Даже бюджетные компьютеры сейчас комплектуют SSD. Но есть у твердотельников и недостаток — относительно высокая цена за гигабайт данных, если сравнивать с классическими HDD. Среднестатистический юзер вынужден экономить, покупая такой накопитель. Давайте разберемся, какого объема хватит для разных сценариев использования.
SSD под систему
Рассмотрим вариант, когда система и основные программы устанавливаются на твердотельник, а остальные файлы (фильмы, музыка, игры и документы) будут храниться на обычном жестком диске.
Для 64-битной Windows 10 рекомендуется оставлять не менее 20 ГБ места, однако это минимальные требования. На практике же, после обновлений система начинает разрастаться. Например, у автора статьи переустановленная полтора года назад «десятка» уже занимает около 24 ГБ.
Помимо этого, нужно учесть объем программ, которые вы планируете устанавливать на SSD для ускорения их загрузки. Например, последняя версия Adobe Photoshop «отъедает» около 3 ГБ, а офисный пакет от Microsoft — 4 ГБ. Стоит также иметь в виду, что твердотельный накопитель не стоит заполнять более, чем на 80% — это чревато существенным падением скорости.
Еще недавно SSD выпускались с минимальным объемом 64 ГБ, но сейчас даже самые бюджетные варианты имеют объем 120–128 ГБ.
Этого будет достаточно обычному пользователю ПК, у которого установлена Windows 10 и десяток программ. Учитывая замечание выше, старайтесь не заполнять такой диск более чем на 100 ГБ. Если же у вас специфические сценарии, которые требуют десятки гигабайт свободного места именно на системном диске, то присмотритесь к вариантам на 240–256 ГБ.
Один SSD для всего
Собирая домашний ПК, можно вообще обойтись без жесткого диска. Он постоянно шумит при работе и менее отзывчив. Увеличение скорости чтения/записи в десятки раз на SDD тоже будет немаловажным подспорьем — даже на бюджетных машинах твердотельник может существенно улучшить пользовательский опыт.
Давайте рассмотрим, сколько останется свободного пространства под файлы на примере популярного Samsung 870 EVO на 500 ГБ.
Согласно отзывам покупателей, его фактическая емкость составляет 465 ГБ. Узнать подробнее, почему происходит такое расхождение вы можете в этой статье. Если вкратце, то производители идут на хитрость, указывая объем в десятичных байтах, тогда как ОС Windows использует двоичные байты (то есть, в 1 килобайте — 1024 байта, а не 1000).
Лайфхак: чтобы узнать фактический объем диска, умножьте исходное число на 0,931.
Сразу отнимаем 20 % согласно рекомендации выше. Остается примерно 370 ГБ, из них 20–25 будет занимать система. Итого, для хранения файлов и установки программ у вас остается 345–350 ГБ. По этой же схеме можете посчитать для любого SSD интересующего вас объема.
SSD для игр
Отдельным сценарием выделим игровой ПК. Современные проекты с открытым миром занимают десятки и даже сотни гигабайт. Например, вестерн Red Dead Redemption 2 от Rockstar весит 118 ГБ, Flight Simulator от Microsoft использует 150 ГБ, а Grand Theft Auto 5 после нескольких лет добавлений онлайн-контента разрослась с 65 до 90 ГБ.
Более подробно о том, почему современные игры требуют так много места, можете почитать в специализированном материале. Коротко, многие файлы дублируются десятки раз (текстуры и прочая графика), чтобы сократить время загрузок или вовсе сделать их бесшовными и обеспечить высококлассный игровой опыт. Другой причиной является то, что разработчики не хотят или просто не успевают оптимизировать файлы игры к релизу. Например, королевская битва Call of Duty: Warzone после всех улучшений разработчиков, требует 86 ГБ свободного пространства (изначально игра занимала более сотни).
Таким образом, если вы одновременно играете в несколько тяжеловесных проектов, то SSD на 500 ГБ – это необходимый минимум в 2021 году. Вы установите буквально пару новинок и место уже закончится. Лучше присмотреться к вариантам на 1 или 2 ТБ.
Выводы
Давайте подытожим. Если вам нужен SSD под систему, хватит и 128 ГБ. Как основной диск «для всего» лучше рассматривать версии от 500 ГБ. Для современных игр рекомендуем выбирать объем не менее 1 ТБ.
Если вы начали пользоваться компьютером давно, то наверняка помните, как росли в объемах операционные системы Windows от версии к версии. Свежеустановленной Windows 95 хватало всего 34 МБ на жестком диске, Windows 98SE требовала уже 109 МБ, а Windows XP — 1,58 ГБ. Скачек объема Windows произошел в 2009 году, когда вышла Windows 7, занимавшая на диске после установки уже около 16 ГБ.
Заметно прибавила в весе Windows 10, растолстевшая до 20-25 ГБ в зависимости от версии, а в минимальных системных требованиях Windows 11 уже значится накопитель объемом 64 ГБ. Но это только вес папки «Windows», а если добавить сюда файл подкачки pagefile.sys, файл hiberfil.sys, используемый системой для гибернации, зарезервированное хранилище для корректного обновления размером 7 ГБ, то вес системы заметно возрастает.
А после установки всего необходимого софта, папки Program Files (x86), Program Files, ProgramData и пользовательская папка Users вместе с «Документами», и особенно папка AppData добавляют к весу системы уже десятки гигабайт. Учтите еще и то, что эти объемы неуклонно растут со временем и Windows, поработавшая на вашем компьютере или ноутбуке год, постепенно «распухнет» от системных файлов, логов, обновлений, драйверов и просто программного мусора и помочь ей вернуть первоначальный объем не смогут даже самые продвинутые программы чистильщики типа CCleaner или Wise Disk Cleaner.
Это не было большой проблемой во времена Windows XP или Windows 7, которые прекрасно работали на обычном жестком диске — выделяй под системный раздел столько, сколько нужно, 50, 100 или даже 150 ГБ и спокойно пользуйся. Единственная проблема с размером системного раздела в те годы была в том, что если вы выделили слишком маленький системный раздел и его требовалось расширить при помощи специальных утилит, иногда это заканчивалось проблемами и даже потерей информации.
Если вы читаете этот блог, то наверняка уже настолько разбираетесь в установке Windows, что вам не стоит напоминать, что не стоит ставить операционную систему на весь накопитель целиком и лучше выделить для нее отдельный раздел, диск C:\, оставив диск D:\ под данные. Такое разделение стало уже привычным для опытных пользователей, позволяя обезопасить данные от случайного удаления при переустановке Windows.
Но все изменилось примерно 10-12 лет назад, когда в наших компьютерах стали использоваться SSD-накопители, обеспечивающие гораздо более высокие скорости работы с файлами и, что самое главное — быстрый отклик системы на действия пользователя. Поначалу они были дороги, а их самые популярные размеры составляли всего 60-120 ГБ, чего хватало на Windows и нескольких игр, а для файлов использовался отдельный HDD. В то время SSD-накопитель объемом 120 ГБ появился и в моем ПК, и после смены нескольких моделей, 2023 год я встретил со стареньким Samsung 850 EVO на 120 ГБ.
Стоит отметить и тот факт, что Windows 10 и Windows 11 полностью утратили возможность работать на обычном жестком диске, на котором их использование превращается в мучение: сплошные тормоза и HDD, постоянно загруженный на 100% попросту не дают нормально работать, не говоря уже об ужасно фризящих играх.
Современные игры росли в размерах еще быстрее, чем Windows и некоторые новинки не влезут на на SSD-накопитель объемом 120 ГБ, даже если бы на нем не было Windows и системных файлов. Поэтому я еще пару лет назад купил отдельный SSD под игры объемом 1 ТБ, оставив на стареньком Samsung 850 EVO только Windows и системные файлы.
Использование сразу двух SSD-накопителей оказалось очень удобным — вы получаете возможность установить две абсолютно независимые Windows, весь износ от работы системы, бесконечной записи кэша браузера и системных служб принимает на себя старенький SSD небольшого объема. Очень удобно оказалось делать и полный бэкап системы — запустив Acronis True Image или похожую утилиту, вы просто делаете образ небольшого системного SSD, быстро сохраняя его на большой SSD.
Но в 2023 году мне стало не хватать объема этой связки из SSD объемом 120 ГБ и 1ТБ. Во-первых, моя папка Games постепенно распухла, заняв почти весь SSD на 1 ТБ, некоторые игры нужны для тестов «железа», а некоторые жалко удалять, поскольку я их еще не прошел до конца.
Во-вторых, на SSD я держу еще и весьма объемные файлы с Windows от виртуальных машин, которые иногда использую при написании блогов. В-третьих, ежедневный бэкап с помощью утилиты Acronis True Image настроен у меня таким образом, что файлы с системного диска: «Документы», браузер, скриншоты, «Рабочий стол» и прочее, что мы используем каждый день, дублируются на диск D:\, а вот некоторые рабочие файлы, например, папки Camera и Sound recorder со смартфона, дублируются на диск C:\. Этим достигается безотказность работы ПК, даже если выйдет из строя один из SSD, я не потеряю важные данные.
И в таком режиме работы SSD объемом 120 ГБ стало катастрофически не хватать, даже если на него не устанавливать ни одной игры, он через несколько месяцев оказывается забит под завязку, заставляя разгребать файлы и раскладывать их по полочкам. И я решился купить под систему недорогой SSD большего объема, SmartBuy Splash на 256 ГБ, найдя его всего за 1400 рублей. И сегодня расскажу о плюсах и минусах увеличения объема системного SSD со 120 ГБ на 256 ГБ.
Казалось бы, 256 ГБ — это немного, но, когда ваши игры установлены на другой SSD, этого более, чем достаточно для Windows, программ и файлов пользователя. Хватает места для бэкапов и файлов виртуальных машин, и сейчас, после нескольких месяцев работы, на SmartBuy Splash свободно еще 116 ГБ и теперь я попросту не задумываюсь о недостатке свободного места.
А главное — такой дешевый SSD можно не жалеть и не предпринимать никаких действий по экономии его ресурса. Конечно, за эти месяцы комплектующие подорожали и SmartBuy Splash стоит уже 1710 рублей, но это все еще та цена, которую не жалко отдать за SSD, используя его как расходник, а не как накопитель, покупаемый на много лет.
Да и примерно за такую же цену можно найти еще несколько популярных бюджетных моделей, например, Crucial BX500, Silicon Power Ace A55 или WD Green.
Ну а минус только один — мне пришлось потратить на увеличение системного SSD небольшую сумму, но с активной эксплуатацией ПК за год таких небольших трат набегает довольно много.
рекомендации
4070 MSI по старой цене дешевле Palit
13900K в Регарде дешевле чем при курсе 60
Ищем PHP-программиста для апгрейда конфы
Какая скорость работы с HDD или SSD необходима для windows 10?
Не менее 5мб/с для случайных операций блоками 4к при минимальной очереди.
У стандартного HDD этот показатель обычно ниже 1мб/с
У среднестатистического SSD как правило 10-20мб/с.
В целом скорость работы ОС и программ с системным диском редко превышает 30-60мб/с.
На скриншоте приведены данные какого-то дохлого SSD, для комфортной работы с ОС их более чем достаточно.
Однако — очень низкие скорости линейных операций, и операций в режиме большой очереди наводят на мысль, что контроллер там очень дохлый, и как результат возможны сильные тормоза в режиме уборки мусора. Поэтому не удивлюсь если такой диск будет периодически сильно тормозить, вполть до полной невозможности работать за ПК.
Если не вдаваться в детали — при тестированиии дисков важна только самая нижняя строчка, если речь идет о системном диске.
Какие параметры реально влияют на производительность системы, игр и профессиональных приложений.
Твердотельные накопители — одна из немногих технологий за последние годы, которая действительно повлияла на развитие современных компьютеров. SSD задали новый стандарт скорости работы и отзывчивости системы, позволили делать ноутбуки и настольные ПК компактнее, надёжнее и тише.
С появлением быстрых SSD в консолях следующего поколения постепенно изменятся сами игры — разработчики не раз отмечали, что необходимость равняться на медленные жёсткие диски HDD накладывала большие ограничения на то, как выглядят и работают виртуальные миры.
Но при этом SSD-накопители далеко не одинаковы: существует множество вариантов, которые отличаются внешне, по типу подключения и даже технологией изготовления — это влияет на скорость их работы, долговечность и совместимость с конкретными системами.
Мы собрали всё, что нужно знать об SSD в этом материале, чтобы помочь вам сделать выбор и не заплатить лишнего за то, что вам не нужно. При этом мы постараемся не вдаваться в сугубо технические подробности — для этого на DTF уже есть подробный гайд.
Форматы и интерфейсы подключения
Твердотельные накопители не шумят и занимают меньше места, чем классические жёсткие диски формата 3,5 дюйма, а программы и система в целом начинают загружаться в разы быстрее.
Рынок SSD разнообразен — в крупных интернет-магазинах комплектующих придётся выбирать из нескольких сотен моделей, которые отличаются объёмом, скоростью, физическим размером, интерфейсом подключения и, разумеется, ценой. В продаже можно найти варианты от полутора-двух тысяч до полумиллиона рублей, а объём разнится от 32 Гб до 4 ТБ.
Внутренние SSD подключаются к компьютеру через четыре типа разъёмов. Физический вид коннектора определяет формат накопителя, который к нему подключается. Некоторые разъёмы на материнской плате компьютера уникальны для устройств с определённым интерфейсом, но есть и более универсальные.
- SATA — небольшой разъём на материнской плате с Г-образным ключом внутри. К нему подключаются как обычные жёсткие диски, так и SSD с интерфейсом SATA III в корпусах формата 2,5 дюйма.
- U.2 — сравнительно редкий разъём для подключения быстрых SSD-дисков с интерфейсом NVMe в корпусах формата 2,5 дюйма. Поддерживает «горячую замену» устройств, полезную в профессиональных задачах.
- mSATA — плоский коннектор на материнской плате, предназначенный для периферийных плат вроде Wi‑Fi адаптеров, звуковых карт, плат с дополнительными USB-портами и SSD-накопителей. Поддерживает SATA III 6 ГБ/с.
- M.2 (B-key и M-key) — внешне почти не отличимы друг от друга, за исключением расположения контактов. Это универсальный слот, который поддерживает интерфейс SATA III, но при этом обеспечивает достаточно широкий канал для NVMe-накопителей. B-key поддерживает до двух линий PCIe 3.0, а M-key оснащаются четырьмя линиями PCIe 3.0 или 4.0. На современных материнских платах чаще всего используются комбинированные слоты B+M.
- PCI-express — некоторые накопители подключаются в стандартный PCIe слот на материнской плате, который обычно используется для видеокарт, плат видеозахвата и других подобных устройств. Некоторые модели подключаются напрямую, но есть универсальные переходники для обычных M.2 накопителей.
Накопители с одинаковыми коннекторами могут использовать разные интерфейсы подключения к процессору. Формально интерфейсов всего два: SATA или NVMe. Однако у каждого есть несколько разновидностей, которые отличаются по скорости передачи данных.
- SATA II — устаревший и довольно медленный интерфейс с пропускной способностью до 300 МБ/с. Его используют жёсткие диски HDD и других устройства вроде DVD-приводов. В современных компьютерах он не встречается, но до сих пор используется в консолях Xbox One и PlayStation 4.
- SATA III — интерфейс с пропускной способностью 6 Гбит/с (до 600 МБ/с). Для HDD этой скорости хватает с избытком, а вот для SSD канал, наоборот, тесноват. Накопители с коннектором SATA совместимы со всеми версиями интерфейса и работают на максимальной доступной для разъёма скорости.
- NVMe (PCIe 3.0 x2) — некоторые слоты M.2 на материнских платах или в ноутбуках соединяются с чипсетом двумя линиями PCIe 3.0 вместо четырёх. Пропускная способность составляет около 2 ГБ/с, что намного быстрее SATA III.
- NVMe (PCIe 3.0 x4) — «четырёхполосный» канал обеспечивает скорость до 4 ГБ/с. Накопители могут подключаться через разъём M.2, U.2 или напрямую в PCIe-слот. В реальной жизни скорость меньше, но на сегодня её более чем достаточно для большинства задач.
- NVMe (PCIe 4.0 x4) — стандарт нового поколения имеет удвоенную пропускную способность на линию. Этот интерфейс обеспечивает скорость до 8 ГБ/с и используется в современных компьютерах с процессорами AMD, а также консолях нового поколения. Обратно совместим с накопителями прошлых ревизий.
Большинство накопителей связываются с процессором и оперативной памятью через чипсет, который, в свою очередь, подключён к процессору четырьмя линиями PCIe 3.0 (реже — PCIe 4.0). Соответственно, если в системе кроме накопителя есть ещё что-нибудь (звуковая карта, плата видеозахвата, DVD-привод, сетевой адаптер или другие накопители), канал разделяется между всеми устройствами.
Случается, что SSD приходится становиться в очередь на доступ к процессору. Из-за этого реальная скорость работы оказывается ниже заявленной.
Тем не менее действительно критичным этот эффект становится, только если использовать сразу несколько NVMe-накопителей. Для нескольких SSD с интерфейсом SATA III и мелкой периферии полосы пропускания 4 ГБ/с вполне достаточно.
Материнские платы для процессоров AMD отличаются тем, что на них чаще всего предусмотрен дополнительный M.2-слот, который напрямую связан с процессором, и обмен данными с быстрым SSD будет гарантированно идти без задержек.
Короткий итог: выбирая SSD для компьютера или ноутбука, внимательно изучите доступные разъёмы — в случае M.2-слотов для этого придётся поискать точную спецификацию на официальном сайте, в мануале от материнской платы или в обзорах технических изданий.
Второй важный момент — не перестарайтесь с количеством и скоростью устройств. Пропускная способность связи между чипсетом и процессором ограничена, поэтому «вешать» на неё сразу несколько дорогих NVMe-накопителей может быть не лучшей идеей.
Чем SSD для ПК отличаются от SSD в новых консолях
В консолях следующего поколения PlayStation 5 и Xbox Series X используются SSD-накопители, которые, как ожидается, позволят разработчикам переосмыслить застоявшиеся методы создания игр и отказаться от долгих загрузочных экранов и других «костылей», которые использовались для оптимизации производительности под нынешние консоли.
Например, разработчикам приходится сильно ограничивать количество уникальных объектов в кадре и хранить в библиотеках по несколько вариантов одной и той же модели с разной степенью детализации, чтобы консоли могли подгружать более лёгкие ассеты для объектов в отдалении. Подробнее об этом можно почитать в интервью DTF с бывшим арт-директором Naughty Dog.
Ниже приведены ориентировочные скорости операций последовательного чтения/записи для разных типов дисков. Для ПК-компонентов мы указали идеальные значения для топовых устройств, а для PlayStation 5 и Xbox Series X использовали цифры, которые приводились в разборах Digital Foundry.
- Жёсткий диск HDD PlayStation 4 Pro (SATA II) — 60-80 МБ/с
- Жёсткий диск HDD ПК (SATA III) — до 200 МБ/с
- SATA III SSD — до 550 МБ/с
- NVMe SSD (PCIe 3.0 x2) — до 1500 МБ/с
- NVMe SSD (PCIe 3.0 x4) — до 3000 МБ/с
- NVMe SSD (PCIe 4.0 x4) — до 4950 МБ/с
- Кастомный SSD (PCIe 4.0 x4) Xbox Series X — 2400 МБ/с, до 4800 МБ/с с фирменной компрессией
- Кастомный SSD (PCIe 4.0 x4) PlayStation 5 — 5500 МБ/с, до 9000 МБ/с с фирменной компрессией
Разница в скорости обмена данными колоссальная — накопитель PS5 в 100-150 раз быстрее, чем в PS4.
При этом SSD PlayStation 5 в теории развивает скорость, в принципе недоступную для четырёх линий PCIe 4.0. Достигается это благодаря узконаправленной оптимизации — все элементы консоли созданы специально для неё и решают определённые задачи.
Обе новые консоли оборудованы кастомными чипами, которые обеспечивают компрессию и расшифровку информации. Вместо передачи данных «как есть», файловая система консоли сжимает их практически вдвое, чтобы за раз вместить в доступный канал как можно больше.
Накопитель Xbox Series X медленнее, чем у PS5, но часть его зарезервирована в качестве кэша — туда подгружаются файлы игры, что значительно ускоряет их поиск и подгрузку для нужд процессора и видеокарты.
Декомпрессией занимается отдельный микрочип — специализированные блоки справляются с этой задачей намного быстрее, чем универсальные вычислительные ядра процессора.
В домашних ПК ничего подобного не применяется. Во-первых, на это просто нет запроса, так как даже с существующие скорости в полной мере не освоены разработчиками игр и программ. А во-вторых, надёжно реализовать подобную систему в условиях огромного разнообразия процессоров, чипсетов и самих накопителей сейчас практически невозможно.
После выхода консолей нового поколения планка требований к скорости накопителей вырастет, однако общий подход не изменится — при создании мультиплатформенных проектов студии будут ориентироваться на «наименьший общий знаменатель», которым может стать Xbox Series X или скорость накопителей, популярных среди ПК-аудитории. В полной мере скорость и уникальные особенности накопителей консолей смогут раскрыть только эксклюзивы, в оптимизацию которых под конкретное железо вкладывается намного больше усилий.
Краткий итог: уходящее поколение консолей оборудовано очень медленными накопителями, которые тянут на дно всю игровую индустрию. При этом готовящиеся к выходу платформы от Sony и Microsoft покажут огромный скачок в производительности накопителей, который отразится на подходе к геймдизайну в будущем.
Существующие флагманские накопители для ПК сопоставимы по скорости с SSD в консолях, но в полной мере сравниться с узкоспециализированными кастомными системами они не смогут никогда. Но это и не потребуется — большинство мультиплатформенных игр ещё долго не будут зависеть от пиковых возможностей консолей.
Некоторым игрокам в течение пары лет может потребоваться апгрейд, но необходимые для него устройства можно купить уже сейчас.
Какой скорости будет «достаточно»
Маркетинговые слоганы убеждают нас что «чем быстрее, тем лучше», но на самом деле ситуация со скоростью накопителей обстоит немного сложнее.
Точно можно сказать только одно — устанавливать Windows или программы на классический жёсткий диск не стоит, если есть какая-либо возможность этого не делать. Винчестер слишком медлителен, и со временем скорость загрузки системы будет только падать — это сказывается на продуктивности работы и качестве жизни в целом.
С выбором SSD сложнее: так, разницу между твердотельным накопителем и HDD чувствуешь сразу же, а вот разобраться в том, чем отличаются два диска с 10-кратной разницей в цене может быть не так-то просто.
В большинстве повседневных задач, таких как запуск компьютера, открытие папок с контентом и загрузка игр, производительность накопителей с интерфейсами SATA III и NVMe почти не отличаются. Разница может составлять несколько секунд, которые заметны только при прямом сравнении — в реальной жизни и то, и другое воспринимается как «быстро».
Это же касается и скорости загрузки файлов из сети. Максимальная скорость домашнего проводного подключения в Москве составляет 500 Мбит/с или около 62 МБ/с — здесь даже жёсткий диск не станет бутылочным горлышком.
Если вы готовы вложиться в хороший маршрутизатор и топовые сетевые адаптеры для всех ПК в доме, то сможете организовать 10-гигабитную локальную сеть со скоростью передачи данных до 1250 Мбит/с. Тогда уже, конечно, пригодится NVMe-накопитель, но и то не самый быстрый. Для набирающих популярность 2,5-гигабитных сетей хватит SSD с SATA III.
Из-за недостатка оптимизации, самые скоростные диски с использованием PCIe 4.0 могут даже отставать от SATA III по скорости загрузок в играх и некоторых программах для творчества.
По крайней мере, так ситуация обстоит сейчас — с выходом консолей нового поколения разработчики игр будут постепенно адаптироваться к высоким скоростям, что отразится на росте системных требований к накопителям, и скорости NVMe станут по-настоящему востребованными.
На данный момент превосходство более быстрых SSD над менее быстрыми становится очевидным только в операциях с перемещением, копированием или изменением больших объёмов информации.
В качестве простого, но наглядного примера мы взяли папку с 400 фотографиями и несколькими видео общим объёмом 24 ГБ и скопировали её с SATA III SSD на NVMe-диск, а потом обратно. NVMe-накопитель использовался далеко не топовый, но разница в скорости более чем ощутима.
В профессиональных и творческих задачах нет универсального правила, какой твердотельный накопитель лучше.
Например, быстрый NVMe не даёт преимущества при запуске фото- или видеоредакторов и не помогает в рендеринге видео. При этом скорость импорта видео и фото в редактор напрямую зависит от скорости накопителя, и в этих задачах SATA III отстаёт.
В 3D-моделировании более быстрый накопитель проявит себя только в очень больших проектах с тяжёлыми объектами и текстурами. Также эффект от добавления NVMe будет заметен в некоторых САПР, которые выполняют много операций случайного чтения и записи.
Короткий итог: для комфортного использования компьютера большинству пользователей сейчас вполне хватит сравнительно недорого накопителя с интерфейсом SATA III. Они производятся как в формате 2,5 дюйма, так и в виде M.2-стиков, поэтому проблем с установкой в любой более-менее современный ПК или ноутбук проблем возникнуть не должно.
Но геймерам всё же стоит присмотреться к быстрым NVMe. Это важный задел на будущее — уже с 2021 года игры начнут становиться более требовательными к скорости хранилища, и если сейчас есть возможность добавить в систему такой накопитель, поводов этого не делать нет.
При этом операционную систему стоит держать на SATA III SSD отдельно от игр. Windows 10 практически не может пользоваться преимуществами дополнительной скорости, но чем больше свободного места будет на загрузочном диске, тем лучше для здоровья и быстродействия системы.
Каков срок службы SSD и надо ли беречь его ресурс
Практически все электронные устройства хранения информации имеют ограниченный срок службы.
SSD представляет собой два или больше чипов энергонезависимой твердотельной памяти NAND и контроллер (специализированный процессор), который обеспечивает чтение и запись данных. Чипы состоят из миллионов ячеек, каждая из которых хранит в себе от одного до четырёх бит данных (в зависимости от технологии производства) и постепенно изнашивается с каждой последующей перезаписью. Через несколько сотен циклов удаления-записи ячейка выходит из строя и блокируется.
Чем больше бит хранится в одной ячейке, тем более ёмким получается накопитель, но при этом его скорость работы и долговечность пропорционально уменьшаются. Память с одним зарядом на ячейку (SLC — single-level cell) сейчас не встречается в потребительском сегменте, так как она слишком дорога.
На рынке сейчас можно встретить накопители с чипами MLC (два заряда на ячейку), TLC (три заряда на ячейку) и QLC (четыре заряда). Наиболее распространена технология TLC, так как она предлагает компромисс между более быстрой и надёжной, но дорогой MLC и дешёвой, но сравнительно медленной QLC.
Ресурс накопителя тратится только при перезаписи ячейки — чтение никак не сказывается на сроке службы. При этом производители оставляют резервный запас ячеек, которые изначально недоступны пользователю. Когда одна из рабочих ячеек «выгорает», контроллер просто начинает использовать вместо неё одну из запасных. Когда они заканчиваются, накопитель работает до «последней живой ячейки», после чего файлы блокируются в режим «только чтение» и остаются доступны без возможности изменения или удаления.
Для большинства накопителей производители указывают три основных параметра: срок гарантии, ресурс перезаписи (TBW — terabytes written) и расчётное время «наработки на отказ» в часах.
По совокупности первых двух можно определить, сколько устройство вам прослужит и стоит ли доверять производителю.
Например, недорогой M.2 NVMe от Gigabyte производится по технологии TLC, имеет объём 128 ГБ и заявленные 110 TBW при сроке гарантии 12 месяцев. Это значит, что он выдержит 859 циклов полной перезаписи до того как его эффективный объём начнёт сокращаться. Для того, чтобы исчерпать этот ресурс за год, потребуется каждый день скачивать не меньше 300 ГБ новых данных, записывая их поверх старых.
Если мы возьмём значительно более дорогой накопитель от Samsung объёмом 512 ГБ (с чипами MLC), то увидим ресурс 600 TBW и гарантию 36 месяцев. Такой накопитель выйдет из строя, если записывать на него по 547 ГБ данных каждый день на протяжение трёх лет или 1643 ГБ данных в день на протяжение года.
Ресурс накопителя зависит от его объёма — при одинаковом сценарии использования более ёмкий накопитель позже начнёт перезаписывать ячейки. При покупке стоит обращать внимание не только на заявленный TBW, но и на другие факторы.
Параметр «наработки на отказ» обычно исчисляется миллионами часов и его лучше просто игнорировать — это значение высчитывается по сложной формуле для среднего из партии устройств. Никто не гарантирует, что конкретный SSD отработает целый миллион часов (больше 114 лет).
Короткий итог: SSD-накопитель покупают не для того, чтобы его беречь, а чтобы им пользоваться. Даже сравнительно недорогие модели имеют достаточный ресурс, чтобы проработать намного дольше заявленного срока гарантии — разумеется, если вы не качаете по пять-десять фильмов и игр в день.
Но для того, чтобы диск прослужил дольше, имеет смысл переплатить за модель большего объёма. А если всё равно неспокойно, можно взять за правило раз в пару месяцев проверять состояние диска по данным S.M.A.R.T. — их можно посмотреть в бесплатной программе CrystalDiskInfo или дисковом менеджере с сайта производителя.
Многие накопители поддерживают функцию TRIM — она позволяет системе эффективно очищать ячейки от «мусора», что продлевает срок службы накопителя и позволяет эффективнее использовать доступное пространство. Активировать TRIM лучше периодически вручную или по расписанию — постоянно включённая функция негативно сказывается на производительности.
Также не стоит заполнять накопитель на 100% — в случае с SSD это не грозит настолько серьёзными последствиями, как с HDD, но эксперты рекомендуют оставлять хотя бы 10-15% свободного пространства, чтобы избежать снижения производительности и риска перезаписи ячеек.
На что ещё стоит обратить внимание
Твердотельные накопители имеют много характеристик, погружаться в подробное изучение которых мы не будем. Технологии укладки ячеек, возможности шифрования, особенности кэша, модели контроллеров и значения задержек — эти особенности важны для экспертов и энтузиастов, но для выбора и использования накопителя на бытовом уровне они достаточно несущественны.
Если выбирать накопитель по совокупности всех возможных параметров, за необходимой информацией придётся погружаться в десятки обзоров и разборов на профильных сайтах (чаще всего на иностранных языках). На сайтах производителей почти никогда не размещают подробные листы с характеристиками и паспорта элементной базы. Но если у нас получилось разжечь в вас жажду исследования, начните с более технического гайда на DTF.
Особенно запутанно обстоят дела с особенностями внутреннего устройства накопителей. Так, NVMe-контроллеры производят около десятка компаний из Кореи, Китая и США, а чипы NAND-памяти производят ещё 6 фирм, и у каждой в актуальном портфолио далеко не одна и не две модели. Десятки компаний закупают готовые элементы, а потом комбинируют их на своё усмотрение сотнями разных способов, пытаясь достичь идеального баланса между производительностью и экономией на производстве.
Если же не углубляться в дебри, то при выборе важно обратить внимание на внешний вид устройства. 2,5-дюймовые накопители все примерно одинаковые (они представляют собой небольшую печатную плату в пластиковом или металлическом корпусе), а вот M.2 накопители отличаются довольно значительно.
Охлаждением NVMe SSD нельзя пренебрегать. Чем накопитель быстрее, тем сильнее он нагревается при работе, а избыток тепла никогда не идёт на пользу электронике. Если ваша материнская плата оснащена специальными защитными и теплораспределительными крышками, проблема отпадает, но в остальных случаях стоит обратить внимание на наличие собственного корпуса или радиатора. Этот совет применим только к NVMe-накопителям с интерфейсом PCIe 4.0 и топовым моделям PCIe 3.0. Температуру вашего SSD также можно проверить через CrystalDiskMark.
Размер M.2 SSD может оказаться несовместимым с вашим компьютером из-за размера. Существует 4 основных размера от 30 до 80 мм при ширине 22 мм, и под каждый рядом с разъёмом должно быть крепёжное отверстие — не зафиксировав накопитель в правильном положении, пользоваться им нельзя.
Какой SSD выбрать
Мы собрали несколько популярных рекомендаций накопителей в основных категориях: SATA III SSD, доступные и топовые NVMe-накопители. Это далеко не исчерпывающий список, составленный скорее субъективно — если у вас есть другие варианты, напишите о них в комментариях, это поможет другим читателям.
SATA III SSD
Среди недорогих SSD малой ёмкости (240 ГБ) выгодно выделяется линейка Kingston A400 — даже для 120 ГБ модели заявленный ресурс перезаписи составляет более 330 циклов перезаписи (40 ТБ на весь накопитель).
В качестве альтернативы можно рассматривать ADATA SU800 или Crucial MX500 — заявленный ресурс у них меньше, но скорость выше.
Среди более доступных накопителей объёмом от 1 ТБ первенство по цене-качеству перехватывает WD Blue и Crucial MX 500. Они схожи по скорости, надёжности и цене.
Если есть возможность и желание вложиться, то ничего лучше Samsung 860 Pro на рынке практически нет. Стоят накопители этой серии почти вдвое дороже, чем описанные выше бюджетные варианты, но взамен предлагает более стабильную и быструю работу и огромный ресурс (1200 TBW для модели на 1 ТБ).
NVMe SSD
Если уж выбирать более быструю и дорогую технологию SSD, нет смысла экономить на компромиссах — варианты с двумя линиями PCIe 3.0 и объёмом менее 480 ГБ мы не рекомендуем. Но и целиться исключительно в топовые решения не стоит, среди решений среднего уровня есть хорошие варианты.
В числе привлекательных моделей до 7 тысяч рублей за 500 ГБ можно назвать Toshiba (Kioxia) RC500 — накопитель не бьёт рекордов скорости, но обеспечивает хорошую стабильность и производительность в своей ценовой категории. Из вариантов подешевле, но медленнее — Crucial P1 на основе QLC чипов.
Если рассматривать флагманский сегмент, то безусловное первенство сохраняет за собой Samsung с моделями 970 Pro и EVO Plus, в качестве догоняющих можно упомянуть ADATA XPG SX8200 PRO.
Накопители с использованием PCIe 4.0 только появляются в продаже и пока что не сильно ушли от флагманских PCIe 3.0 моделей. Одним из лучших предложений в этом сегменте считается Corsair Force MP600, но в российских магазинах его найти довольно сложно.
Где-то в высших эшелонах реет Intel с Optane 900P и 905P для профессионального использования на основе фирменной технологии 3D XPoint. Это исключительно быстрые и надёжные накопители, но ценовая политика Intel не позволяет рекомендовать их для домашнего использования.
В итоге можно сформулировать несколько основных принципов, которые помогут выбрать подходящий SSD.
- Перед покупкой чётко определитесь, какие задачи будет выполнять накопитель. Далеко не всегда нужен самый дорогой и быстрый вариант из возможных.
- В качестве загрузочного диска достаточно использовать SATA III SSD небольшого объёма. Оптимально, если это будет отдельный накопитель, который не будет использоваться для хранения библиотеки фильмов и установки игр.
- Из-за недостатка оптимизации, для современных игр не нужен быстрый NVMe. Но в будущем разработчики будут повышать требования к скорости накопителей, поэтому сейчас имеет смысл купить быстрый SSD «на вырост», чтобы не менять его раньше времени через пару лет.
- Для хранения домашней библиотеки фильмов и музыки будет достаточно сравнительно недорогого SATA III SSD. Для этой задачи на самом деле подойдёт даже обычный винчестер, если вы готовы мириться с лишним шумом и медленной подгрузкой превью-изображений в папках.
- Профессиональные и творческие программы используют SSD по-разному. Подробности лучше уточнять в тематических сообществах по конкретным программам или у знакомых.
- При выборе SSD важно обращать внимание на заявленный ресурс перезаписи TBW и срок гарантии. Значения TBW обычно варьируются от 80 до 600, для долговременного активного использования предпочтительно выбирать модели от 200 TBW и выше.
- SSD большого объёма имеют больший фактический ресурс жизни.
Благодарим Сергея Чаукина из компании Kingston за предоставленные комментарии и помощь в подготовке материала.