1

Выйдя из команды разработчиков Apple Lisa, в 1982 году Стив Джобс возглавил собственный проект Macintosh. Разработанная для маков система получила название Mac OS. Внешне она была похожа на Apple Lisa, но в ней имелись также и только ей одной присущие особенности, причём касались они как внешнего вида элементов интерфейса, так и самого взаимодействия пользователя с оболочкой. Как и Apple Lisa, MacOS 1.1 была основана на оконном принципе, в ней использовались меню, иконки и диалоги.

MacOS 1.1

MacOS 1.1     MacOS 1.1

Оболочка MacOS 1.1 позволяла быстро переименовывать файлы и папки, выделять их, копировать перетаскиванием в место назначения, одновременно закрывать все окна, хотя закрытие окон не всегда предполагало завершения работы приложения, закрывать программы нужно было правильно — через главное меню системы. При закрытии отредактированных, но не сохранённых файлов появлялось диалоговое окно с запросом на подтверждение сохранения изменений или их отмены.

Mac OS 7.5.5

За семь лет своего существования Mac OS прошла через множество изменений, но почти все они были незначительными и только в седьмой версии появились нововведения, о которых стоило бы упомянуть. Пожалуй, самое главное из них это поддержка цветов, так как до этого интерфейс системы был практически монохромным. Теперь пользователь мог менять цвет иконок папок и некоторых других элементов, делая их синими, желтыми или красными.

MacOS 7.5.5

MacOS 7.5.5     MacOS 7.5.5

Присутствовали в цветовой гамме Mac OS 7.5.5 и другие оттенки. В это же время становится цветным «яблочный» логотип в левой части главного меню. Из прочих изменений можно отметить показ иконок модулей во время загрузки системы, расширение функционала меню, добавление всплывающих подсказок при наведении на доступные в меню опции, а также реализация доступа к приложениям из единой панели управления.

Mac OS 8.1

Работа над использованием цвета в графическом интерфейсе была активно продолжена в восьмой версии системы. Системные иконки в Mac OS 8.1 были цветными по умолчанию, а в самой ОС появилось новое приложение Appearance Manager, позволяющее управлять цветовыми схемами. MacOS 8.1 обзавелась набором фоновых изображений, кроме того, в качестве фонов пользователь мог устанавливать произвольные картинки.

MacOS 8.1

MacOS 8.1     MacOS 8.1

В этой же редакции впервые появляется знаменитая платиново-серая тема, ставшая впоследствии визитной карточкой всех последующих версий Mac OS. Другим интересным изменением стало применение к иконкам изометрии, благодаря чему они стали походить на трехмерные объекты, не являясь таковыми на самом деле. Были улучшены настройки отображения содержимого файловой системы — файлы стало можно просматривать в виде списков и значков, размер которых также можно было изменять.

Mac OS 9.2.2

Версией 9.2.2 завершается история Mac OS на основе оригинальной операционной системы Macintosh и казалось, что в ней должно быть больше нововведений, чем в прошлых версиях. В девятой версии действительно много изменений, но коснулись они по большей части функционала, интерфейс же изменился незначительно.

MacOS 9.2.2

MacOS 9.2.2     MacOS 9.2.2

Из наиболее значимых модификаций, затронувших графическую оболочку, стала интегрированная поддержка нескольких учётных записей. При старте системы на экране появлялось окно выбора профиля, а каждый пользователь мог устанавливать свои темы оформления, причём сторонние графические пакеты тоже поддерживались. В этой же версии также была улучшена панель управления звуком и добавлена возможность установки голосового пароля.

NeXTSTEP 3.3

Покинув Apple, в 1985 году Стив Джобс основал собственную компанию NeXT Computers, разработчиками которой была создана ОС NeXTSTEP. Основой новой системы стало ядро Mach, а идеи графического оформления позаимствованы у Mac OS и более ранней Apple Lisa.

NeXTSTEP 3.3

NeXTSTEP 3.3     NeXTSTEP 3.3

Подобно Mac OS, первоначально NeXTSTEP имела упрощенный монохромный интерфейс, основанный на оконном принципе с использованием меню, иконок и диалоговых окон. Полная поддержка цветов появилась только в версии 3.3, ставшей последней. От поздних версий Mac OS система NeXTSTEP 3.3 отличалась более чистым и лаконичным оформлением.

Microsoft Windows 1.0

Не сидели сложа руки и в Microsoft. В 1985 году компания представляет свою графическую оболочку для MS-DOS с говорящим названием Windows. Оболочка частично поддерживала цветную графику, в ней имелись 32×32-пиксельные иконки, простые меню и диалоги. Фиксированной области, в которой бы отображались значки запущенных приложений пока не было, располагаться они могли в любом месте экрана, перекрываясь при этом открытыми окнами.

Microsoft Windows Version 1

Microsoft Windows Version 1     Microsoft Windows Version 1

Сами окна в первой версии были довольно примитивными. Их можно было перетаскивать мышкой, изменять их размер, но при этом сами они не могли перекрывать друг друга. Сворачивать их также было нельзя. Интерфейс Windows 1.0 облегчал работу с системой и файлами, избавив пользователя от необходимости вводить команды в консоли, но в то же время ему недоставало удобства. Так что в плане юзабилити первая версия Windows значительно уступала системам от Apple.

Microsoft Windows 3.11

Версии Windows 1.0, 2.0 и 3.0 не были операционными системами в том смысле слова, в котором его принято понимать сегодня. Это были скорее графические оболочки MS-DOS, первые признаки, выделяющие Windows в отдельную ОС, появились только с выходом версий 3.1 и 3.11, но относятся они не столько к GUI, сколько к функционалу. В плане графического оформления существенных изменений было не так уже и много.

Microsoft Windows for Workgroups Version 3.11

Microsoft Windows for Workgroups Version 3.11     Microsoft Windows for Workgroups Version 3.11

В Windows 3.11 уже имеется полная поддержка цветов, окна могут перекрывать друг друга, их можно сворачивать и разворачивать. Незначительно улучшается графика отдельных элементов (объемные кнопки и полосы прокрутки), используются пропорциональные шрифты, внешний вид программ File Manager и Program Manager реализуется в стиле самой оболочки. Цвета элементов интерфейса пользователь может менять по своему усмотрению.

Microsoft Windows 95

Настоящая революция в оформлении Windows свершилась в 1995 году, именно тогда в системе появляются хорошо ныне всем знакомые кнопка Пуск, Проводник, Панель задач и рабочий стол со значками, который в тоже время являлся отдельной папкой. В этой же версии был реализован показ дисков в папке «Мой компьютер» и способ управления файлами из меню, вызываемого правой кнопкой мыши. Немаловажным нововведением стал переход на 32-битную архитектуру.

Microsoft Windows 95

Microsoft Windows 95     Microsoft Windows 95

Интересна также история Windows 95 и та роль, которую она сыграла в крахе проекта OS/2 — операционной системы совместного детища Microsoft и IBM. На момент выхода Windows 3.0 между компаниями возникли разногласия. Microsoft стремилась продвигать Windows, а IBM ставило приоритетом разработку OS/2. В итоге между компаниями был заключен договор, согласно которому IBM должна была заниматься OS/2 2.0 и Windows 3.0, а MicrosoftOS/2 3.0.

Microsoft Windows 95

Однако глава Microsoft решил поступить по-своему, объявив OS/2 2.0 устаревшей, а более новую OS/2 3.0 переименовав в Windows NT. В это же время Microsoft выпускает Windows 3.1, а затем и обновление для версии 3.1 под кодовым названием Chicago, положенное в основу будущей Windows 95. После этого пути IBM и Microsoft разошлись окончательно. Некоторое время IBM ещё занималась разработкой OS/2, но выход более конкурентоспособной Windows 95 окончательно добил её, и IBM вынуждена была свернуть проект.

IBM OS/2 Warp 4

Поскольку мы затронули тему конфликта между IBM и Microsoft, было бы несправедливо обойти вниманием OS/2, плод некогда плодотворного сотрудничества обеих компаний. После ссоры и окончательного разрыва с Microsoft, разработчики IBM продолжили работу над OS/2. В вышедшей в 1996 году версии OS/2 Warp 4 произведены значительные улучшения внешнего оформления рабочего стола и графической оболочки в целом. На рабочем столе имелись иконки, обеспечивающие доступ к разным системным настройкам, но они же могли играть роль каталогов, в которые пользователь мог помещать файлы и папки, присутствовала Windows-подобная панель задач и единое меню доступа ко всем программам.

IBM OS/2 Warp 4

IBM OS/2 Warp 4     IBM OS/2 Warp 4

OS/2 Warp 4 имеет много общего с Windows, но есть в ней и весьма существенные отличия. Перетаскивание по умолчанию в OS/2 Warp 4 осуществлялось не левой, а правой кнопкой мыши, Корзина служила не для временного хранения удаленных файлов, а для немедленного их уничтожения. Диалоговые окна в этой системе не имели кнопок «Сохранить» или «ОК», данные сохранялись автоматически при закрытии окна, если только пользователь не отменял действие. Другой интересной особенностью системы была возможность просмотра древовидной структуры диска в окнах.

DeskMate 3.05 (десктопная версия 3.69)

Выход Windows в 1985 году не ослабил интерес к MS DOS, которая по-прежнему пользовалась популярностью, равно как и созданные под неё графические оболочки, среди которых выпущенная фирмой Tandy среда DeskMate заслуживает особого внимания. DeskMate — это не просто графическая надстройка, это полноценная операционная среда, включающая в себя собственный набор программного обеспечения.

Tandy DeskMate 3.05

Tandy DeskMate 3.05     Tandy DeskMate 3.05

В отличие от Norton Commander, в DeskMate 3.05 имелись полноценные меню, кнопки и некое подобие окон, которые можно размещать на примитивном рабочем столе. В среду был интегрирован файловый менеджер с ограниченной поддержкой древовидной структуры, встроенный учебник, календарь, органайзер, СУБД, текстовый и векторный графический редакторы. Другой отличительной чертой DeskMate 3.05 являлась поддержка основных цветов.

AmigaOS 3.5

AmigaOS — операционная система, специально созданная для компьютеров семейства Amiga в 1985 году. Интерфейс первых версий представлял собой нечто среднее между оболочкой Apple Lisa и псевдографическими оболочками DOS, но уже в AmigaOS 3.5 появились перекрывающие друг друга окна, цветные иконки для быстрого доступа к файлам, приложениям и дисковым накопителям.

AmigaOS 3.5

AmigaOS 3.5     AmigaOS 3.5

Если брать в целом, AmigaOS 3.5 имеет много общего с MacOS. Меню в верхней части экрана показывает опции в зависимости от того, какие приложение являются в данным момент активными, окна оснащены простейшими элементами управления, есть полосы прокрутки. Отличительной чертой AmigaOS является функция, позволяющая работать с несколькими экранами, причём каждый экран мог иметь свое разрешение и глубину цвета.

RISC OS 4

Маленькая, быстрая и несколько необычная Unix-подобная операционная система, разработанная для платформы Raspberry Pi. Внешне отличалась минималистичным пользовательским интерфейсом, поддержкой всех доступных на тот момент разрешений для компьютеров Acorn, перетаскивания, в ней имелись окна, своеобразная панель задач в нижней части рабочего стола, цветные иконки и псевдотрёхмерные декоративные элементы управления.

RISC OS 4

RISC OS 4     RISC OS 4

Собственными фишками RISC OS 4 являлись однопользовательская многозадачность, модульность и двоичный интерфейс приложений, все файлы в ней представляли собой тома, приложения также были реализованы в виде каталогов с восклицательным знаком. Несмотря на минималистичность, с точки зрения пользователей, привыкших к окружению Windows или LXDE, рабочий стол RISC OS 4 мог показаться неудобным, так как многие способы управления в нём имели существенные отличия.

BeOS 5.0 PE

Достаточно мощная операционная система, созданная компанией Be Inc. и ориентированная на работу с мультимедиа. Изначально разрабатывалась для компьютеров BeBox, но затем перешла на Macintosh, а потом уже и на PC. История BeOS тесно связана с Apple, так как основателем Be Inc. являлся никто иной, как Жан-Луи Гассье — бывший исполнительный директор Apple. Помимо многопоточности и поддержки многопроцессорных архитектур, главной примечательностью BeOS 5.0 PE был её интерфейс, обладающий чертами Windows и систем от Apple.

BeOS 5.0 Personal Edition

BeOS 5.0 Personal Edition     BeOS 5.0 Personal Edition

Оболочка системы выгодно отличалась хорошо продуманным юзабилити и соединённой с изяществом простотой. Как и положено, в ней имелись способные перекрывать друг друга окна, меню, «сборная» панель задач, имеющая сходство с аналогичным элементом оболочки Windows, полноцветные иконки и папки, которые можно было размещать на выполненном в минималистском стиле рабочем столе. Отличительной чертой BeOS 5.0 PE являлось строение окон — вместо традиционного заголовка в них использовались расположенные поверх окна вкладки.

QNX 6.2.1

QNX 6.2.1 — малоизвестная канадская Unix-подобная система, относящаяся к типу так называемых операционных систем реального времени. Будучи универсальной, она отличалась высокой скоростью работы и нетребовательностью к аппаратным ресурсам. Графическая оболочка системы называется Photon, но её рабочий стол имеет много общего с десктопом Windows XP. В нижней части экрана имеется горизонтальная панель управления с подобием кнопки Пуск и вертикальная панель управления справа, поддерживается смена фоновых изображений.

QNX 6.2.1

QNX 6.2.1     QNX 6.2.1

Окна QNX 6.2.1, в которых запускаются приложения, имеют аналогичное строение с окнами Windows. Их можно сворачивать и разворачивать, масштабировать, располагать каскадом и прочее. Проводника, как его принято понимать в Windows в QNX 6.2.1 нет, его заменяет файловый менеджер QNX Photon, сходный по функциональности с Проводником Windows. Благодаря своей лёгкости, удобству и простоте QNX 6.2.1 в своё время конкурировала и в чём-то даже опережала Windows, однако приложений под QNX писалось мало, что и определило её дальнейшую судьбу. Сегодня QNX используется в основном на специализированных устройствах.

Red Hat 8.0 с интерфейсом GNOME 2.06

Системы Linux, особенно ранние, обычно воспринимались как ориентированные на компьютерных гиков, однако нельзя сказать, чтобы разработчики Unix-подобных систем ничего не предпринимали для того, чтобы сделать свои продукты столь же удобными, как и Windows. Примером тому может послужить Red Hat 8.0 — основанная на Linux Fedora OC с оболочкой GNOME 2.06, кстати, изначально разрабатываемой именно для Red Hat и только потом распространившейся и на другие дистрибутивы Linux.

Red Hat Linux 8.0

Red Hat Linux 8.0     Red Hat Linux 8.0

Red Hat 8.0 имеет простой и чистый рабочий стол с возможностью размещения на нём иконок и прочих объектов, Windows-подобную панель задач, окна, элементы управления которых располагались не в левом, как это свойственно многим Linux-системам, а в правом верхнем углу, есть в Red Hat 8.0 даже своя кнопка и меню Пуск. Сами меню организованы по каскадному принципу, что ещё больше в плане оформления роднило эту систему с Windows.

Вместо послесловия

За более чем полвека своего существования ЭВМ проделали огромный путь, развившись в сложные и мощные системы, нашедшие применение практически во всех современных отраслях. Сравнивать первые электронные вычислительные машины с современными суперкомпьютерами это всё равно, что сравнивать Монгольфьер с космическим кораблем. Но тем более удивительным кажется то, что их интерфейсы не претерпели кардинальных изменений, если не считать перехода собственно к графическим оболочкам.

Если присмотреться к интерфейсам современных операционных систем, то можно заметить явные сходства с графическими оболочками родоначальников всех GUI Xerox Alto и Apple Lisa. Что это, нехватка воображения дизайнеров или некая необходимость, продиктованная рамками физиологии пользователей? Скорее второе, чем первое. Можно ли это рассматривать как некий недостаток? Конечно нет. Да, первые графические интерфейсы были примитивны, но была в них одновременно и та подкупающая простота, которой так иногда не хватает перегруженным визуальными эффектами оболочкам современных программ и операционных систем.

Все скриншоты взяты с разрешения автора сайта: http://toastytech.com/guis/index.html

Загрузка…

С чего всё началось и как совершенствовалась самая известная в мире операционная система Microsoft Windows? Приглашаем вас в путешествие в прошлое!

Windows — одна из самых популярных операционных систем на сегодняшний день. Сейчас это привычная и удобная среда для работы для многих людей. Но с чего всё началось и как совершенствовалась самая известная в мире операционная система Microsoft Windows? Приглашаем вас в путешествие в прошлое!

Windows 1.0

Ноябрь 1985

На момент первого релиза Windows была далека от той полноценной операционной системы, которая нам сегодня хорошо знакома. Раньше это была просто «операционная среда» для MS-DOS. И её почти назвали Interface Manager.

Несмотря на простоту, первая версия Windows уже содержала множество инновационных инструментов: графический редактор Windows Paint, текстовый процессор Windows Write, и, разумеется, легендарную настольную игру Reversi.

Windows 2.X

Декабрь 1987

В следующем масштабном релизе Windows были представлены знаменитые Excel и Word — ещё два краеугольных камня в истории программного обеспечения. Но не менее важную роль в успехе Windows сыграло приложение Aldus PageMaker, которое раньше было доступно только пользователям Macintosh. Именно это приложение принесло Windows большую популярность в 1987 году.

Прим. перев. Следует отметить, что приложение Aldus PageMaker вышло ещё в версии 1.0, но именно в версии 2.0 оно обрело свою славу на платформе Microsoft Windows.

Однако на Windows теперь была брошена тень из-за роста напряжения: Apple, которая запатентовала множество элементов и идей пользовательского интерфейса, посчитала, что Microsoft использовала слишком много её оригинальных наработок в дизайне Windows.

Windows 3.X

Май 1990

Улучшение многозадачности, внедрение виртуальной памяти и обновление дизайна наконец позволили пользовательскому интерфейсу Windows конкурировать с интерфейсом Macintosh.

Вместе с Windows 3.1 также появилось понятие «Мультимедийного ПК»: привод CD-ROM и звуковые карты стали последним писком моды в 1990-х.

Достигнув 10 000 000 проданных копий, версия 3.0 стала не только основным источником дохода для Microsoft, но и огромным успехом в мире IТ.

Windows NT

Июль 1992

Microsoft объединила усилия с IBM для разработки преемника DOS. Однако сотрудничество длилось недолго, а то, что было названо OS/2, стало новой Windows NT. Windows 3.11 и NT разрабатывались параллельно (вместе), пока не были объединены в Windows XP.

Благодаря улучшенной сетевой поддержке в Windows NT и новой файловой системе NTFS, Microsoft догнала Novell и стала основным игроком на рынке серверов.

Windows 95

Август 1995

Microsoft воплотила в жизнь идеи, появившиеся с момента выпуска версии NT, под кодовым названием Chicago, представив их потребителю (например, 32-разрядная система и улучшенное управление памятью).

Однако необходимость обратной совместимости и тот факт, что не весь код изменили на 32-разрядный, в конечном итоге привел к сбоям: Windows 95 столкнулась с большими проблемами производительности и стабильности.

В более поздних версиях Windows 95 появился знаменитый браузер Internet Explorer и поддержка USB, которая нам сегодня знакома.

Windows 98

Июнь 1998

В Windows 98, разработанной под кодовым названием Memphis, Microsoft значительно улучшила поддержку USB. Ведь Windows 95 так и не обеспечила его стабильную реализацию.

Хотя FAT32 впервые представили в обновлении для Windows 95, она оставалась молодой файловой системой и стала ещё популярнее, чем раньше. Благодаря этому дисковые разделы величиной от двух гигабайт стали более распространенными.

1998 год также был годом юридической разборки «Соединенные Штаты против Microsoft»: вопрос касался легитимности поставки предустановленного браузера Internet Explorer в каждой копии Windows.

Windows 2000

Февраль 2000

В следующей версии Windows NT появилась новая служба — Active Directory.

Хотя эта версия была направлена на бизнес-рынок, Windows 2000 также поставлялась с улучшенным API DirectX. Это ознаменовало первый случай, когда многие современные игры запускались на компьютерах с NT.

В одном аспекте, однако, Windows 2000 была последней в своём роде: в её версиях-преемниках был введён новый (и противоречивый) механизм активации продукта.

Windows ME

Сентябрь 2000

Вскоре Microsoft опубликовала «Millenium Edition» — преемника Windows 98 и последнюю операционную систему на базе DOS от Microsoft.

В версии ME внимание было сосредоточено на мультимедиа: в ней Microsoft представила Windows Movie Maker и обновила стандартное мультимедийное приложение платформы — проигрыватель Windows Media Player до 7 версии.

Кроме того, появилась утилита System Restore — простой инструмент восстановления системы. Time Machine от Apple, конечно, не сравнить с новой утилитой Microsoft, но тем не менее, она не появлялась ещё несколько лет.

Windows XP

Август 2001

Windows XP ознаменовала особенное воссоединение: она наконец объединила в себе Windows 95/98/ME и NT/2000.

Сначала в новой XP было несколько болезненных недочётов, которые касались прежде всего безопасности. Именно они заставили Microsoft опубликовать целых три пакета обновлений в течение срока поддержки XP.

Однако это не помешало Windows XP стать флагманом среди операционных систем и оставаться им ещё 6 лет — дольше, чем любая другая версия Microsoft Windows.

Windows Vista

Январь 2007

Microsoft представила Windows Vista в совершенно новом дизайне благодаря Windows Aero — комплексу технических решений графического пользовательского интерфейса. В ней было множество небольших изменений: например, замена знакомой кнопки «Пуск» на иконку с логотипом Windows.

Кроме того, Vista показала переработанную и (по сравнению с Windows XP) более строгую систему разрешений под названием «Контроль учетных записей пользователей».

Что касается новых приложений, в Vista дебютировали  Windows Calendar, Windows DVD Maker и несколько новых игр.

Прим. перев. Следует отметить, что Windows Vista была презентована ещё в ноябре 2006 года, но в виде корпоративной версии.

Windows 7

Октябрь 2009

Windows 7 — улучшенная платформа во многих областях: она загружалась быстрее, поддерживала multi-touch, в ней было улучшено управление окнами и многое другое.

В других областях система пошла на попятную: новый контроль учетных записей Vista стал менее навязчивым, и только что введенная боковая панель (вместе с несколькими приложениями) была полностью удалена.

Windows 8

Октябрь 2012

Windows 8 — самое обширное визуальное обновление в последних версиях. В Windows 8 представлен не только новый взгляд на ОС в общем, но и совершенно новый UI и UX. Она переняла популярный стиль Flat и ввела в тренд полноэкранный режим окна.

Кроме того, Windows 8 обеспечила поддержку USB 3.0 и запустила Windows Store.

Windows 10

Июль 2015

Microsoft решила назвать свое последнее обновление «Windows 10», пропустив версию 9. Одной из причин может быть масштаб и важность проекта: Windows 10 обеспечивает общую платформу для многих устройств, начиная со смартфонов и заканчивая персональными компьютерами.

Новинок было много: Edge — новый браузер по умолчанию, поддержка входа в систему с помощью отпечатков пальцев и распознавания лиц, а также умный личный помощник Cortana.

Windows 10 также сломала новые горизонты с точки зрения ценообразования: обновление с Windows 7 и 8 было бесплатным в течение первого года с момента релиза обновления.

У нас также есть статья об истории macOS — предлагаем прочитать и сравнить этапы развития двух конкурентов.

Раньше, чтобы добиться ответа от будущего поработителя человечества, приходилось вручную вводить данные в командную строку. Это неудобно и долго. Привычный «оконный интерфейс» появился в середине 80-х годов и необходимость заучивать словарик терминов отпала, команда стала передаваться парой кликов. Визуализация действий позволила параллельно выполнять несколько задач, переносить информацию из одной программы в другую, получать быстрый доступ к файлам с помощью иконок.

Первая графическая операционная система была воспринята специалистами в штыки из-за высоких требований к «железу». Для работы требовался экзотический зверь – мышь. В то время хвостатый грызун не был распространен, и на вопрос: «Мыши есть?», можно было получить искренний ответ продавца-консультанта: «Травим».

Начало начал

Графический интерфейс придумал Даг Энгельбарт в 60-х годах. В 1973 команда Xerox создала корпоративный инструмент WIMP – окна, иконки, меню, указатели для компьютеров собственной разработки PERQ и STAR.

Вычислительные машины долгое время считались специализированным инструментом военных, ученых, инженеров. Для элементарных математических расчетов требовалось выучить компьютерную грамоту. Рядовые пользователи не могли представить, зачем им этот дорогой аппарат. С появлением графического интерфейса все изменилось. Звуки, картинки и главное – игры, превратили ЭВМ в мультимедийный развлекательный центр.

Почему окна?

Мы живем в физическом объемном мире, нам нравится все, что можно потрогать, рассмотреть с разных сторон. Окно умеет менять свою форму, расширяется и сужается, отбрасывает тень, создает иллюзию выпуклости. Негатив, злость и раздражение приходят в тот момент, когда динамичное изменение пространства рабочего стола вдруг замораживается, а меняющиеся надписи, иконки, размеры шрифтов, цвета регулярно раздражают мозг, вызывая позитивную реакцию.

Повелители окон

История оконной гегемонии началась в 1975, когда Билл Гейтс и Пол Аллен основали корпорацию Microsoft.

Выпуская софт для быстро растущего рынка персональных компьютеров, Гейтс не мог упустить возможность скопировать новый продукт – графический интерфейс Apple.

В довесок к окнам яблочники давали увесистую Lisa, массой в 9 «тонн» американских денег. Большинство пользователей предпочитали машины попроще. В начале 80-х в гонку вычислений вступает Белоснежка – IBM и 7 компаний-гномов: RCA, CDC, Univac, Burroughs, Honeywell, NCR, GE. Стоимость персонального компьютера падает до 500-1000$. Lisa, стоившая в 9-18 раз дороже, чуть не погубила Apple, снизив ценность акций на 30%, Джобс покинул здание.

Трудолюбивые гномы наштамповали массу компьютеров и настала пора клепать новый интерфейс – так решили в Microsoft. У компании уже был опыт разработки OS для IBM. MS-DOS – получает графическую надстройку Windows 1.

Все украдено до нас

Увидев знакомые окна в 1984 году, Джобс отправился в суд. Тяжба длилась до 1993 года, и закончилась в пользу Билла. По одной из версий, Гейтс позаимствовал интерфейс во время разработки софта для Macintosh, по другой – это самостоятельная разработка, которую вели с 1982 года.

Сам Стив Джобс обзавелся окошками во время визита в исследовательский центр Xerox в Пало-Альто. Стащив дискету со стола инженера, он убегал, сверкая пятками (но это не точно). Компания Apple щедро отсыпала своих акций Xerox, чтобы предотвратить судебные тяжбы.

Факт: первое название Windows – Interface Manager. «Окна» появились благодаря маркетинговому отделу компании.

Причина популярности окошек – отсутствие альтернативы в принципе. Продукт, разработанный Xerox, доведенный до ума Apple и MicroSoft, завоевывал доверие, постепенно приручая восприятие людей к оконному мышлению. Microsoft обязан своей популярности двум провальным проектам Стива Джобса и высокому спросу на персональные компьютеры.

Оконная история

Первенец, родившийся 10 ноября 1983 года, был наречен Windows 1. За цветастым кафтаном графического интерфейса, спряталась морально устаревшая MS-DOS. Черный экран, отражающий лысину программиста, уступил место окнам. Стоимость – 100$, продано 500 000 копий, основной конкурент – Apple Lisa 1983 года рождения.

Старший брат – Windows 2, явился на свет 9 декабря 1987 года, будучи по-прежнему всего лишь шкуркой, он лишился недостатков первой версии. Окна свободно перемещались, появилось ведро для отбросов. Обновился интерфейс: кнопки минимизации и максимизации окон, поддержка горячих клавиш, встроенная программа Dynamic Data Exchange для обмена сообщениями. Цена не изменилась, продажи увеличились в 2 раз.

Появившийся 22 мая 1990 года Windows 3 – стал окном в Интернет. С версии 3.1 используется протокол TCP IP. Малыш получился довольно цветастым, – к тому же со славянской примесью. Пока американских ученых и студентов радовали 256 оттенков, граждане СССР рассматривали зарубежные витражи с кириллическими буковками – добавилась поддержка русского языка.

Дедушка MS-DOS сделал свое дело, родив 3-х сыновей, больше его услуги не требовались. 27 июля 1993 года свершилось долгожданное событие, на свет явилась Windows NT – операционная система нового поколения, мать-прародительница всех последующих OS, которая изначально разрабатывалась для серверов.

На дворе 24 августа 1995 года. Windows 95 – первая полноценная OS для домашнего использования. Лихой хакер играет в косынку, слушает wav-мелодию и пялится 15 минут на медленно прорисовывающуюся картинку в браузере Internet Explorer.

Многозадачность пошла в массы. Интерфейс стал удобным и симпатичным. Появилась кнопка «Start», 65 000 цветов. Продано 40 миллионов копий по 210$, совет директоров Apple льет крокодильи слезы.

Windows 98 – 21 июня 1998 выходит естественное продолжение Windows 95 c улучшенным USB, поддержкой HDD большого объема, предустановленным ПО: обновленный Explorer и Outlook Express. За 7 дней реализовано полмиллиона дисков ценой в 110$.

17 февраля 2000 года появился Millennium, получивший народное прозвище «Линолеум». Выкидыш стимулировал народное творчество, старина Билли узнал о себе много нового. Gif-ки с изображающим головы главы корпорации демонстрировали широту фантазии оконных адептов. Windows ME по сути был Windows 98 с новой красивой шкуркой, аудио-видеоплеером и огромным количеством багов.

«Чупакабру» не смог спасти даже мизерный ценник в 60$. Забив на провальный проект, Microsoft выпускает новую OS – легендарную Windows XP. Система по сей день пользуется популярностью за стабильность, не требовательность к ресурсам, лаконичный графический интерфейс. С 15 августа 2019 года она считается совершеннолетней. По информации от NetmarketshareXP установлена на 12% всех ноутбуков на планете. Ценник – 85$.

30 ноября 2006 года выходит Windows Vista – сестра Линолеума по несчастью. Красивая и яркая особа оказалась слишком требовательна к кормовой базе. Почувствовав неладное, пользователи спешно мигрировали обратно на XP. Из новинок: защита от вирусов, идентифицирующая пользователей, как врагов. Красивая Aero, превращающая Pentium IV в дрова. Ценник 200-400$.

Счастливая 7-ка вышла 22 октября 2009 года, и стала самой популярной операционной системой в первом десятилетии 21 века, установлена на 55,7% ПК по данным Netmarketshare. Быстрая, производительная, с симпатичным интерфейсом, она сочетала в себе брутальный характер XP и красоту Висты. Стоимость на момент релиза 160-320$.

В октябре 2012 года появилсяWindows 8, подтвердив теорию – корпорация выпускает нормальный продукт через один. Многим не понравился плиточный интерфейс, к тому же OS бесконечно быстро пожирала оперативную память. С другой стороны, система работала стабильно и быстро загружалась. Попытка создать универсальный продукт для планшетов, компьютеров и телефонов вышла третьим по счету комочком.

29 июля в 2015 году появляется Windows 10, работающая на всех платформах. Возвращена привычная кнопка пуска. В меню добавляется Microsoft Edge, Streaming Xbox One, Microsoft Store. Цена — 199$.

Apple был первым, но не смог. Семейство Windows за 30 лет захватило дисковое пространство 90% ПК и 30% серверов, установив свою гегемонию. Агенты: Paint, Word, Блокнот, Сапер, Косынка и Пасьянс – поработили разум и души миллиардов пользователей, став легендарными.

Другие наши интересноые статьи:

  • Перед загрузкой windows 10 долго висит черный экран
  • Первая версия windows вышла в каком году
  • Перевод кодировки из windows 1251 в utf 8
  • Перегрузить windows 10 из командной строки
  • Пейнт браш скачать бесплатно на русском для windows

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии