Лучше ставить статичный (фиксированный), исходя из нужд и количества требуемой памяти, т.к. динамический (авторежим) замедляет систему из-за постоянного мониторинга и частого увеличения и уменьшения файла подкачки. Но данное требование не всегда востребовано. Если вы не играете в игры, не запускаете требовательные программы на подобие flstudio, photoshop или видеомонтаж и прочее, пользуетесь только браузером, смотрите фильмы или слушаете музыку, то менять ничего не нужно, оставьте авторежим. В автоматическом режиме, обычно система создаёт 1-2гб, т.к. этого достаточно для повседневного использования, но в случае тяжёлых программ или игр, ситуация обрисовывается иначе. У меня 16ГБ оперативной памяти, стоит SSD и с моими потребностями такими как, играю в игры и часто зависаю в adobe photoshop, достаточно чтобы файл подкачки был исх.8192 — макс.8192. Из видимых изменений, система стала отзывчивой, браузер открывается моментально, в играх пропали фризы.
Под спойлером мои наблюдения и тесты, от чего я пришёл к такому выводу.
Спойлер
На этот счет много разных версий и мнений, но я выражу свою точку зрения, основанную на опыте работы с множеством компьютеров. Мое мнение не единственно правильное, но пока что все работало (на около 350-400 настроенных мною компьютеров на текущий момент).
◾️ Если Вы используете компьютер как офисную рабочую станцию (и иногда играете в нетребовательные игры), то можно установить файл подкачки 2048 МБ вне зависимости от типа накопителя (HDD либо SSD).
◾️ Если у Вас 4-8 ГБ оперативной памяти и Вы активно играете в различные игры, то можете установить файл подкачки 4096 МБ для HDD либо 6144 МБ для SSD.
◾️ Если у Вас 4-8 ГБ оперативной памяти и Вы используете тяжелые программы для работы с графикой, музыкой, видео (Adobe Photoshop, Illustrator, FL Studio и так далее), то можете установить файл подкачки 8192 МБ для HDD либо 12288 МБ для SSD.
◾️ Если у Вас 8-16 ГБ оперативной памяти и Вы активно играете в различные игры, то можете установить файл подкачки 4096 МБ вне зависимости от типа накопителя (HDD либо SSD).
◾️ Если у Вас 8-16 ГБ оперативной памяти и Вы используете тяжелые программы для работы с графикой, музыкой, видео (Adobe Photoshop, Illustrator, FL Studio и так далее), то можете установить файл подкачки 8192 МБ вне зависимости от типа накопителя (HDD либо SSD).
◾️ Если у Вас 8-16 ГБ оперативной памяти и Вы играете в требовательные онлайн игры с большим количеством игроков на карте по типу COD Warzone, то можете установить файл подкачки 6144 МБ для HDD либо 8192 МБ для SSD.
◾️ Если у Вас свыше 16 ГБ оперативной памяти, то можно установить файл подкачки 2048 МБ вне зависимости от типа накопителя (HDD либо SSD).
Оглавление |
|
Приветствую, друзья. За последнюю неделю меня несколько раз спросили, нужен ли файл подкачки на ssd. В тематических форумах по этому поводу развернулись целые баталии. «Умники» разделились на два лагеря – за и против. Первые обосновывают мнение в большей степени тем, что резервирование свободного пространства для служебного пользования системой на диске ssd значительно увеличивает производительность системы. Вторые этого не отрицают, но ссылаются на то, что в данном случае срок работы обозначенного диска сильно укорачивается. Моё мнение — ставить файл подкачки на ssd нужно, почему и действительно ли укорачивается жизнь накопителя – расскажу ниже. Оговорюсь, что вы вольны не согласиться, я не позиционирую своё мнение, как непреложную истину.
Файл подкачки — это
Коротко проинформирую не особо понимающих, что есть файл подкачки, но жаждущих пополнить знания в компьютерной области. Так называют ограниченное пространство памяти на одном из жёстких дисков (по умолчанию C), резервирующееся Windows (10, 8, 7 и ранних версий) для собственных нужд. При работе программ туда помещаются временные, рабочие файлы и данные. Это особо становится актуальным, когда ПК для корректной работы не хватает возможностей имеющейся ОЗУ, такое часто случается при наличии на машине запоминающего устройства объёмом в 4 ГБ или меньше.
Есть определённые стандарты памяти, резервируемые системой по умолчанию, но пользователь в любой момент может изменить размеры резерва или отключить данную опцию. Как это делать, я уже рассказывал, останавливаться подробнее не буду. В каких случаях резервное пространство не требуется? Соответственно, если объёма ОЗУ достаточно — 32 ГБ и более. Лично я бы рекомендовал обладателям машин с ОЗУ в 16 ГБ, используемых для игровых целей, установить файл подкачки размером 1-2 ГБ, при его отсутствии отдельные игры начинают «вредничать».
Пройдёмся по ОЗУ ещё раз – необходимо ли наличие дополнительного резервного пространства:
- 4 ГБ и менее – однозначно да.
- 6, 8 ГБ – да.
- 12 ГБ – зависит от использования ПК (для графических редакторов — да, для лёгких программ — нет).
- 16 ГБ – нет, но для игр — да.
- 32 ГБ и более – нет.
SSD – определение и отличие от HDD
Для непосвящённых, диск SSD — это функциональный аналог жёсткого диска HDD, называемый также твёрдотельным накопителем. Технически устройства отличаются. В HDD имеется диск и считывающая головка, SSD – это набор микросхем. По своей сути он есть не что иное, как большая и вместительная флешка. Его основное достоинство – быстродействие. Но учтите, Windows поддерживает работу с данными накопителями начиная с 7 редакции.
Отключить, переместить или оставить
Друзья, перейдём к основному вопросу, нужно ли отключать файл подкачки для SSD. Как вы уже поняли из предыдущего текста, необходимость наличия pagefile.sys (так выглядит герой нашего разговора в системе) зависит от достаточности объёма запоминающего устройства. Пример, если ОЗУ 8 ГБ и ниже – однозначно да. Если ОЗУ минимум 12 ГБ и мы не эксплуатируем машину играми и графическими редакторами, а разбираем в своё удовольствие пасьянс и пишем тексты (утрирую, конечно), то без данного файла легко можно обойтись.
Рассмотрим конкретную ситуацию — вы дополнили ПК накопителем SSD, установили на него систему, а она, в свою очередь, создала файл подкачки, установив размер по умолчанию, нужно ли его оттуда убирать. Если он вам требуется в априори (ОЗУ изначально недостаточно – 1, 2, 4, 6 ГБ), то мой ответ – нет. И pagefile.sys, и SSD – это возможности повысить производительность системы, а при их сочетании скорость увеличится в разы (машина будет летать), так зачем же лишаться такого бонуса. По той же причине не нужно переносить файл подкачки с накопителя SSD на жёсткий диск HDD, если вы это сделаете, то производительность вернётся на прежний уровень.
Напоследок поговорим о сроках службы SSD. Да, они гораздо ниже, чем у HDD и зависят от числа перезаписываний информации — около 10000 раз (могу ошибаться). Производители заявляют 1-3 года, но в реальности долговечность современных твёрдотельных накопителей доходит до 8, а в отдельных случаях до 15 лет. Это зависит от интенсивности и аккуратности их использования. Размещение там файла подкачки снизит сроки работы, но не столь существенно — не только он влияет на продолжительность жизни SSD накопителя. В совокупности и по отдельности на неё оказывают влияние ещё и:
- Загруженность диска.
- Персональные настройки пользователя.
- Дефрагментация, она в случае с рассматриваемым накопителем утрачивает свою актуальность.
- Команда TRIM, точнее, её отключение.
- Настройка энергосбережения или, если по-умному, то отладка гибернации.
- Отключение технологий SuperFetch и PreFetch, отвечающих за загрузку файлов кэш (влияют незначительно, но всё же).
- Отключение индексирования файлов, что также бессмысленно для SSD накопителя.
Друзья, прощаясь, напоминаю, я всего лишь высказал своё мнение и не утверждаю, что оно единственно верное. Если вы со мной не согласны, выскажитесь в комментариях. Приводите веские доводы, а я с удовольствием их рассмотрю.
Ну да, можно только согласиться – по выбору системы на ссд. Если системе будет внезапно нехватать, при следующем запуске она сделает файл автоматически больше. С Дивижен 2 замечал, на DX11 она выжирала, а может и выжирает, ОЗУ как скотина, и без файла – вылетает, а с файлом может его расширить, после того, как перестал играть, файл вернулся обратно до 4 гигов, а рос до 6 с чем-то
Касательно того, ускоряет ли износ ссдшника файл подкачки, достоверно не знаю, но подозреваю, что даже если и ускоряет, ну проживет он у тебя не 6 лет, а 5 лет 11 месяцев и 21 день) к тому времени ты уже купишь себе стопудово ссд минимум на ТБ и вообще болтень положишь на то, что там с перезаписями.
Я в течение года с лишним использовал ссд WD Green, 240 гигов, с февраля 2019 по весну 2020, где-то там сменил, и короче с файлом подкачки, установкой больших игр на него (баттлфилды, баттлфронты, гта, варфрейм, рдр2 и ещё с десяток других) отдал его другу с то ли 89, то ли 90% оставшегося ресурса)
Уровень сложности
Простой
Время на прочтение
6 мин
Количество просмотров 22K
…если вы всё ещё не сделали это.
Задумывались ли вы, хватает ли вашему компьютеру, локальному или удалённому серверу оперативной памяти? Задумывались, но не знаете, как это определить? А накопители какого типа вы предпочитаете? Надеемся, данная статья поможет вам в этом разобраться.
▍ На что влияет объём оперативной памяти
Когда компьютеру нужно обработать данные, они помещаются в оперативную память и уже там с ними работает центральный процессор. Все запущенные программы и открытые в них файлы находятся в оперативной памяти компьютера. Таким образом, объём оперативной памяти влияет на то, сколько одновременно программ и насколько «тяжёлых» программ вы можете запустить и сколько одновременно и каких файлов (или, например, вкладок в браузере) вы можете открыть.
▍ Как производительность диска влияет на быстродействие компьютера
Операционная система периодически выгружает на диск из памяти те данные, к которые давно не использовались. А когда происходит к ним обращение снова, операционная система помещает их обратно в память вместо выгруженных на диск неактивных данных. Для пользователя это выглядит следующим образом: вы переключаетесь на окно, к которому давно не обращались, и компьютер на некоторое время «подвисает». А в это время выгруженные из памяти данные считываются с диска и помещаются обратно в память. Насколько быстро это произойдёт, зависит в первую очередь от быстродействия диска, ведь именно он будет здесь являть узким местом (оперативная память всегда быстрее).
▍ Почему файл подкачки должен находиться на SSD
Чем быстрее накопитель, тем короче будет такое «подвисание». А какие накопители быстрые — твердотельные. Мнение о ненадёжности твердотельных накопителей бытует и поныне, и до сих пор можно встретить советы перенести файл подкачки на HDD. Делать так ни в коем случае нельзя. Во-первых, SSD имеют достаточную надёжность, чтобы использоваться в высоконагруженных системах, если это не китайские «ноунеймы». У всех ключевых производителей есть несколько линеек накопителей с разным гарантированным уровнем надёжности и всегда можно подобрать необходимый вариант. Как показывает практика, накопители ещё долгое время могут проработать и после исчерпания заявленного ресурса. Во-вторых, поверхность пластин жёстких дисков тоже подвержена износу (вот неожиданность!) и со временем падает время доступа к секторам, а с ним и скорость обмена данными вплоть до невозможности обратиться к этим данным вовсе. Т.е. люди, перемещая файл подкачки с SSD на HDD, сами себе делают работу на компьютере менее комфортной. Действенным способом снизить нагрузку на диск подкачкой и увеличить его ресурс является увеличение объёма оперативной памяти или изменение подхода к работе за компьютером: можно закрывать вкладки, файлы, и программы, которые вам больше не нужны или не понадобятся в ближайшее время, чтобы освободить память.
▍ Ключевое отличие SSD от HDD
Если мы посмотрим на разницу скорости линейных чтения и записи на HDD и SSD, окажется, что SSD с интерфейсом SATA превосходят HDD с таким же интерфейсом в среднем «лишь» в 2-3 раза, в то время как на мелко блочных операциях разница составляет десятки раз и именно в этом кроется ключевое отличие накопителей. Механически SSD устроены по-другому и не так важно, где находятся данные, ведь скорость прохождения сигнала к ячейкам SSD гораздо выше, чем время доступа к секторам HDD. С развитием накопителей роль фрагментации данных хоть и снизилась в вопросах производительности HDD, время доступа к разным секторам в силу технических особенностей накопителей данного типа сильно отличается, в то время как разница во времени доступа к ячейкам SSD ничтожно мала. Ещё и поэтому файл подкачки функционирует заметно быстрее, находясь на SSD. Много лет назад, когда SSD ещё не начали получать доступность на потребительском рынке, сильно ощущалась разница в производительности между дефрагментированным файлом подкачки и недефрагментированным. Помимо самого файла, фрагментированными могут быть и данные внутри файла, а на SSD фрагментация уже не играет такой роли. Кроме того, разница в скорости зависела даже от территориального расположения данных на пластине жёсткого диска, и чем дальше данные были от центра, тем быстрее они считывались. На SSD же неважно, где территориально находятся данные, и фрагментация оказывает не такое сильное влияние на производительность.
▍ Почему оперативной памяти должно быть достаточно
Операционная система стремится выгрузить из памяти неактивные данные, чтобы в оперативной памяти всегда оставалось место для новых (или вновь загруженных из файла подкачки) данных. Если оперативной памяти не хватает катастрофически, и данные в оперативной памяти практически «не остывают», то операционной системе приходится «судорожно» искать в памяти данные, которые можно выгрузить на диск, когда требуется разместить данные в оперативной памяти. Поэтому в такой ситуации вы будете ждать дважды: пока данные будут выгружены из памяти, плюс пока требуемые данные будут загружены.
▍ Как понять, хватает ли оперативной памяти
Оценить требуемый объём можно, понаблюдав, сколько памяти требуется вашему компьютеру.
В ОС Windows обратимся к диспетчеру задач, чтобы узнать, сколько сейчас всего используется (Committed) памяти
Это значение показывает, сколько данных находится в памяти, плюс сколько данных выгружено в файл подкачки. Его также можно получить следующим образом:
(Get-WmiObject win32_operatingsystem | select @{L='commit';E={($_.TotalVirtualMemorySize - $_.FreeVirtualMemory)}}).commit
Значение будет в килобайтах. На вышеприведённом скриншоте мы видим, что используется 12.5 ГБ памяти, а всего памяти, включая файл подкачки — 26.4 ГБ. В системе 16 ГБ физической памяти, объём файла подкачки автоматически выбирается системой. Выходит, что объём файла подкачки составляет 60% от объёма физической памяти. Нужно ли бросаться расширять физическую память? Давайте понаблюдаем, как у нас меняется объём используемой памяти.
Мы написали скрипт, создающий задачу в Task Scheduler, которая каждый 15 минут получает значение Committed Memory и дописывает его в файл C:\Users\Public\Documents\commit.txt.
Выглядит он как-то так:
powershell.exe set-executionpolicy unrestricted
Set-Content -Path C:\Users\Public\Documents\get-commit.ps1 -Value "(Get-Date -Format 'yyyy-MM-dd HH:mm' )+`"``t`"+(Get-WmiObject win32_operatingsystem | Select @{L='commit';E={(`$_.totalvirtualmemorysize - `$_.freevirtualmemory)}}).commit | Out-File C:\Users\Public\Documents\commit.txt -Append"
$action = New-ScheduledTaskAction -Execute "`"C:\Windows\System32\WindowsPowerShell\v1.0\powershell.exe`"" -Argument "C:\Users\Public\Documents\get-commit.ps1"
$trigger = New-ScheduledTaskTrigger -Once -At 1am -RepetitionInterval (New-TimeSpan -Minutes 15)
$principal = New-ScheduledTaskPrincipal -UserID "NT AUTHORITY\SYSTEM" -LogonType ServiceAccount -RunLevel Highest
$settings = New-ScheduledTaskSettingsSet
$task = New-ScheduledTask -Action $action -Principal $principal -Trigger $trigger -Settings $settings
Register-ScheduledTask 'collect-commit' -InputObject $task
Вот фрагмент этого файла:
2023-05-03 10:15 6387512
2023-05-03 10:30 7986736
2023-05-03 10:45 8545776
2023-05-03 11:00 8540724
2023-05-03 11:15 8646144
2023-05-03 11:30 8726340
2023-05-03 11:45 8583972
2023-05-03 12:00 8898532
2023-05-03 12:15 8945512
2023-05-03 12:30 9749284
2023-05-03 12:45 9833264
2023-05-03 13:00 10605496
Представим данные из файла в виде графика
Как мы видим, большую часть времени система всё же «умещается» в отведённую память. Но нужно ли её расширить, так как иногда её не хватает? Если в работе это не заметно, то можно оставить всё как есть. Если доставляет дискомфорт, то остаётся ещё два выхода: либо всё-таки увеличить объём ОЗУ (но ведь это стоит денег), либо пересмотреть сценарии использования компьютера: закрывать ненужные более вкладки в браузере, файлы и окна программ. Если же это постоянно работающий сервер, то тут придётся пересматривать алгоритмы его работы, если можно доработать или перенастроить ПО, в противном случае придётся всё же добавлять память.
Про Windows выяснили, а в ОС Linux оценить использование памяти можно с помощью команды
free -t -h
Вывод будет примерно следующим:
total used free shared buff/cache available
Mem: 461Mi 129Mi 136Mi 0.0Ki 194Mi 319Mi
Swap: 1.0Gi 5.0Mi 1.0Gi
Total: 1.5Gi 135Mi 1.1Gi
Параметр -t
добавляет строчку Total, на тот случай, если нам лень выполнять сложение (а нам, конечно же, лень). Параметр -h
приводит значения к более удобным KiB, MiB и GiB. По умолчанию значения выводятся в килобайтах без указания величин.
Чтобы собрать статистику, можно поступить следующим образом.
Создаём файл с содержимым
#!/bin/bash
a=$(date +'%Y-%m-%d %H:%M')
b=$(free -t | awk -v RS="" '{print $20}')
echo $a$'\t'$b >> /home/used.txt
И сохраняем его, например, в /home/get-used.sh.
Добавляем в crontab строчку
*/15 * * * * /home/get-used.sh
Информация коллекционируется в /home/used.txt
, содержимое которого выглядит так же, как у файла commit.txt
, который мы создавали в Windows.
Мы пособирали информацию ещё на двух машинах и получили следующие данные.
В этих двух случаях объём физической памяти 2 ГБ и 512 МБ соответственно. Как мы видим, в случае 2 мы всё время «не умещаемся» в физическую память и её нужно увеличить на 1-2 ГБ.
▍ Вместо заключения
Мы не будем рассказывать, как выбрать правильный SSD или нужную память, это тема отдельной статьи. Хостеры виртуальных (VPS/VDS) серверов уже всё выбрали, вам всего лишь нужно изменить объём памяти вашего сервера и обратиться в техподдержку для перемещения вашего сервера на SSD, если вы всё ещё не сделали это.
Выиграй телескоп и другие призы в космическом квизе от RUVDS. Поехали? 🚀
Оптимальный размер файла подкачки
При нехватке оперативной памяти Windows начинает задействовать в качестве альтернативы виртуальную память, которую часто называют файлом подкачки. Располагается она в корне диска под именем «pagefile.sys». Это скрытый системный файл, который можно увидеть если в настройках папок включено их отображение.
По умолчанию Windows 10 автоматически управляет размером виртуальной памяти. Указывать его объем вручную стоит только при использовании ресурсоёмких программ или возникновении BSOD ошибок на синем экране. Особенно стоит обратить внимание на ручные настройки при возникновении ошибок со следующими кодами:
- PAGE_FAULT_IN_NONPAGED_AREA
- KERNEL_DATA_INPAGE_ERROR
Как вычислить оптимальный размер
Есть формула для расчета правильного размера файла подкачки. Минимальное значение должно быть в полтора раза больше, чем оперативной памяти в компьютере. Например, если ОЗУ 8 гигабайт, то файл подкачки должен иметь минимум 12.
8 ГБ * 1.5 = 12 ГБ
Максимальное значение не должно троекратно превышать размер оперативной памяти:
8 ГБ * 3 = 24 ГБ
Как показывает практика, чем меньше оперативной памяти, тем чаще программы обращаются к виртуальной. Но нельзя чтобы её было намного больше чем физической. Она медленная и будет сильно затормаживать работу компьютера. Рекомендуем устанавливать значения исходя из таблицы:
ОЗУ | Виртуальная память | ||
---|---|---|---|
Min | Max | Оптимально | |
2 ГБ | 3 ГБ | 6 ГБ | 6 ГБ |
4 ГБ | 6 ГБ | 12 ГБ | 8 ГБ |
8 ГБ | 12 ГБ | 24 ГБ | 12 ГБ |
более 8 ГБ | не требует ручной настройки |
Если оперативной памяти больше 8 гигабайт, то выбор размера файла подкачки должен осуществляться только при реальной необходимости.
Если установлен SSD диск
У SSD диска ограничено количество циклов перезаписи ячеек, поэтому частое использование файла подкачки может сократить срок его службы. В связи с этим есть следующие рекомендации:
- Если объем оперативной памяти меньше 8 ГБ, то для SSD следует отключить использование виртуальной памяти и включить для одного из разделов HDD диска. Это можно сделать в настройках, которые будут рассмотрены в следующих главах.
- Если ОЗУ 8 ГБ и более, то стоит оставить всё как есть и доверить управление размером операционной системе.
Как изменить размер файла подкачки
Вручную указать размер файла подкачки можно через системную утилиту «sysdm.cpl». Найдите её через стандартный поиск Windows 10.
- В поиске задаём название sysdm.cpl.
- В окне «Свойства системы» выбираем вкладку «Дополнительно» и в разделе «Быстродействие» нажимаем «Параметры».
- В новом окне «Параметры быстродействия» снова выбираем вкладку «Дополнительно», а в разделе «Виртуальная память» нажимаем «Изменить».
Осталось задать нужные размеры. Для этого снимаем флаг «Автоматически выбирать объем файла подкачки» и для диска C: задаём значения.
- В исходный — указываем минимальный вычисленный размер.
- В максимальный — оптимальный из таблицы.
Размер задается в мегабайтах, поэтому умножаем гигабайты на 1000 для простого вычисления приблизительного значения.
Для применения настроек требуется нажать кнопку «Задать».
Можно ли отключить файл подкачки
В настройках можно отказаться от использования файла подкачки. Однако, делать это не рекомендуется, так как некоторые приложения и игры из-за программных особенностей могут обращаться к виртуальной памяти даже в тех случаях, когда им хватает оперативной. И если им это не удастся, то возникают проблемы в работе.