Основные этапы загрузки операционной системы windows

Вы тут: Главная Windows Этапы загрузки Windows под микроскопом Windows Performance Toolkit

Составить полное представление о загрузке Windows можно с помощью набора Windows Performance Toolkit. Утилиты командной строки xbootmgr и xperf позволяют создать подробный отчет о запуске системы и представить его в графическом и текстовом виде для всестороннего анализа загрузки.

Эта статья продолжает серию материалов о загрузке Windows. Вы уже знаете, как получить подробный отчет о загрузке и устранить основные системные проблемы, а также ускорить загрузку системы, не прилагая особых усилий. Вы также познакомились со способом диагностики загрузки с помощью журнала событий. Я уверен, что после изучения этих статей и применения полученных знаний на практике ваша система стала загружаться быстрее.

Однако эти простые способы не позволяют выявить скрытые факторы или проблемы, замедляющие загрузку Windows. Теперь настало время познакомиться поближе со всеми этапами загрузки Windows и провести их детальный анализ с помощью Windows Performance Toolkit (WPT).

[+] Сегодня в программе

Загрузка и установка WPT

С выходом каждой новой Windows обновляются средства для анализа производительности Windows, поэтому я рекомендую использовать Windows Performance Analyzer (WPA) из Windows ADK для диагностики загрузки всех поддерживаемых ОС Windows. Краткое руководство по работе с WPA включено в статью об изучении автозагрузки Windows. Изложенные далее сведения об этапах загрузки применимы ко всем поддерживаемым ОС Windows.

Посмотреть устаревшие инструкции по установке WPT для Windows 7

Подготовка к работе

Следуя трем простым правилам, вы застрахуете себя от возможных проблем, обеспечите правильную работу всех команд и точно измерите длительность загрузки.

  1. Прежде чем выполнить первую команду, создайте точку восстановления системы и убедитесь, что у вас есть под рукой установочный диск / флэшка или диск восстановления. Предупреждение вовсе не дежурное, ибо случаи неадекватного поведения WPT были отмечены у нас на форуме, да и сам я их видел.
  2. Включите автоматический вход в систему, чтобы задержка на ввод пароля не влияла на измерения.
  3. Убедитесь, что на разделе есть несколько гигабайт свободного пространства, поскольку при анализе могут создаваться файлы большого размера.

Все команды выполняйте в командной строке, запущенной от имени администратора. Там же можно добавить в меню пункт для ее запуска в нужной папке – пригодится.

Сбор данных

Все логи загрузки лучше хранить в одной папке, допустим, C:\Trace. Откройте командную строку с полными правами и введите:

md c:\Trace

Здесь и далее я буду использовать пути применительно к этой папке и стандартной установке WPT в 32-разрядной Windows 7. При необходимости изменяйте пути на свои.

Закройте все программы и сохраните все документы. Процесс сбора данных о загрузке системы запускается одной командой:

xbootmgr -trace boot -traceFlags BASE+CSWITCH+DRIVERS+POWER -resultPath C:\Trace

Аналогичные команды можно использовать для диагностики

гибернации:

xbootmgr -trace hibernate -traceFlags BASE+CSWITCH+DRIVERS+POWER -resultPath C:\Trace

сна:

xbootmgr -trace standby -traceFlags BASE+CSWITCH+DRIVERS+POWER -resultPath C:\Trace

выключения:

xbootmgr -trace shutdown -noPrepReboot -traceFlags BASE+CSWITCH+DRIVERS+POWER -resultPath C:\Trace

Примечание. Если при выполнении команд вы видите сообщение «xbootmgr не является внутренней или внешней командой», установка была неудачной. Вы найдете решение в этой теме форума.

Вернемся к загрузке, однако. Компьютер будет перезагружен. Если после входа в систему вы увидите запрос UAC от xbootmgr, разрешите утилите продолжить работу. Через две минуты вы увидите примерно такое окно.

Анализ загрузки с помощью Windows Performance Tools

Когда оно исчезнет, в папке C:\Trace должно быть три файла, как показано на рисунке ниже.

Анализ загрузки с помощью Windows Performance Tools

Если вы вместо файла boot_BASE+CSWITCH+DRIVERS+POWER_1.etl видите там два других файла с расширением ETL, это может означать, что утилита еще работает, над их объединением в один – подождите несколько минут. При отсутствии изменений выполните в командной строке

xperf –stop

и перезагрузите систему. После чего попробуйте заново запустить сбор данных.

Примечание. Если в результате сбоя у вас продолжают записываться отчеты после каждой перезагрузки, выполните:

xbootmgr -remove

Анализируемые файлы и первый взгляд на этапы загрузки

Для анализа используются два файла: ETL и создаваемый из него XML.

ETL

Я думаю, что вы уже успели дважды щелкнуть файл boot_BASE+CSWITCH+DRIVERS+POWER_1.etl и полюбоваться красивыми графиками и диаграммами. В левой панели графики можно отображать и скрывать, а также переходить к ним двойным щелчком мыши.

В WPA из ADK для Windows 10 сводку этапов загрузки можно получить так. Из меню ProfilesApplyBrowse Catalog выберите FullBoot.Boot.wpaprofile. При этом автоматически открывается несколько вкладок с подборками сведений. Для отображения информации на отдельной вкладке из левой панели выберите Regions of interestFullBoot. Получите такую диаграмму и таблицу.

В ADK для Windows 7 базовый график Boot Phases был доступен сразу

XML

Для удаленной диагностики по почте или в форуме можно создать текстовый отчет в виде XML-файла. Выполните команды:

cd c:\trace
xperf /tti -i boot_BASE+CSWITCH+DRIVERS+POWER_1.etl -o summary_boot.xml -a boot

Первая переходит в папку с логами, а вторая — создает требуемый XML-файл. Для его просмотра отлично подойдет Internet Explorer!

Анализ загрузки с помощью Windows Performance Tools
Увеличить рисунок

Сложите узлы, как показано на рисунке, чтобы лучше видеть общую картину. В узле timing указано время в миллисекундах, и там можно увидеть длительность двух больших, условно говоря, частей загрузки (выделены зеленым):

  • bootDoneViaExplorer – время загрузки операционной системы вплоть до появления рабочего стола, в данном примере 37 секунд
  • bootDoneViaPostBoot – полное время загрузки системы, рабочего стола и всех программ в автозагрузке, в данном примере 64 секунды (из этой цифры следует вычесть 10 секунд, в течение которых определяется полное бездействие системы)

Время первой части складывается из основных этапов загрузки операционной системы (обведены синим), вплоть до начала загрузки рабочего стола. В уже знакомом вам событии 100 журнала Diagnostics-Performance длительность этого этапа записывается в параметре MainPathBootTime.

Разница между этими двумя частями – это время от начала загрузки рабочего стола, до его полной готовности. В событии 100 журнала Diagnostics-Performance — это BootPostBootTime.

Для анализа загрузки нужно представлять, не только в какой последовательности эти этапы идут, но и что происходит на каждом из них. К сожалению, официальная документация по этому вопросу существует только на английском и достаточно сложна технически. Далее я предлагаю вам выдержки из этого документа в своем изложении, с дополнениями и в сопровождении собственных примеров диагностики.

На рисунке ниже представлены три основных этапа загрузки, причем главный из них состоит из четырех фаз.

Анализ загрузки с помощью Windows Performance Tools
Увеличить рисунок

Давайте рассмотрим все этапы подробно.

Этап OSLoader

Этап OSLoader следует сразу после инициализации BIOS. Визуально он начинается после заставки и диагностических экранов BIOS, а заканчивается примерно с появлением экрана «Загрузка Windows».

На этапе OSLoader:

  • загрузчик Windows (winload.exe) загружает основные системные драйверы, которые необходимы для считывания минимально необходимого набора данных с диска
  • затем загрузчик инициализирует систему до момента, с которого становится возможной загрузка ядра
  • когда ядро начинает загружаться, winload.exe помещает в оперативную память системный раздел реестра и дополнительные драйверы, помеченные в качестве BOOT_START

Длительность этапа отражает значение параметра osLoaderDuration в узле timing XML-файла. Обычно, она в находится в пределах 2-3 секунд.

Этап MainPathBoot

Визуально этап MainPathBoot начинается с экрана «Загрузка Windows» и завершается при появлении рабочего стола. Если не настроен автоматический вход в систему, длительность этого этапа увеличивается за счет времени, которое требуется для ввода пароля.

*

Во время этапа MainPathBoot происходит основная работа по загрузке операционной системы:

  • инициализируется ядро
  • происходит определение устройств Plug and Play (PnP)
  • запускаются службы
  • выполняется вход в систему
  • инициализируется Explorer, т.е. система готовится к загрузке рабочего стола

Этап состоит из четырех фаз, каждая из которых обладает собственными характеристиками и может по-своему влиять на длительность загрузки системы.

Фаза PreSMSS

Визуально фаза PreSMSS начинается примерно с экрана «Загрузка Windows», но ее окончание невозможно определить на глаз.

Фаза PreSMSS (в графическом представлении WPT она обозначена как Pre Session Init) начинается с инициализации ядра. Во время нее:

  • ядро инициализирует структуры данных и компоненты, а затем запускает диспетчер PnP
  • диспетчер PnP в свою очередь инициализирует драйверы BOOT_START, которые были загружены с помощью winload.exe на этапе OSLoader
  • когда диспетчер PnP обнаруживает устройство, он загружает необходимый драйвер и выполняет его инициализацию

Диагностика

Если фаза занимает много времени, ищите в XML-файле в узле <PNP> драйвер, который долго загружается. Диагностику в графическом режиме я покажу на примере следующей фазы.

Фаза SMSSInit

Визуально начало фазы SMSSInit невозможно определить. Ее частью является пустой экран, который отображается между заставкой и экраном входа в систему, чье появление сигнализирует о завершении фазы.

Фаза SMSSInit (в графическом представлении WPT она обозначена как Session Init) начинается с того, что ядро передает контроль диспетчеру сессий (smss.exe). Во время этой фазы система:

  • инициализирует реестр
  • загружает и запускает устройства и вторую волну драйверов, которые не помечены как BOOT_START
  • запускает процессы подсистемы

Фаза завершается с передачей контроля процессу winlogon.exe.

Диагностика

ВидеокартаНаиболее распространенной причиной задержек в этой фазе являются драйвер видеокарты. Он инициализируется сначала во время системной сессии, а затем во время пользовательской. При этом инициализация во время пользовательской сессии занимает меньше времени, потому что в течение системной параллельно выполняется запуск других задач.

Сократив время запуска драйвера видеокарты, можно уменьшить длительность загрузки системы. Таким образом, если фаза SMSSInit затягивается, обновите драйвер видеокарты.

Более точную диагностику можно провести с помощью summary_boot.xml, где в узле PNP есть длительность запуска каждого драйвера. Впрочем, в Windows 10 он иногда отсутствует, и я не знаю, от чего это зависит и как это форсировать.

⚠ Показанного ниже графика Driver Delays в WPT больше нет, но во времена Windows 7 его можно было анализировать примерно так:

  1. На графике Boot Phases выделите фазу Session Init и выберите из контекстного меню команду Clone Selection. Выбранный период будет выделен на всех активных графиках.
  2. На графике Driver Delays щелкните правой кнопкой мыши и выберите из меню команду Set Delay Threshold. Она позволяет отфильтровать драйверы по времени задержки. Введите, например 2000, чтобы отобразить драйверы, загружавшиеся дольше двух секунд.

Анализ загрузки с помощью Windows Performance Tools
Увеличить рисунок

Вы увидите все драйверы, загружавшиеся в фазе Session Init дольше заданного времени. У меня вся фаза занимает 6 секунд, и двухсекундная задержка драйверов является нормальной. Но если у вас проблемы в этой фазе, с помощью фильтра вы сразу увидите, какой драйвер их вызывает.

Фаза WinLogonInit

Визуально фаза WinLogonInit начинается перед появлением экрана приветствия, а завершается перед появлением рабочего стола.

Фаза WinLogonInit начинается сразу после запуска winlogon.exe. Во время этой фазы:

  • отображается экран приветствия
  • диспетчер управления службами запускает сервисы
  • происходит запуск сценариев групповой политики

Фаза завершается запуском оболочки Windows — процесса explorer.exe.

Диагностика

Во время фазы WinLogonInit выполняется множество параллельных операций. На многих системах она характеризуется нагрузкой на процессор и большим количеством операций ввода-вывода (I/O). Длительность фазы во многом зависит от поведения служб.

Чтобы обеспечить плавную загрузку системы, службы могут объявлять зависимости или использовать порядковые группы загрузки. Windows обрабатывает группы загрузки в последовательном порядке. Поэтому задержка даже одной службы в ранней группе может затягивать загрузку следующей группы служб и тормозить весь процесс загрузки.

Для выявления проблемной службы удобнее всего использовать графические возможности WPT. Откройте ETL-файл двойным щелчком мыши и прокрутите отчеты вниз до графика запуска служб.

Анализ загрузки с помощью Windows Performance Tools
Увеличить рисунок

Зачастую проблема вызвана не системными, а сторонними службами. На рисунке хорошо видно, что среди автоматически стартующих служб дольше всего загружаются три:

  • Apache 2.2
  • MySQL
  • TeamViewer

При этом Apache блокирует загрузку следующей группы служб (очевидно, в ее отсутствие это сделала бы служба TeamViewer). Поскольку ни одна из этих служб не является системной, проблему легко решить. Можно в оснастке «Службы» изменить тип ее запуска на отложенный и посмотреть, будет ли она быстрее запускаться на более позднем этапе. Если это не дает эффекта, можно вовсе отключить службу и запускать ее вручную при необходимости. Во второй волне служб, имеющих отложенный тип запуска, видна задержка WSearch, отвечающей за поиск Windows, но я не стал ее трогать пока.

Чтобы увидеть время запуска каждой службы, щелкните точку начала запуска и растяните диапазон до ее конца. Для изменения масштаба графика крутите колесо мыши, удерживая нажатой клавишу CTRL.

Анализ загрузки с помощью Windows Performance Tools

Отключение трех вышеперечисленных служб позволило сократить общее время загрузки почти на 40 секунд! Обратите внимание, что группа автоматического запуска служб теперь стартовала намного быстрее (смотреть нужно относительно шкалы времени, т.к. масштаб графиков разный).

Анализ загрузки с помощью Windows Performance Tools

Wsearch все равно запускается дольше других служб, но уже всего 8 секунд вместо 30, что не дает мне достаточно оснований к ней придираться.

Если задержку вызывает антивирусная программа, отложенный запуск службы может понизить уровень защиты, а ручной запуск или отключение службы могут нарушить работу программы. В этом случае можно лишь посоветовать обновить антивирус до последней версии. Если это не дает эффекта, вам придется сделать выбор между любимой программой и длительностью загрузки.

Фаза ExplorerInit

Визуально фаза ExplorerInit начинается перед загрузкой рабочего стола, но ее окончание определить на глаз невозможно.

В фазе ExplorerInit:

  • сначала запускается процесс explorer.exe
  • затем система создает процесс диспетчера окон рабочего стола (DWM)
  • DWM инициализирует рабочий стол и отображает его

Инциализация DWM и рабочего стола происходит на переднем плане, но в это же время в фоне диспетчер управления службами (SCM) запускает службы, а диспетчер памяти кеширует данные. Поэтому на многих системах эта фаза сопровождается нагрузкой на процессор, и нередко задержки при загрузке на этом этапе можно отнести на счет слабости аппаратных ресурсов.

Диагностика

В течение фазы ExplorerInit ресурсы процессора могут потреблять программы, работающие в качестве служб (например, защитные программы или серверы приложений). Они запускаются либо в этой фазе, либо продолжают свою загрузку, будучи запущенными в более ранних фазах. С другой стороны, некоторые службы (например, с отложенным запуском) могут быть еще не запущены на момент окончания фазы ExplorerInit.

Этап PostBoot

Этап PostBoot начинается после появления рабочего стола и завершается после того, как будет определено бездействие системы.

На этапе PostBoot рабочий стол уже загружен, и с ним можно взаимодействовать. Но при этом параллельно в фоне выполняется различная активность. Например, продолжается запуск служб и программ автозагрузки, что может сопровождаться появлением их значков в области уведомлений.

*

Средства WPT определяют бездействие системы по следующему алгоритму. Каждые 100 мс проверяется наличие активности в системе. Если бездействие системы составляет не менее 80% (за исключением низкоприоритетных процессов и дисковой активности), считается, что в этом интервале система бездействует. Проверка продолжается до тех пор, пока не наберется 10 секунд бездействия. Поэтому, определяя общее время загрузки системы, вычитайте из значения bootDoneViaPostBoot 10000 мс, т.е. 10 секунд.

Диагностика

На этапе PostBoot запускаются приложения, находящиеся в автозагрузке. Чтобы сократить длительность этого этапа, нужно навести там порядок. В графическом представлении WPT используйте график Process Lifetimes, чтобы увидеть все процессы, которые запускаются или продолжают запуск на данном этапе.


Безусловно, диагностика загрузки с помощью WPT требует навыка, и с наскоку разобраться в этом вопросе непросто. Но от вас и не требуется профессиональных знаний, поскольку текстовый отчет в XML файле вкупе с полным графическим представлением всех этапов загрузки позволяет быстро определить причину задержек при запуске Windows. Мне будет очень интересно узнать, полезна ли эта статья, помогла ли она выявить и устранить задержки с помощью WPT, а также насколько ускорилась загрузка системы в результате.

Мы продолжаем разбираться как работает ПК на примере клавиатуры и Windows 10. В этой статье поговорим о том как происходит единение софта и железа.

Старт системы

Полностью компьютер выключен когда он отключен от питания и конденсаторы на материнской плате разрядились. До эры смартфонов мобильные телефоны часто глючили и если перезагрузка не лечила проблему, то приходилось доставать батарею и ждать 10 секунд, потому что сбрасывалось программное состояние ОС, в то время как чипы на материнской плате и контроллеры устройств оставались активными сохраняя состояние, драйвера ОС к ним просто реконнектились. 10 секунд — время на разрядку конденсаторов, состояние чипов сбрасывается только при полном отключении.
Если же ПК подключен к розетке или батарее, то он находится в режиме Stand-By, это значит что по шине питания подаётся маленькое напряжения (5В) от которого запитываются некоторые чипы на материнке. Как минимум это системный контроллер, по сути это мини-компьютер запускающий большой компьютер. Получив уведомление о нажатии кнопки Power он просит блок питания/батарею подать больше напряжения и после инициализирует весь чип-сет, в том числе и процессор. Инициализация включает в себя перекачку кода и данных прошивки материнки (BIOS/UEFI) в оперативную память и настройку CPU на её исполнение.
Думать что кнопка Power это рубильник который подаёт электричество на CPU и тот начинает исполнять с заранее известного адреса прошивку BIOS неправильно. Возможно старые компьютеры так и работали. Кнопка включения находится на своей плате, вместе со светодиодами состояний и к материнке она подключается через специальный разъём. На картинке ниже видны контакты для кнопки Power, Reset, а также светодиодов с состоянием Power и чтения жёсткого диска. Нажатие кнопки включения переводится в сигнал на контакты материнки, откуда он достигает системный контроллер.

Контакты на материнке для подключения кнопки включения, светодиодов состояния Power, жёсткого диска и динамиков.

Плата ноутбука с кнопкой включения и светодиодом состояния

Cистемный контроллер обладает огромными полномочиями – включать и выключать компьютер, исполнять код в режиме ядра. Помимо него могут быть и другие чипы со сравнимыми возможностями, такие как Intel Management Engine или AMD Secure Technology (часть CPU), которые так же работают когда компьютер «выключен». Чип с Intel ME имеет в себе x86 CPU с операционной системой MINIX 3. Что он может делать:

  1. Включать и выключать компьютер, т.е. выполнять программы имея доступ ко всей вычислительной мощности, периферии машины и сети.
  2. Обходить ограничения файервола.
  3. Видеть все данные в CPU и RAM, что даёт доступ к запароленным файлам.
  4. Красть ключи шифрования и получать доступ к паролям
  5. Логировать нажатия клавиш и движения мыши
  6. Видеть что отображается на экране
  7. Вредоносный код в Intel ME не может быть детектирован антивирусом, потому как на такой низкий уровень он добраться не может
  8. И конечно же скрытно отправлять данные по сети используя свой стек для работы с сетью.

Это вызывает серьёзные вопросы безопасности, потому как он может быть хакнут или использовать в шпионских целях.

Прикладная иллюстрация как блок питания получает сигнал от материнки на включение. Если вы задумаете установить мощную видеокарту (Nvidia 2070 S) на офисный ПК, то просто вставить её недостаточно, потому как она требует питание в 600W, в то время как такой ПК имеет блок на ~500W. Первое что придёт в голову – купить новый блок питания на 650W с отдельной линией для видеокарты. Но и здесь будут разочарования, потому как разъёмы материнки будут не совпадать с разъёмами БП, а если его отдельно воткнуть в розетку и подключить к видюхе тоже ничего не будет – в блоке питания вентилятор не крутится и изображения нет. Так происходит, потому что БП должен получить сигнал от материнки на полное включение. Очевидное решение – новая материнка с совместимыми разъёмами, однако она стоит ~$300. Есть решение проще, хоть оно и вызывает опасения пожаробезопасности. Берём скрепку, разгибаем и вставляем в зелёный (PS_ON) и один из чёрных пинов (COM). Теперь всё должно работать.

Поиск загрузчика ОС

Есть два вида прошивки материнки – BIOS (Basic Input Output System) на старых машинах и UEFI (Unified Extensible Firmware Interface) на новых. Windows 10 поддерживает обе и абстрагирует различия между ними. UEFI правильней называть ОС чем прошивкой, потому как он предлагает больше возможностей, к примеру богатый графический интерфейс вместо текстового, наличие мышки, больший объём доступной памяти, улучшенная модель безопасности и валидации файлов ОС, взаимодействие с железом через API, вместо прерываний как в BIOS.

Пример экрана монитора BIOS.

Программа BIOS хранится на отдельном чипе, подключенном к Южному мосту. Этот чип можно достать и перепрошить новой программой, по факту это просто носитель памяти, а не самостоятельный микрокомпьютер.

Настройки BIOS (системное время, например), хранятся на другом чипе который как правило находится возле круглой батарейки, которая на самом деле является литиевым аккумулятором, подзаряжающимся во время работы ПК. Называется он CMOS, что означает Complementary Metal Oxide Semiconductor, а по-русски просто — КМОП, что есть комплементарная структура металл-оксид-полупроводник.

Первым делом программа BIOS выполняет проверку подсистем, эта процедура называется POST – Power On Self Test. Тест может быть сокращённый либо полный, это задаётся в настройках BIOS. Процитирую Википедию, что в себя включают эти тесты:
Сокращённый тест включает:

  1. Проверку целостности программ BIOS в ПЗУ, используя контрольную сумму.
  2. Обнаружение и инициализацию основных контроллеров, системных шин и подключённых устройств (графического адаптера, контроллеров дисководов и т. п.), а также выполнение программ, входящих в BIOS устройств и обеспечивающих их самоинициализацию.
  3. Определение размера оперативной памяти и тестирования первого сегмента (64 килобайт).

Полный регламент работы POST:

  1. Проверка всех регистров процессора;
  2. Проверка контрольной суммы ПЗУ;
  3. Проверка системного таймера и порта звуковой сигнализации (для IBM PC — ИМС i8253 или аналог);
  4. Тест контроллера прямого доступа к памяти;
  5. Тест регенератора оперативной памяти;
  6. Тест нижней области ОЗУ для проецирования резидентных программ в BIOS;
  7. Загрузка резидентных программ;
  8. Тест стандартного графического адаптера (VGA или PCI-E);
  9. Тест оперативной памяти;
  10. Тест основных устройств ввода (НЕ манипуляторов);
  11. Тест CMOS
  12. Тест основных портов LPT/COM;
  13. Тест накопителей на гибких магнитных дисках (НГМД);
  14. Тест накопителей на жёстких магнитных дисках (НЖМД);
  15. Самодиагностика функциональных подсистем BIOS;
  16. Передача управления загрузчику.

По результатам этого теста может быть обнаружена неисправность, к примеру нерабочая видеокарта или клавиатура. Поскольку экран монитора может не работать результаты тестов сообщаются в виде последовательности звуковых сигналов разной высоты. Что конкретно они значат надо смотреть в документации к материнской плате. Старые компьютеры часто бибикали во время старта — это программа BIOS сообщала о результатах тестов. Иногда может дополнительно использоваться индикатор, показывающий номер ошибки.

Если всё прошло успешно, BIOS начинает процесс поиска загрузчика ОС. Для этого он начинает просматривать все подключенные к материнской плате жёсткие диски. Данные на физических дисках адресуются в единицах называемых сектор, обычно он 512 байт, однако современный стандарт – 4096 байт. Установщик Windows в самый первый сектор на диске записывает специальный программный код и данные о разделах. Этот сектор называется Master Boot Record. Диск разбивается на разделы (partitions), отформатированный своей файловой системой. Максимум 4 раздела, каждый из который может быть расширенным (extended partition), такой можно рекурсивно делить на 4 раздела и теоретически их число не ограничено. Как только BIOS находит Master Boot Record он считывает оттуда код и передаёт ему управление. Этот код поочередно просматривает данные о разделах и находит тот который помечен как активный, в нём находится код загрузчика Windows (Это не раздел с C:\Windows\System32!), этот раздел называется system partition. Как правило он занимает 100Мб и скрыт от пользователя. В первом секторе этого раздела хранится загрузочный код, которому передаётся управление. Это volume boot sector, код в нём ищет файл Bootmgr, с которого и начинается процесс загрузки Windows. Файл Bootmgr создан через соединение в один файлов Startup.com и Bootmgr.exe.

Процессор начинает свою работу в режиме который называется «Реальный». Это режим совместимости, в нём CPU работает так же как и старые 16-bit процессоры, не имевшие поддержки виртуальной памяти и работавшие напрямую с физической памятью через 20-bit шину адресов, позволявшую адресовать 1Мб памяти. Простые MS-DOS программы выполнялись в этом режиме и имели расширение .COM. Первое что делает Startup.com (Bootmgr) – переключает процессор в режим «Защищённый», где под защитой понимается защита процессов друг от друга. В этом режиме поддерживается виртуальная память и 32х битные адреса, которыми можно адресовать 4Гб оперативной памяти. Следующим этапом Bootmgr заполняет таблицу виртуальных адресов на первые 16Мб RAM и включает трансляцию с виртуальных адресов в физические. В этом режиме и работает Windows. Поскольку на этом этапе подсистемы ОС ещё не созданы, Bootmgr имеет свою простую и неполную реализацию файловой системы NTFS, благодаря которой он находит BCD файл (Boot Configuration Data), в котором хранятся настройки параметров загрузки ОС. Вы можете редактировать его через утилиту BcdEdit.exe. В этих настройках BCD может быть указано, что Windows была в состоянии гибернации, и тогда Bootmgr запустит программу WinResume.exe, которая считывает состояние из файла Hyberfil.sys в память и перезапускает драйвера. Если BCD говорит, что есть несколько ОС, то Bootmgr выведет на экран их список и попросит пользователя выбрать. Если ОС одна, то Bootmgr запускает WinLoad.exe, этот процесс и выполняет основную работу по инициализации Windows:

  1. Выбирает соотвествующую версию ядра Windows. Можете думать о нём как о Windows10.exe, хотя на самом деле он называется NtOsKrnl.exe. Какие есть версии? Согласно википедии:
    • ntoskrnl.exe — однопроцессорное ядро Windows. без поддержки режима PAE
    • ntkrnlmp.exe (англ. NT Kernel, Multi-Processor version) — многопроцессорное ядро Windows. без поддержки режима PAE
    • ntkrnlpa.exe — однопроцессорное ядро Windows с поддержкой режима PAE.
    • ntkrpamp.exe — многопроцессорное ядро Windows с поддержкой режима PAE.

  2. Загружает HAL.dll (Hardware Abstraction Layer), который абстрагирует особенности материнки и CPU.
  3. Загружает файл шрифтов vgaoem.fon
  4. Загружает файлы в которых содержится инфомрация о представлениях даты времени, форматов чисел и пр. Эта функциональность называется National Language System.
  5. Загружает в память реестр SYSTEM, в нём содержится информация о драйверах которые надо загрузить. Информация о всех драйверах находится в HKLM\SYSTEM\CurrentControlSet\Services\. Драйвера которые надо загрузить имеют ключ start = SERVICE_BOOT_START (0). Об устройстве реестра мы поговорим в другой статье.
  6. Загружает драйвер файловой системы для раздела на котором располагаются файлы драйверов.
  7. Загружает драйвера в память, но пока не инициализирует их из-за круговых зависимостей.
  8. Подготавливает регистры CPU для выполнения ядра Windows выбранного на первом шаге – NtOsKrnl.exe.

Во время загрузки драйверов WinLoad проверяет их цифровые подписи и если они не совпадают, то будет синий (BSOD) или зелёный (GSOD, для insider preview сборок) «экран смерти».

Запуск на UEFI

Пример экрана загрузки UEFI

BIOS существует больше 30 лет и в попытках исправить его недостатки компания Intel в 1998 году создала стандарт Intel Boot Initiative, позже переименованный в EFI и в 2005 году пожертвованный организации EFI Forum. Недостатки BIOS:
• Работает только в 16-битном режиме
• Может адресовать только 1Mb оперативной памяти
• Часто имеет проблемы совместимости
• MBR ограничен только четырьмя главными разделами диска
• Диск с ОС не может быть больше чем 2.2Tb.
• Имеет очень ограниченные возможности для валидации загрузчика ОС.
На смену BIOS пришёл UEFI, по сути это миниатюрная ОС которая может работать и в 32-bit и в 64-bit. Для совместимости есть опция Compatibility Support Module, которая включается в настройках и эмулирует работу BIOS.

В UEFI загрузка происходит в родной для процессора битности – 32 или 64, есть доступ ко всей памяти, поддерживается виртуальная память, включен Secure Boot и есть возможность запустить antimalware до начала загрузки ОС. Порядок загрузки ОС в UEFI:

  1. Инициализация и запуск Firmware, запуск чип-сета.
  2. POST тест, аналогично BIOS
  3. Загрузка EFI-драйверов и поиск диска подпадающего под требования EFI для загрузочного диска
  4. Поиск папки с именем EFI. Спецификация UEFI требует чтобы был раздел для EFI System Partition, отформатированный под файловую систему FAT, размером 100Мб – 1Гб или не более 1% от размера диска. Каждая установленная Windows имеет свою директорию на этом разделе – EFI\Microsoft.
  5. Читает из настроек UEFI сохранённых в NVRAM (энергонезависимая память) путь к файлу загрузчика.
  6. Находит и запускает EFI/Microsoft/Boot/BootMgrFw.efi.
  7. BootMgrFw.efi находит раздел реестра BCD, который хранится в отдельном файле с именем BCD. Из него он находит WinLoad.efi, который расположен в C:\Windows\System32\winload.efi.

Чтобы посмотреть содержимое раздела EFI System Partition откройте консоль с правами админа (WinKey+X => Windows PowerShell (Admin)) и выполните команды mountvol Z: /s, Z:, dir. CD — меняет директорию.
Главное отличие компонентов BootMgr и WinLoad для UEFI от своих копий для BIOS тем что они используют EFI API, вместо прерываний BIOS и форматы загрузочных разделов MBR BIOS и EFI System Partition сильно отличаются.

Инициализация ядра

Напоминаю, что мы рассматриваем загрузку ПК в контексте работы клавиатуры, поэтому не стоит заострять внимание на всех этапах. Надо понять где в этом процессе находится клавиатура, важные для понимания этапы выделены.
На предыдущем этапе был запущен компонент WinLoad.exe/WinLoad.efi, который запускает NtOsKrnl.exe указав ему параметры загрузки в глобальной переменной nt!KeLoaderBlock (память режима ядра доступна всем процессам), которые WinLoad собрал во время своей работы. Они включают:

  1. Пути к System (загрузчик Windows) и Boot (C:\Windows\System32) директориям.
  2. Указатель на таблицы виртуальной памяти которые создал WinLoad
  3. Дерево с описанием подключенного hardware, оно используется для создания HKLM\HARDWARE ветки реестра.
  4. Копия загруженного реестра HKLM\System
  5. Указатель на список загруженных (но не инициализированных) драйверов участвующих в старте Windows.
  6. Прочая информация необходимая для загрузки.

Инициализация ядра Windows происходит в два этапа. До этого происходит инициализация Hardware Abstraction Layer, который в числе всего прочего настраивает контроллеры прерывания для каждого CPU.
На этой же стадии загружаются в память строки с сообщениями для BSOD, потому как в момент падения они могут быть недоступны или повреждены.

  • Первая фаза инициализации ядра:
    1. Слой Executive инициализирует свои объекты состояний – глобальные объекты, списки, блокировки. Производится проверка Windows SKU (Stock Keeping Unit), примеры Windows 10 SKU — Home, Pro, Mobile, Enterprise, Education.
    2. Если включен Driver Verifier, то он инициализируется.
    3. Менеджер памяти создаёт структуры данных, необходимые для работы внутренних API для работы с памятью (memory services), резервирует память для внутреннего пользования ядром.
    4. Если подключен отладчик ядра (kernel debugger) ему отправляется уведомление загрузить символы для драйверов загружаемых во время старта системы.
    5. Инициализируется информация о версии билда Windows.
    6. Старт Object Manager – позволяет регистрировать именованные объекты к которым могут получать доступ по имени другие компоненты. Яркий пример – мьютекс по которому приложение позволяет запустить единственный экземпляр. Здесь же создаётся храниться handle table, по которой устанавливается соответствие к примеру между HWND и объектом описывающим окно.
    7. Старт Security Reference Monitor подготавливает всё необходимое для создания первого аккаунта.
    8. Process Manager подготавливает все списки и глобальные объекты для создания процессов и потоков. Создаются процесс Idle и System (в нём исполняется “Windows10.exe” он же NtOsKrnl.exe), они пока не исполняются, потому как прерывания выключены.
    9. Инициализация User-Mode Debugging Framework.
    10. Первая фаза инициализации Plug and Play Manager. PnP – это стандарт который реализовывается на уровне производителей периферии, материнских плат и ОС. Он позволяет получать расширенную информацию о подключенных устройствах и подключать их без перезагрузки ПК.

  • Вторая фаза инициализации ядра. Она содержит 51 шаг, поэтому я пропущу многие из них:
    1. По завершению первой фазы главный поток процесса System (NtOsKrnl.exe) уже начал исполнение. В нём производится вторая фаза инициализации. Поток получает самый высокий приоритет – 31.
    2. HAL настраивает таблицу прерываний и включает прерывания.
    3. Показывается Windows Startup Screen, которая по умолчанию представляет из себя чёрный экран с progress bar.
    4. Executive слой инициализирует инфраструктуру для таких объектов синхронизации как Semaphore, Mutex, Event, Timer.
    5. Объекты для User-Mode Debugger проинициализированы.
    6. Создана symbolic link \SystemRoot.
    7. NtDll.dll отображена в память. Она отображается во все процессы и содержит Windows APIs.
    8. Инициализирован драйвер файловой системы.
    9. Подсистема межпроцессного общения между компонентами Windows ALPC проинициализирована. Можете думать о ней как о named pipes или Windows Communication Foundation для межпроцессного общения.
    10. Начинается инициализация I/O Manager, который создаёт необходимые структуры данных для инициализации и хранения драйверов подключенной к компьютеру периферии. Этот процесс очень сложный.
      Здесь же инициализируются компоненты Windows Management Instrumentation и Event Tracing for Windows (на него полагается Windows Performance Analyzer). После этого шага все драйвера проинициализированы.
    11. Запускается процесс SMSS.exe (Session Manager Sub System). Он отвечает за создание режима пользователя, в котором будет создана визуальная часть Windows.

Запуск подсистем – SMSS, CSRSS, WinInit

SMSS.exe отличается от пользовательских процессов, это нативный процесс и это даёт ему дополнительные полномочия. SMSS.exe работает с ядром в обход Windows API, он использует то что называется Native API. Windows API – обёртка вокруг Native API. SMSS.exe первым делом запускает подсистему Windows (CSRSS.exe – Client Server Runtime Sub System) и заканчивает инициализацию реестра.

Процесс и потоки SMSS.exe помечены как критические, это значит что если они неожиданно завершаться, к примеру из-за ошибки, это приведёт к падению системы. Для общения с подсистемами, к примеру вызову API создающему новую сессию, SMSS создаёт ALPC-порт с именем SmApiPort. Загружаются из реестра переменные среды окружения, запускаются программы такие как Check Disk (autochk.exe, эти программы записаны в реестре HKLM\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\BootExecute). SMSS.exe запускается для каждой пользовательской сессии. Глобальные переменные (очередь сообщений например) у каждой сессии своя за счёт механизма виртуальной памяти. В Windows есть контексты потока, процесса и сессии. Каждый SMSS.exe запускает свой экземпляр подсистемы, на данный момент это только CSRSS.exe (Windows), в прошлом поддерживались операционные системы OS/2 (os2ss.exe) и POSIX (psxss.exe), но эта идея была неудачной. Самый первый SMSS.exe засыпает в ожидании процесса WinInit.exe. Остальные экземпляры вместо этого создают процесс WinLogon который показывает UI для входа.

WinInit.exe инициализирует подсистемы для создания графической оболочки – Windows Station и десктопы, это не тот рабочий стол который вы видите, это иная концепция Windows. Далее он запускает процессы:

  1. Services.exe Services Control Manager (SCM) запускает сервисы и драйвера помеченные как AutoStart. Сервисы запускаются в процессах svchost.exe. Есть утилита tlist.exe, которая запущенная с параметром tlist.exe -s напечатает в консоли имена сервисов в каждом из svchost.exe.
  2. LSASS.exe – Local System Authority.
  3. LSM.exe – Local Session Manager.

WinLogon.exe – загружает провайдеры аутентификации (credential providers), которые могут быть password, Smartcard, PIN, Hello Face. Он порождает процесс LogonUI.exe который и показывает пользователю интерфейс для аутентификации, а после валидирует введённые данные (логин и пароль, PIN).

Если всё прошло успешно, то WinLogon запускает процесс указанный в ключе реестра HKLM\SOFTWARE\Microsoft\Windows NT\CurrentVersion\WinLogon\Userinit. По умолчанию это процесс UserInit.exe, который:

  1. Запускает скрипты указанные в реестрах:
    • HKCU\Software\Policies\Microsoft\Windows\System\Scripts
    • HKLM\SOFTWARE\Policies\Microsoft\Windows\System\Scripts
  2. Если групповая политика безопасности определяет User Profile Quota, запускает %SystemRoot%\System32\Proquota.exe
  3. Запускает оболочку Windows, по умолчанию это Explorer.exe. Этот параметр конфигурируется через реестр:
    • HKCU\Software\Microsoft\Windows NT\CurrentVersion\Winlogon\Shell
    • HKLM\SOFTWARE\Microsoft\Windows NT\CurrentVersion\Winlogon\Shell

WinLogon уведомляет Network Provider о залогинившемся пользователе, на что тот восстанавливает и подключает системные диски и принтеры сохранённые в реестре. Network Provider представляет из себя файл mpr.dll из системной папки, который хостится в процессе svchost.exe, т.е. сервис Windows.

Дерево процессов выглядит следующим образом, на нём можно увидеть кто и кого создал (показаны не все процессы, может немного отличаться от последний версий Windows).

Где здесь клавиатура?

Во время запуска ядро Windows считывает из реестра информацию о контроллере системной шины, как правило это шина PCI (реже MSI), к ней подключены контроллеры портов ввода-вывода, в том числе и USB, PS/2. Информация о нём записывается во время установки Windows. Система загружает для него драйвер и рекурсивно обходит все порты так же загружая для каждого из них свой драйвер. Драйвера могут комбинироваться в узлы (driver node), к примеру драйвер клавиатуры, будет соединён с драйвером порта PS2. А вот порт USB сложнее — сначала драйвер порта, потом драйвер для работы с протоколом HID и только потом клавиатура.

Каждый порт контроллируется своим чипом, который мониторит подключение, принимает/отправляет сигналы между CPU и устройством. Если чип-сет Южный мост не встроен в CPU, как это часто делают в ноутбуках, а существует отдельным чипом на материнке, то правильней говорить: сигнал между Южным мостом и контроллером порта. Чип контроллирующий порт имеет выделенную линию с контроллером прерываний (PIC или APIC), по которой он может попросить обратить на себя внимание CPU, к примеру считать данные от клавиатуры (порт PS/2, с USB другая история). Поскольку ОС загрузила для порта драйвер, она может отдавать ему команды, читать и отправлять данные. В нашем примере был загружен драйвер из C:\Windows\System32\i8042prt.sys. Давайте вспомним предыдущую статью. В старых компьютерах с PIC на чипе Intel 8259 было 15 линий прерываний, где клавиатура была подключена к ножке IRQ1, таймер IRQ0, а мышка к IRQ12, который на самом деле был пятой ножкой второго чипа 8259, который мультиплексировал свои прерывания через ножку IRQ2 первого контроллера. В современных PIC могут быть 255 контактов для сигналов прерываний. Во время загрузки ОС программирует APIC/PIC возвращать определённое число когда скажем пришло прерывание от порта клавиатуры или USB и по этому номеру CPU находит в таблице векторов прерываний функцию которую надо выполнить. Номер прерываний определяют HAL и Plug’n’Play Manager. Контроллер прерываний ищет сигнал на своих ножках в определённом порядке, к примеру в бесконечном цикле проверяет напряжение на ножках от 1 до MAX_PIN. Этот порядок определяет приоритет, к примеру клавиатура будет замечена раньше мышки, а таймер раньше клавиатуры. Чтобы не зависеть от особенностей работы контроллеров прерываний Windows абстрагирует концепцию IRQ (Interrupt Request) в IRQL (Interrupt Request Level). Будь у контроллера прерываний хоть 15 хоть 255 линий они все будут отображены на 32 IRQL для x86 и 15 IRQL для x64 и IA64.

Что означают приоритеты IRQL:

  1. High – когда происходит краш системы, обычно это вызов функции KeBugCheckEx.
  2. Power Fail – не используется. Изначально был придуман для Windows NT.
  3. Interprocessor Interrupt – нужен отправить запрос другому CPU на мультипроцессорной системе выполнить действие, например обновить TLB cache, system shutdown, system crash (BSOD).
  4. Clock – нужен чтобы обновлять системные часы, а так же вести статистику сколько времени потоки проводят в режиме пользователя и ядра.
  5. Profile – используется для real-time clock (local APIC-timer) когда механизм kernel-profiling включен.
  6. Device 1 … Device N – прерывания от устройств I/O. Во время прерывания данные от клавиатуры, мыши и других устройств считываются в отдельные буфера и сохраняются в объектах типа DPC (Deferred Procedure Call), чтобы обработать их позже и дать возможность устройствам переслать данные. После приоритет снижается до Dispatch DPC
  7. Dispatch DPC — как только данные от устройств получены можно начинать их обрабатывать.
  8. APC — Asynchronous Procedure Call. Через этот механизм вы можете исполнить код когда поток будет спать вызвав WaitForSingleObject, Sleep и другие.
  9. Passive/Low — здесь исполняются все приложения в User Mode.

Если вы всегда программировали в режиме пользователя, то никогда не слышали про IRQL, потому что все пользовательские программы выполняеются с приоритетом Passive/Low (0). Как только происходит событие с большим уровнем приоритета (событие от клавиатуры, таймер планировщика потоков), процессор сохраняет состояние прерванного потока, которое представляет из себя значения регистров CPU, и вызывает диспетчер прерываний (interrupt dispatcher, просто функция), который повышает приоритет IRQL через API KeRaiseIrql в HAL и вызывает непосредственно сам код обработчика (interrupt’s service routine). После этого IRQL CPU понижается до прежнего уровня через функцию KeLowerIrql и прерванный поток начинает обработку с того же места где его прервали. На этом механизме основан планировщик потоков. Он устанавливает таймер, который с определённым интервалом (квант времени) генерирует прерывание с приоритетом DPC/Dispatch (2) и в своей interrupt’s service routine по определённому алгоритму назначает новый поток на исполнение.

Механизм IRQL реализовывается на уровне софта в Hardware Abstraction Layer (HAL.dll), а не железа. В Windows системах есть драйвер шины (bus driver), который определяет наличие устройств подключенных к шинам – PCI, USB и др. и номера прерываний которые могут быть назначены каждому устройству. Драйвер шины сообщает эту информацию Plug and play manager, который уже решает какие номера прерываний назначить каждому устройству. Далее арбитр прерываний внутри PnP Mgr (PnP interrupt arbiter) устанавливает связи между IRQ и IRQL.

Когда приходит прерывание от клавиатуры, любой исполняемый в данный момент поток (это может быть ваша программа) назначается на его обработку. Interrupt dispatcher повышает приоритет IRQL CPU до одного из уровней Device1-DeviceN. После этого менеджер виртуальной памяти не сможет найти страницу если она не загружена в RAM (не сможет обработать Page Fault), планировщик потоков не сможет прервать выполнение, потому что они все работают с меньшим уровнем IRQL. Главная задача драйвера клавиатуры в этот момент считать полученные данные и сохранить их для дальнейшей обработки. Данные записываются в объект типа _DPC (Deferred Procedure Call), который сохраняется в список DPC потока (что-то вроде std::list<DPC>, в ядре ОС вместо массивов используются связанные списки). Как только прерывания от всех внешних устройств обработаны, IRQL потока понижается до уровня DPC в котором и производится обработка отложенных процедур (DPC). В коде обработчика DPC для клавиатуры вызывается функция из драйвера клавиатуры Kbdclass.sys:

VOID KeyboardClassServiceCallback(
  _In_    PDEVICE_OBJECT       DeviceObject,
  _In_    PKEYBOARD_INPUT_DATA InputDataStart,
  _In_    PKEYBOARD_INPUT_DATA InputDataEnd,
  _Inout_ PULONG               InputDataConsumed
);

Так вот, драйвер клавиатуры (kbdclass.sys) получает данные от порта (USB, PS2) через прерывание и записывает их через WriteFile, компонент внутри ядра Windows просыпается, считывает их используя API ReadFile и добавляет в очередь сообщений с клавиатуры. API для работы с файлом могут использоваться для чтения данных с драйверов. С этого момента начинается обработка данных стеком ввода Windows, об этом в следующей статье.

Если у вас есть ПК с PS2 портом и вы умеете пользоваться WinDbg в режиме ядра, то можете легко найти обработчик прерываний клавиатуры напечатав команду !idt, которая выведет на экран всю таблицу векторов прерываний. Прерывание вклинивается в ход выполнения программы, слово вектор здесь подразумевает направление, направление исполнения программы. WinDbg был сделан специально для отладки Windows, самая последняя версия называется WinDbgX. Он имеет текстовый интерфейс, который отпугивает людей привыкших к Visual Studio, однако предоставляет гораздо больше возможностей, в частности исполнение скриптов. Прерывание фиолетового порта PS2 выделено красным. Функция которая его обрабатывает называется I8042KeyboardInterruptService, которая находится в файле i8042prt.sys.

BOOLEAN
I8042KeyboardInterruptService(
  IN  PKINTERRUPT Interrupt,
  IN  PVOID Context
  );

Routine Description:

    This is the interrupt service routine for the keyboard device when
    scan code set 1 is in use.

Arguments:

    Interrupt - A pointer to the interrupt object for this interrupt.

    Context - A pointer to the device object.

Return Value:

    Returns TRUE if the interrupt was expected (and therefore processed);
    otherwise, FALSE is returned.

Сейчас возникает вопрос, откуда у обработчика прерываний аргумент? Кто его передаёт? Ведь CPU ничего не знает о нём. Если поставите в неё breakpoint, то удивитесь ещё больше увидев несколько функций выше по стеку:

0: kd> kC
# Call Site
00 i8042prt!I8042KeyboardInterruptService
01 nt!KiCallInterruptServiceRoutine
02 nt!KiInterruptSubDispatch
03 nt!KiInterruptDispatch
04 nt!KiIdleLoop

Объяснение здесь простое – это не та функция которая сохранена в регистре IDT процессора. То что вы видите на картинке выше на самом деле объекты типа _KINTERRUPT. В таблице прерываний сохранён специальный ассемблерный код (nt!KiIdleLoop), который знает как найти объект описывающий прерывание в памяти. Что же интересного есть в нём?

  1. Указатель на объект представляющий драйвер в памяти.
  2. Указатель на функцию i8042prt!I8042KeyboardInterruptService, которая и вызывает код считывающий данные из порта PS2 через ассемблерную команду IN AL, 0x60 – сохранить значение из порта номер 0x60 в регистре AL.
  3. Функция dispatcher – ей передаётся указатель функцию из пункта №2 и она вызывает её.
  4. Состояние регистров CPU. Перед вызовом прерывания состояние CPU будет сохранено сюда, и отсюда же будет восстановлено.
  5. Приоритет прерывания. Не тот который определяет контроллер прерываний, а тот который Windows считает нужным. Это IRQL (Interrupt Request Level) – абстракция над IRQ.

Как только обработчик прерываний клавиатуры будет вызван, он уведомит драйвер клавиатуры о полученных данных, после чего будет уведомлено ядро ОС, которое обработав данные отправит их дальше по стеку ввода, где они могут быть доставлены приложению, которое на них отреагирует, или перед этим в обработчик языков (азиатские иероглифы, автокоррекция, автозаполнение).
Ядро ОС напрямую не взаимодействует с драйвером клавиатуры, для этих целей используется Plug’n’Play Manager. Этот компонент предоставляет API IoRegisterPlugPlayNotification, который вызовет предоставленную callback-функцию когда устройство будет добавлено или удалено.

Пару слов о USB

Ознакомление с работой порта USB потребовало бы отдельной статьи описывающей его работу и плюс описание обработки данных HID на Windows. Это очень сильно усложнило бы материал, к тому же уже есть хорошие статьи по теме, поэтому PS2 идеальный пример из-за своей простоты.

USB создавался как универсальный порт для всех устройств, будь то клавиатура, фотоаппарат, сканнер, игровой руль с педалями, принтер и пр. Вдобавок он поддерживает вложенность портов – USB материнки => монитор с USB => клавиатура с USB к которой подключена мышка, флешка и USB-hub к которому подключен жёсткий диск. Взглянув на контакты USB 2.0 вы увидите что они не заточены под передачу каких-то определённых данных, как у PS2. Их всего четыре – витая пара для передачи битов данных, плюс и минус питания.

Провода кабеля USB 2.0

USB 3.0 быстрее за счёт дополнительных пяти контактов. Как видите там нету линии CLOCK для синхронизации, поэтому логика передачи данных сложнее. Слева USB 2.0 и справа USB 3.0 для сравнения.

Все данные передаются через протокол HID (Human Interface Device), который описывает форматы, порядок взаимодействия и передачи данных и всё остальное. Стандарт USB 2.0 занимает 650 страниц, документ HID Class Specification, описывающий работу устройств (мыши, клавиатуры и пр) – 97 страниц, их рекомендуется изучить если вы работаете с USB.

Первым делом подключенное устройство должно рассказать о себе, для этого оно отправляет несколько структур данных, в которых указывается ID устройства и ID производителя по которым Plug’n’Play manager может найти в реестре информацию, загрузить и соединить драйвера. USB устройства пассивны, т.е. хост должен сам с определённым интервалом проверять наличие данных. Частота опроса и размер пакета данных задаются в одном из дескрипторов устройства USB. Максимальный размер пакета – 64 байта, что для информации о нажатых клавишах более чем достаточно.

В Windows есть встроенная поддержка HID, она не такая простая как связь драйвера порта PS2 с драйвером клавиатуры, потому что драйвер HID должен уметь обрабатывать все поддерживаемые протоколом сценарии. Вне зависимости от провайдера данных — порты PS2, USB или Remote Desktop или виртуальная машина – на самом верху driver node будет находится Kbdclass, от которого ядро ОС и будет получать информацию. Уведомление о подсоединении клавиатуры будет обрабатываться через Plug’n’Play Manager, так что для ядра Windows не имеет значение какой порт или источник данных от устройства используется.

ч.1 — Основы ОС и компьютера
ч.2 — Как работает материнская плата и клавиатура через порт PS2

При включении ПК ход загрузки
операционной системы проходит

в несколько этапов:

1. Загрузка основных файлов операционной
системы в память

2. Инициализация устройств

3. Регистрация пользователя, старт
системы служб и оболочки Explorer

4. Загрузка дополнительного программного
обеспечения

8. Аппаратые и программные средства обработки текстовой информации

Современные
текстовые процессоры предоставляют
пользователю широкие возможности по
подготовке документов. Это и функции
редактирования, допускающие возможность
любого изменения, вставки, замены,
копирования и перемещения фрагментов
в рамках одного документа и между
различными документами, контекстного
поиска, функции форматирования символов,
абзацев, страниц, разделов документа,
верстки, проверки грамматики и орфографии,
использования наряду с простыми
текстовыми элементами списков, таблиц,
рисунков, графиков и диаграмм. Значительное
сокращение времени подготовки документов
обеспечивают такие средства автоматизации
набора текста, как автотекст и автозамена,
использование форм, шаблонов и мастеров
типовых документов. Наличие внешней
памяти компьютера обеспечивает удобное
длительное хранение подготовленных
ранее документов, быстрый доступ к ним
в любое время. Существенно упрощают
процедуру ввода данных сканеры и
голосовые устройства. Существующие
системы распознавания текстов,
принимаемых со сканера, включают функцию
экспорта документа в текстовые редакторы.
Широкий спектр печатающих устройств
в сочетании с функциями подготовки
документа к печати, предварительного
просмотра, обеспечивает получение
высококачественных черно-белых и
цветных копий на бумаге и прозрачной
пленке. Современные тенденции
совершенствования этих систем направлены
на улучшение коммуникационных
возможностей текстовых процессоров
при работе в локальных и глобальных
компьютерных сетях.

Пользователь
имеет возможность обмениваться
документами с удаленными пользователями,
отправлять документы по электронной
почте непосредственно из текстового
редактора, готовить данные в формате
Web-страниц. Таким образом, современные
программы предусматривают множество
функций, позволяющих готовить текстовую
часть документа на типографическом
уровне. Кроме того, современные программы
позволяют включать в текст графические
объекты: рисунки, диаграммы, фотографии.
Благодаря этим возможностям файл,
представляющий собой текстовый документ,
может содержать, помимо алфавитно-цифровых
символов, обширную двоичную информацию
о форматировании текста, а также
графические объекты для обслуживания.

Хранение,
копирование, перемещение выделенного
фрагмента текста выполняется в два
этапа:

Сначала надо
поместить фрагмент в буфер промежуточного
хранения. Для этого необходимо нажать
{Ctrl+Ins} (фрагмент копируется в буфер) или
{Shift+Del} (фрагмент перемещается в буфер
и удаляется из файла).

Затем
необходимо установит курсор в точку
вставки и нажать {Shift+Ins}. Фрагмент
появится на новом месте. Чтобы вставить
выделенный фрагмент из буфера в другой
файл, достаточно загрузить этот файл,
установить курсор в точку вставки и
нажать клавиши {Shift+Ins}. Вместо клавиш
быстрого вызова можно использовать
соответствующие команды меню (Edit-Copy),
(Edit-Cut)
и (Edit-Paste).

С помощью WordPad
можно: работать со шрифтами, использовать
разнообразное начертание и цвет шрифтов;
сохранять тексты как в своем собственном
формате, так и в других популярных
форматах (в том числе в формате Microsoft
Word); . вставлять в текст картинки
разнообразных форматов.

Текстовый
процессор Microsoft Word.– основа любого
офиса и, пожалуй, самая нужная и популярная
программа во всем Microsoft Office. Эта программа
установлена практически на каждом ПК
и стала стандартом в обработке текста.
На примере Word очень удобно изучать
интерфейс всех остальных программ
Microsoft Office. Word – это не просто текстовый
редактор (т.е. программа, предназначенная
для создания и обработки текстов), а
нечто большее. Область применения Word
весьма широка. С помощью Word можно не
просто набрать текст, но и оформить его
по своему вкусу: включить в него таблицы
и графики, картинки и даже звуки и
видеоизображения. Word поможет составить
простое письмо и сложный объемный
документ, яркую поздравительную открытку
или рекламный блок. Можно сказать, что
Word применим практически везде, где
требуется работа с текстом. По своим
функциям Word приближается к издательским
системам.

Программы верстки.
Это значит, что в этом редакторе можно
полностью подготовить к печати журнал,
газету или даже книгу, изготовить
WWW-страницу Интернет.

Перечень возможностей
Microsoft Office огромен. Для работы с файлами
существуют следующие функции: создание
нового файла (можно создавать новые
документы при помощи специальных
шаблонов; в частности, в Word включены
шаблоны стандартных писем, поздравительных
записок, отчетов, факсов и ряд других
офисных документов); открытие для
редактирования уже существующих файлов;
возможность одновременного открытия
и работы с большим количеством документов;
сохранение файлов в различных форматах;
печать файлов с возможностью
предварительного просмотра и установкой
желаемых параметров страниц (ширина
полей, размеры бумаги и пр.); возможность
просмотра нескольких последних открытых
документов; возможность отправки
готового документа непосредственно
из Microsoft Word на факс и по электронной
почте (в обоих случаях необходимо, чтобы
компьютер пользователя был оснащен
модемом). Редактирование текста
осуществляется с помощью следующих
функций: выделение, копирование и
вставка нужного фрагмента текста;
вставка объектов, не являющихся текстом
в формате Microsoft Word (например, включение
в текст графических изображений,
электронных таблиц и графиков, звуков,
видеоизображений и т.д.); вставка в
документ номеров страниц, даты и времени,
сносок, специальных символов и пр.;
возможность нахождения, перехода,
замены нужного слова текста, строки,
раздела, страницы и пр.; возможность
повтора или отмены последнего действия,
произведенного с текстом; расширенные
возможности форматирования документа.
Кроме перечисленных возможностей
программа предлагает некоторый набор
сервисных функций, таких как: проверка
орфографии и грамматики, в том числе
фоновая – по мере введения текста;
подбор синонимов слов (пункт меню
«Тезаурус»); расстановка переносов в
тексте документа; определение
статистических данных документа (число
символов, слов, строк, абзацев, страниц);
работа с макросами и шаблонами документов.
Также в программе имеется большой набор
функций по работе с таблицами и графикой,
объемная система помощи (справочная
система) и многое другое.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Загрузка ОС происходит в несколько этапов:

1. После нажатия кнопки включения или перезагрузки управление берет на себя Базовая система ввода/вывода (Basic Input/Output System — BIOS). BIOS — это программа, записанная в постоянной энергонезависимой памяти компьютера -ПЗУ (английская аббревиатура — CMOS). BIOS производит тестирование и инициализацию всех устройств и, если они прошли успешно, считывает MBR по абсолютному адресу. Затем помещает считанный код главного загрузчика в оперативную память и передает ему управление.

2. Главный загрузчик определяет, откуда следует загружать ОС. В зависимости от типа загрузчика управление будет передано либо загрузочному коду, находящемуся в активном разделе жесткого диска, либо менеджеру загрузки, либо сам загрузчик поместит ядро ОС в оперативную память и передаст ему управление.

3. Получивший управление загрузчик операционной системы инициирует загрузку ядра ОС в память.

4. Запускается сама операционная система.
Как видно из вышесказанного, при загрузке компьютера используются абсолютные адреса, т.е. номера жестких дисков, цилиндров, головок, секторов, блоков. Выполнение этапов загрузки происходит по жестко заданной цепочке. Для успешной загрузки ОС необходимо, чтобы все участники цепочки находились на своих строго определенных местах: главный загрузчик и основная таблица разделов в загрузочном секторе диска, загрузчик(и) ОС и таблицы разделов в остальных разделах диска.

При нарушении этого порядка, например, при подключении нового диска к компьютеру, на котором уже установлена одна или несколько операционных систем, возможна ситуация, когда процесс остановится с сообщением типа «ОС не найдена».

← Особенности загрузки различных ОС Загрузка DOS

  Загрузчик системы →

Download Windows Speedup Tool to fix errors and make PC run faster

Ever wondered what happens when you push the power button? In this post, we will see how Windows 11/10 boots and all that goes behind in the background. While all we see it as one process, everything happens in steps. It has been designed in such a fashion that if you face any issue with Windows Boot, you will be able to troubleshoot it.

Windows 10 boot

Windows boot process on BIOS systems comprises of four major phases. It starts from POST and ends up loading the Windows OS Loader or the Kernel. Here is a detailed description of the Windows 10 boot process and the list of stages it goes through:

  1. PreBoot
  2. Windows Boot Manager
  3. Windows OS Loader.
  4. Windows NT OS Kernel.

During every process, a program is loaded. Depending on whether it uses Legacy BIOS or UEFI, the file paths and files change.

Phase Boot Process BIOS UEFI 
1 PreBoot MBR/PBR (Bootstrap Code) UEFI Firmware
2 Windows Boot Manager %SystemDrive%\bootmgr \EFI\Microsoft\Boot\bootmgfw.efi
3 Windows OS Loader %SystemRoot%\system32\winload.exe %SystemRoot%\system32\winload.efi
4 Windows NT OS Kernel %SystemRoot%\system32\ntoskrnl.exe

1]  PreBoot: POST or Power-On Self-Test loads firmware settings. It checks for a valid disk system, and if the system is good to go for the next phase. If the computer has a valid MBR, i.e., Master Boot Record, the boot process moves further and loads Windows Boot Manager.

2] Windows Boot Manager: This step determines if you have multiple OS installed on your computer. If yes, then it offers a menu with the names of the OSs. When you select the OS, it will load the right program, i.e., Winload.exe to boot you into the correct OS.

3] Windows OS Loader: Like its name, WinLoad.exe loads important drivers to kick start the Windows Kernel. The kernel uses the drivers to talk to the hardware and do rest of the things required for the boot process to continue.

4] Windows NT OS Kernel: This is the last stage that picks up the Registry settings, additional drivers, etc. Once that has been read, the control is taken by the system manager process. It loads up the UI, the rest of the hardware and software. That’s when you finally get to see your Windows 10 Login screen.

When you run Windows 11/10 on a computer that supports Unified Extensible Firmware Interface (UEFI), Trusted Boot protects your computer from the moment you power it on. When the computer starts, it first finds the operating system bootloader. Computers without Secured Boot simply run whatever bootloader is on the PC’s hard drive.

When a computer equipped with UEFI starts, it first verifies that the firmware is digitally signed. If Secure Boot is enabled, the firmware examines the bootloader’s digital signature to verify that it is intact hasn’t been modified. You can read more on how to secure the Windows Boot Process.

Do remember that lot of things happen even after you log in, but that’s all post-boot process scenarios. Also note that there is much more to Windows 11/10 Boot process than we explained here – we only explained the basics!

Anand Khanse is the Admin of TheWindowsClub.com, a 10-year Microsoft MVP (2006-16) & a Windows Insider MVP (2016-2022). Please read the entire post & the comments first, create a System Restore Point before making any changes to your system & be careful about any 3rd-party offers while installing freeware.

  • Отказ в доступе к флешке windows 10 как исправить
  • Основные элементы панели задач ос windows
  • Отзывы о яндекс браузере для windows 10
  • Основные элементы окна программы windows
  • Основные элементы интерфейса операционной системы microsoft windows