Как версия windows влияет на производительность

Nikita Grigorov Nikita Grigorov

19.06.2020

Допустим у меня 7-ка базовая и 7-ка максималка будет ли разница?

Дед Пихто Дед Пихто
19.06.2020

Конечно

Виктор Вишневский Виктор Вишневский
19.06.2020

Ну напрямую нет, там правда в базовой есть ограничения по ОЗУ

Друг Друг
19.06.2020

Неть

Гость Гость
19.06.2020

В максималке функций много не нужных
установи домашнюю расширенную

Жолтый Жырдяй Жолтый Жырдяй
19.06.2020

Нет.

Гость Гость
19.06.2020

7ка нет, 10ка да

Forzat Lyric Forzat Lyric
19.06.2020

Нет мой сладкий Никита, не влияет

Захар Уразов Захар Уразов
19.06.2020

Ну если у тебя старый пк на вин 7 и хочешь перейти на вин 8.1. То производительность упадёт немного.

Фобби Бишер Фобби Бишер
19.06.2020

Незначительно, если слабый комп, ставь домашнюю, в максимальной много ненужных для рядового пользователя служб и так далее Это может незначительно влиять на производительность.

IBM IBM
19.06.2020

У семёрки базовой максимум 8 озу, у прошаренной 16, у остальных 192

Eyef Eyef
19.06.2020

Ещё как влияет. Чем старше версия винды, тем больше служб и процессов работает одновременно и тем больше грузится диск и оперативка

Акакий Бабам Акакий Бабам
19.06.2020

Я ЛЮБЛЮ БАНАНЫ

Кирилл Швецов Кирилл Швецов
19.06.2020

Да. LTSC меньше процессор нагружает (почти незаметно на глаз), так как в ней нет лишних служб виндовс.

dfgfgdfgg dsfgfdgfd32 dfgfgdfgg dsfgfdgfd32
20.06.2020

Да, винда 10 жрет больше оперативы из всех.

  • Влияет ли windows на производительность в играх? Вот мой ПК, консультант посоветовал винду 10, но я хотел 7 Материнская плата ASUS PRIME B250M-K Процессор: Процессор Intel Core i3-7100 BOX Видеокарта: MSI, GeForce GTX 1050 Ti 4Gb Жёсткий диск: 1Tb Жесткий диск от Seagate Оперативная память Оперативная память Kingston HyperX FURY 8Gb (2400 МГц) Блок питания: 500 ватт 85% Bronze (Для тех кто шарит) SSD: От WD на 120Gb
  • Влияет ли редакция Windows на производительность? Сейчас установлена Windows 7 Максимальная 64. Я понимаю, что мне не нужна добрая половина возможностей, вроде шифрования данных и так далее Возникает вопрос, стоит ли ставить Профессиональную или Домашнюю Расширенную версии ради повышения производительности?
  • Влияет ли windows на производительность Один человек сказал мне, что зачем я использую win7, типо она не раскрывается потенциал моего пк, тип установи win 10 и и будет больше производительности? Вообще первый раз такое слышу. Влияет ли вообще windows на производительность пк?
  • Влияет ли на производительность компьютера то, что Windows стоит на SSD, а Windows Boot Manager остался на HDD? Купил SSD, всё форматировал, переустановил Windows, но загрузчик остался на разделе на HDD. Так и оставить или нужно перенести Windows Boot Manager на SSD если да то как это сделать?

Добавить комментарий

Чего ждут обычные пользователи, когда им предлагают перейти на новую операционную систему? Скорее всего, многие полагают, что там будут новые полезные функции. Кроме того, некоторые заботятся о своей безопасности, справедливо полагая, что ОС нового поколения в этом преуспеет лучше, чем предыдущая операционка. Кому-то просто нравится обновлять программное обеспечение по любому случаю, но для геймеров важна стабильность и улучшенная производительность. Тысячи раз нам говорили, что Windows 11 принесёт всё вышесказанное и гораздо больше. Увы, но новые функции вызвали больше споров, чем принесли реальной пользы. С безопасностью ещё хуже, ведь Microsoft разделила компьютеры на поддерживаемые и неподдерживаемые. Это значит, что более старое железо окажется в огромной опасности, ведь есть риск полного отказа в выходе регулярных обновлений.

Это значит, что за Windows 11 остаётся только улучшенная производительность в играх. Команда Testing Games решила выяснить, насколько самая последняя версия новой операционной системы справляется с современными играми. Важно учитывать, что ранее на процессорах Ryzen были обнаружены проблемы в играх и рабочих задачах. Количество кадров в секунду падало до 15% в некоторых случаях. Дабы избежать сюрпризов с процессорами красной команды, решено было остановиться на Core i9 11900K. Результаты можно увидеть в таблице ниже.

Как видите, сегодня говорить о каком-либо приросте количества кадров в секунду в новой операционной системе не приходится. Мало того, широко разрекламированный режим Game Mode не даёт ровным счётом ничего. Получается, что от перехода на Windows 11 геймеры вообще ничего не получают. Один или два fps не в счёт. Нужно отметить, что использовалась разрешение 1080р, поэтому ожидать каких-то бонусов в 4К вообще не стоит. Надеемся, что среднее мы подсчитывать не будем, ведь результаты полностью прозрачны. 

Что до новой операционной системы, то она имеет ряд нововведений, которые вызвали негодование массовых пользователей. С небольшим списком можно познакомиться в нашем материале. Мы же отметим, что всё это решается при помощи установки дополнительных патчей. Эксперты рекомендуют обращать внимание на источники получения подобного ПО, ведь в некоторых случаях вы получите вместе с патчем вирус, скрытый майнер или зловреда, следящего за вами днём и ночью.

рекомендации

4070 MSI по старой цене дешевле Palit

13900K в Регарде дешевле чем при курсе 60

Ищем PHP-программиста для апгрейда конфы

Операционная система (ОС) — это базовый программный компонент, необходимый для функционирования компьютера. Контекст использования операционной системы включает в себя производительность, безопасность, эффективность использования и многие другие факторы. В этой статье мы рассмотрим, влияет ли версия операционной системы на производительность игр, и какую версию ОС следует выбрать для игр — Windows Home или Pro.

Windows Home и Pro

Перед тем как рассматривать, влияет ли версия операционной системы на производительность игр, давайте рассмотрим основные различия между двумя версиями операционной системы Windows.

Windows Home — это базовая версия операционной системы, которая предназначена для домашнего использования. Она включает в себя все основные функции ОС, такие как интернет, мультимедиа, видеоигры и многое другое.

Windows Pro — это расширенная версия ОС, предназначенная для использования в офисах, средах разработки и крупных организациях. Она включает в себя все основные функции Windows Home, а также некоторые дополнительные функции, такие как возможность подключения к доменам и расширенные настройки безопасности.

Влияет ли версия операционной системы на игровую производительность?

Влияние версии операционной системы на производительность игр может быть довольно сложным вопросом. С одной стороны, Windows Pro имеет некоторые дополнительные функции безопасности, которые могут в некоторых случаях повысить производительность. Например, функция BitLocker может повысить скорость работы некоторых игр, поскольку уменьшает время доступа к диску.

С другой стороны, Windows Pro имеет более жесткие настройки безопасности по умолчанию, которые могут замедлить производительность в некоторых подходящих играх. Это может произойти из-за необходимости запрашивать авторизацию при запуске игры, а также во время загрузки игровых файлов.

Таким образом, в то время как некоторые игроки предпочитают Windows Pro из-за возможности увеличения производительности, другие могут наблюдать замедление из-за более жестких настроек безопасности.

Какую версию Windows следует выбрать для игр?

Если вы планируете использовать свой компьютер только для игр, то выбор между версиями Windows Home и Pro может оказаться несущественным. Это связано с тем, что большинство игр не использует дополнительные функции Windows Pro и может работать на Windows Home без каких-либо проблем.

Если же вы планируете использовать компьютер и для игр, и для бизнеса, то Windows Pro может оказаться лучшим выбором. Она включает в себя больше функций, необходимых для офисной работы, а также некоторые дополнительные функции, которые могут улучшить производительность некоторых игр.

Заключение

В целом, версия операционной системы не является критическим фактором при выборе операционной системы для игр. Большинство игр будет работать на обеих версиях Windows без каких-либо проблем. Однако, если вы планируете использовать свой компьютер и для игр, и для бизнеса, то Windows Pro может оказаться лучшим выбором благодаря своим дополнительным функциям, улучшающим производительность.

Появление семейства Alder Lake встряхнуло весь процессорный мир, изголодавшийся по реальной конкуренции. Новые чипы стали лучше предшественников по всем статьям: они перешли на современный техпроцесс, получили заметные микроархитектурные усовершенствования, нарастили число вычислительных ядер и даже получили улучшения, связанные с теплоотводом. Но это далеко не всё. Вместе с удвоением количества вычислительных ядер и рывком в производительности Alder Lake принесли с собой огромное количество новых особенностей, подробно разбираться с которыми нам придётся ещё долго. Вычислительные ядра двух типов и гибридное строение, поддержка DDR5 и PCIe 5.0 – это лишь первые строки в перечне нововведений, по каждому пункту которого нужно провести отдельное исследование. И такие исследования мы непременно будем делать, однако начать изучение нюансов применения новой платформы Intel хотелось бы с несколько другой стороны – не аппаратной, а программной.

Первоначальное тестирование старшего представителя в семействе Alder Lake, процессора Core i9-12900K, было проведено нами в новой операционной системе Windows 11. На первый взгляд это логичный выбор – многие пользователи с обновлением аппаратной платформы наверняка захотят освежить и программную среду: Windows 11, как и Alder Lake, вполне можно отнести к числу горячих новинок этой осени. К тому же к использованию новой операционной системы прямо подталкивает и Intel, говоря об особых оптимизациях в работе планировщика. По риторике компании можно даже предположить, что Windows 11 – чуть ли не необходимое условие применения Alder Lake, поскольку только в этой операционной системе обещана поддержка технологии Thread Director, гарантирующей корректное распределение потоков по разнотипным процессорным ядрам.

Однако есть и другая позиция. По статистике Steam, операционная система Windows 11 в настоящее время используется менее чем в 2 % игровых систем, в то время как большинство геймеров отдают предпочтение Windows 10 – её доля составляет чуть менее 90 %. То есть переход на новую ОС лишь начинается, и его скорость пока не только не позволяет делать какие-то прогнозы относительно её массового принятия, но и даёт твёрдую уверенность, что компьютеры на базе Alder Lake в реальном мире будут чаще работать под Windows 10.

Поэтому ограничиться испытаниями Core i9-12900K исключительно в Windows 11 было бы неверно, и проверку его производительности нужно повторить и в Windows 10. Тем более что результаты тестов в этом случае наверняка будут отличаться. И это касается не только Alder Lake, с гибридными особенностями которых планировщик Windows 10 знаком гораздо хуже, чем планировщик Windows 11. Очевидно, что и процессоры AMD работают в разных версиях ОС вовсе не одинаково, тем более что отношения Ryzen с Windows 11 не заладились с самого начала. За примерами далеко ходить не надо. За прошедшие с момента выхода Windows 11 пару месяцев инженерам AMD и Microsoft пришлось в спешном порядке исправлять как минимум две неприятности с Ryzen – замедленную работу L3-кеша и некорректный выбор планировщиком предпочтительного ядра для однопоточных нагрузок. Естественно, нет никаких гарантий, что эти проблемы были единственными, и это тоже может обуславливать различия в относительной производительности CPU в Windows 11.

Впрочем, центральный вопрос, которому в этой статье будет уделено наибольшее внимание, всё-таки касается совместимости Alder Lake и Windows 10. Из того, что мы узнали про технологию Thread Director непосредственно перед анонсом процессоров Core 12-го поколения, следовало, что работают они в новой ОС совсем не так, как в старой, и из-за этого в Windows 10 можно ожидать разного рода накладок как с производительностью, так и с неработоспособностью различных программ (в первую очередь игр). Поэтому основной сюжетной линией дальнейшего рассказа станет практическое сравнение работы Core i9-12900K в Windows 10 и Windows 11.

⇡#Ещё раз о Thread Director

Принципиальное преимущество Windows 11 перед Windows 10 с точки зрения процессоров Alder Lake заключается в том, что новая ОС знакома с технологией Thread Director, и её планировщик использует возможности данной технологии для распределения нагрузки по процессорным ядрам, в том числе разнотипным. Говоря простым языком, в Windows 10 работа планировщика с разнотипными ядрами строится исключительно на основании данных об их производительности, в то время как в Windows 11 всё происходит хитрее. В ней планировщик не только различает ядра по быстродействию, но и получает от процессора обратную связь – интерактивную информацию о типах исполняемого кода и сведения о состоянии, текущих температурах и энергопотреблении ядер.

На низком уровне Thread Director представляет собой встроенный в Alder Lake микроконтроллер, который с наносекундной дискретностью собирает данные о функционировании процессорных ядер, анализирует их и с миллисекундной дискретностью передаёт планировщику операционной системы. Телеметрия, с которой имеет дело микроконтроллер, — это тепловое состояние и потребление каждого из ядер плюс показатели их загрузки, включая информацию о типах исполняемых инструкций. Такой набор собираемых данных в конечном итоге позволяет принимать обоснованные решения о целесообразности перемещения тех или иных процессов с производительных ядер (P-ядер) на энергоэффективные (E-ядра) и обратно.

В процессе совместной работы Thread Director и планировщик Windows 11 подразделяют все исполняемые процессы на три базовых класса: фоновые, то есть такие, скорость исполнения которых от производительности процессора не зависит; обычные процессы переднего плана; и ресурсоёмкие процессы, задействующие те или иные наборы AVX-инструкций. Общая логика работы планировщика в Windows 11 такова, что фоновые процессы или процессы, которые основное время проводят в ожидании поступления данных, отправляются на E-ядра, а те процессы, для работы которых действительно важна производительность, – на P-ядра. При этом процессы, использующие AVX-инструкции, считаются более приоритетными, а по мере того, как свободных P-ядер у процессора не остаётся, менее требовательные потоки вытесняются на E-ядра.

Такое разделение потоков по классам планировщику Windows 10 недоступно, он про их специфику ничего не знает и просто отправляет потоки, отнимающие большее количество процессорного времени, на более производительные ядра. Если говорить о производительности ресурсоёмких многопоточных приложений, то она в Windows 10 и Windows 11, очевидно, окажется одинакова. Однако в сложных сценариях нагрузки более чувствительная стратегия планировщика, реализованная в Windows 11, может положительно сказаться на скорости выполнения задач. Но самое главное преимущество Thread Director лежит в плоскости энергоэффективности. Перед планировщиком Windows 11 стоит задача не только добиться от процессора максимального быстродействия, но и сделать это с минимальными затратами энергии, как можно больше (но без ущерба для производительности) привлекая к работе E-ядра. При этом в Windows 10 вопрос энергопотребления не рассматривается вообще.

Но нужно понимать, что даже в Windows 11 технология Thread Director играет роль вспомогательного инструмента. Планировщик ОС в управлении потоками не обязан руководствоваться теми рекомендациями, которые выдаёт Thread Director. Например, они могут не учитываться в том случае, когда у исполняемых процессов выставлены разные приоритеты или когда у пользователя на рабочем столе развёрнуто приложение, которое с точки зрения Thread Director не является приоритетным. Тем не менее взаимодействие между оборудованием и ОС на низком уровне, которое есть в Windows 11, позволяет задействовать гибридную архитектуру Alder Lake более выигрышно.

⇡#Энергопотребление Alder Lake: Windows 11 против Windows 10

Итак, планировщик Windows 11 вместе с Thread Director борется за эффективность. На словах всё это звучит очень логично: зная, каковы текущие запросы исполняемых потоков, планировщик новой операционной системы может отправлять нетребовательные процессы на E-ядра, которые имеют более простую микроархитектуру и более низкие частоты. И проверить, даёт ли это какой-то результат, несложно – достаточно взглянуть на потребление Alder Lake при выполнении одних и тех же задач в разных ОС.

Для опытов мы воспользовались системой на базе процессора Core i9-12900K, укомплектованной 32 Гбайт DDR5-4800, на которой сняли показания энергопотребления в идентичных сценариях в Windows 10 и Windows 11. Первая проверка – рендеринг в Cinebench R23. Эта задача характерна тем, что в рендеринге работой загружаются все доступные ядра, а значит, Thread Director здесь вряд ли чем-то поможет: планировщик просто должен разместить 24 потока, создаваемые приложением, по имеющимся у процессора в наличии 24 ядрам (включая виртуальные).

Именно это мы и видим на графике потребления. Core i9-12900K при рендеринге в Windows 10 и Windows 11 показывает практически идентичное потребление – здесь Thread Director никакого выигрыша не даёт.

Однако такая картина наблюдается не всегда. Случаев, когда в работе Alder Lake под Windows 10 и под Windows 11 есть существенная разница, немало. Самый распространённый – это игры. Современные игровые приложения стараются распараллеливать нагрузку, и многие из них создают значительное количество потоков. Однако специфика этих потоков в том, что они в большинстве своём неравноправные. Один-два потока обычно играют роль ведущих, в то время как остальные носят вспомогательный характер, по мере необходимости выполняя второстепенные расчёты либо ожидая реакции игрока или каких-то иных событий. И это – прекрасная почва, на которой Thread Director и планировщик Windows 11 могут развернуться с полной силой.

Для примера мы взяли игру Horizon Zero Dawn, которая активно использует многопоточность и на восьмиядерных процессорах легко загружает все имеющиеся 16 виртуальных ядер. И как показало тестирование, потребление Core i9-12900K в разных ОС действительно различается.

Среднее потребление Core i9-12900K на протяжении тестового прохода в Horizon Zero Dawn составило 103 Вт в Windows 11 и 109 Вт в Windows 10. То есть технология Thread Director за счёт аккуратной расстановки потоков по ядрам позволяет добиться примерно 6 % экономии электричества.

Но ещё более интересную картину можно увидеть, если заглянуть в диспетчер задач. В Windows 11 во время игры оказывается ниже и загрузка процессора, причём на довольно весомую величину в 10 %.

 Windows 10

Здесь уместно напомнить, что показываемая в современных ОС метрика «загрузка процессора» в действительности таковой не является. На самом деле ОС отображают не относительное время, потраченное процессором на работу, а иную величину – его «время не-простоя», то есть то относительное количество времени, которое процессор провёл вне специального созданного планировщиком Idle-потока. А это значит, что работа процессора вхолостую, когда запущенные потоки не завершаются, но бездействуют, ожидая получения каких-то данных, в показаниях диспетчера задач трактуются как загрузка, а не как простой. Поэтому меньшая загрузка процессора в Windows 11 вовсе не означает, что он выполняет меньше работы. Просто, получая от Thread Director информацию о том, какие из потоков реально используют ресурсы процессора, а какие просто ждут данных, планировщик имеет возможность лучше упаковать холостые потоки на E-ядрах, освободив P-ядра под реальную вычислительную нагрузку.

Для пользователя же это означает, что в системах, основанных на процессорах Alder Lake, применение Windows 11 позволит не только добиться лучшей экономичности, но и в целом получить лучшую реализацию многопоточности.

Horizon Zero Dawn – далеко не единственная игра, где Core i9-12900K показывает более низкое энергопотребление в Windows 11. Подобная ситуация наблюдается в массе других приложений. Например, на следующем графике приведено потребление старшего Alder Lake в двух версиях ОС в другом игровом приложении – Shadow of the Tomb Raider.

И вновь то же самое, только здесь разница в среднем потреблении составляет уже порядка 9 Вт, то есть использование Windows 11 с технологией Thread Director снижает потребление процессора почти на 10 %.

Однако картина, когда потребление Alder Lake в Windows 11 ниже, имеет место не в ста процентах ситуаций. Существуют и обратные примеры, в частности обычная офисная работа в приложениях из пакета Microsoft Office. Для того чтобы смоделировать повседневную работу пользователя в Word, Excel, PowerPoint и Outlook, мы воспользовались тестовым скриптом Procyon Office Productivity. И при его исполнении, вопреки ожиданиям, потребление платформы на базе Core i9-12900K в Windows 11 на несколько ватт превысило потребление той же платформы, но в Windows 10.

На первый взгляд это очень странный результат, поскольку офисные приложения – очевидный пример нагрузки, которая может работать на энергоэффективных ядрах, снижая показатели энергопотребления. На практике же среднее потребление Core i9-12900K в Windows 11 оказывается на 1-2 Вт выше, чем в Windows 10. Но и этому явлению есть простое объяснение: ключ подсказывает смещение кривых, соответствующих потреблению в Windows 10 и Windows 11, относительно друг друга в правой части графика. Это происходит потому, что в Windows 11 офисные приложения работают быстрее, что и обуславливает их увеличенное энергопотребление.

Иными словами, здесь всплывает ещё одно преимущество Windows 11. Благодаря тому, что эта ОС досконально знакома с особенностями гибридной процессорной архитектуры Intel, она не путается в разнотипных ядрах, и некоторые приложения демонстрируют в ней более высокую производительность. В частности, скорость выполнения офисного сценария Procyon Office Productivity в Windows 11 оказалась примерно на 9 % выше, чем в Windows 10. А это значит, что производительность Core i9-12900K в разных ОС действительно различается, и этот вопрос заслуживает отдельного обсуждения.

⇡#Windows 11 и Virtualization-based Security (VBS)

Но перед тем, как переключиться на результаты тестов, нужно обратить внимание на одну настройку безопасности Windows 11, которая непосредственно на них влияет, – Virtualization-based Security (VBS). Алармистские отчёты указывали, что эта опция может запросто погубить игровую производительность, и при этом в ряде случаев она включается по умолчанию.

Механизм VBS, или «безопасность на основе виртуализации», позволяет Windows 11 создавать для критически важных приложений безопасный анклав памяти, полностью изолированный от потенциально небезопасного кода, в том числе и от самой ОС вместе с её уязвимостями. Кроме того, на основе VBS работает ещё одна встроенная функция безопасности, Hypervisor-Enforced Code Integrity (HVCI), – она предотвращает попадание неподписанных или сомнительных драйверов и программного обеспечения в системную область памяти. Совместно функции VBS и HVCI направлены на защиту ОС и чувствительных данных пользователя от вредоносного ПО, даже если оно сможет обойти имеющуюся антивирусную защиту.

VBS и HVCI можно было активировать и в Windows 10, но там эти возможности всегдаизначально были выключены. С выходом Windows 11 компания Microsoft ужесточила стандарты безопасности, и теперь в ряде систем VBS и HVCI будут активированы автоматически. В первую очередь это касается случаев, когда Windows 11 ставится на компьютер «с нуля». При чистой установке настройки безопасности, скорее всего, будут включены, если виртуализация не была запрещена через BIOS. Однако в то же время при апгрейде с Windows 10 до Windows 11 если соответствующие опции в старой ОС не включались, то и в новой ОС они останутся деактивированными. Если же речь идёт о покупке готового компьютера, то в этом случае решение об активации VBS и HVCI в настройках принимается производителем.

Таким образом, по умолчанию пользователи Windows 11 получат два разных варианта конфигурации в зависимости от происхождения компьютера и типа установки ОС. И сказать, какой из них «правильнее», невозможно. Intel рекомендует в системах на базе процессоров Alder Lake не отказываться от VBS и HVCI, поскольку это повышает безопасность системы. Однако при этом придётся миритьсяне только с некоторым снижением производительности, но и с неработоспособностью отдельных версий программ, например пиратских игр.

Поэтому, говоря о производительности современных систем в Windows 11, рассматривать придётся два варианта настроек – как с активированной функциональностью VBS и HVCI, так и без неё.

Проверить, активен ли механизм VBS в конкретной системе, можно при помощи штатного инструмента MSInfo32.exe (System Information).

Включается и выключается VBS переключателем Memory integrity, который расположен в настройках системы на странице Core Isolation, находящейся в разделе Privacy & Security/Windows Security/Device Security.

⇡#Описание тестовой системы и методики тестирования

Основная задача тестирования состояла в определении разницы в производительности Core i9-12900K при работе в старой операционной системе Windows 10 без поддержки Thread Director и в новой Windows 11 c поддержкой этой технологии. Однако для полноты картины измерения быстродействия были выполнены не только в платформе на базе Core i9-12900K, но и в альтернативной системе с процессором Ryzen 9 5950X. Таким образом мы попутно сможем ответить на вопрос, что может дать переход на Windows 11 пользователям процессоров AMD.

В составе тестовых систем использовались следующие комплектующие:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 9 5950X (Vermeer, 12 ядер + SMT, 3,4-4,9 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-12900K (Alder Lake, 8P+8E-ядер + HT, 3,5-5,3/2,4-3,9 ГГц, 30 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: кастомная СЖО EKWB.
  • Материнские платы:
    • ASUS ROG Crosshair VIII Hero (Socket AM4, AMD X570);
    • ASUS ROG Strix Z690-F Gaming WiFi (LGA1700, Intel Z690).
  • Память:
    • 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-18-18-38 (Crucial Ballistix RGB BL2K16G36C16U4BL);
    • 2 × 16 Гбайт DDR5-4800 SDRAM, 38-38-38-70 (Kingston Fury Beast KF548C38BBK2-32).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3090 Founders Edition (GA102, 1395-1695/19500 МГц, 24 Гбайт GDDR6X 384-бит).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 2 Тбайт (SSDPEKKW020T8X1).
  • Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 1000W Titanium (80 Plus Titanium, 1000 Вт).

Все сравниваемые процессоры тестировались с настройками, принятыми производителями плат по умолчанию. Это значит, что для платформ Intel обозначенные в спецификациях пределы TDP/PBP игнорируются, вместо чего используются предельно возможные частоты в целях получения максимальной производительности. В таком режиме эксплуатирует процессоры подавляющее большинство пользователей, поскольку включение лимитов по тепловыделению и энергопотреблению в большинстве случаев требует специальной настройки параметров BIOS.

Настройки подсистем памяти для всех систем выполнялись по XMP-профилям.

Использованные версии операционных систем:

  • Microsoft Windows 10 Pro (21H1) Build 19043.1023;
  • Microsoft Windows 11 Pro (21H2) Build 22000.282.0 c установленными обновлениями KB5005635 и KB5006746.

И версии драйверов:

  • AMD Chipset Driver 3.10.08.506;
  • Intel Chipset Driver 10.1.18838.8284;
  • Intel SerialIO Driver 30.100.2105.7;
  • Intel Management Engine Interface 2124.100.0.1096;
  • NVIDIA GeForce 496.49 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 10 Professional Edition 2.1.2508 – тестирование в сценариях Essentials (обычная работа среднестатистического пользователя: запуск приложений, серфинг в интернете, видеоконференции), Productivity (офисная работа с текстовым редактором и электронными таблицами), Digital Content Creation (создание цифрового контента: редактирование фотографий, нелинейный видеомонтаж, рендеринг и визуализация 3D-моделей).
  • 3DMark Professional Edition 2.17.7173 — тестирование в сцене Time Spy Extreme 1.0.

Приложения:

  • 7-zip 21.02 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 3,1 Гбайт. Используется алгоритм LZMA2 и максимальная степень компрессии.
  • Adobe After Effects 2021 18.4.0 – тестирование скорости рендеринга анимационного ролика. Измеряется время, затрачиваемое системой на обсчёт в разрешении 1920 × 1080@30fps заранее подготовленного видеоролика.
  • Adobe Photoshop 2021 22.4.3 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта Puget Systems Adobe Photoshop CC Benchmark 18.10, моделирующего типичную обработку изображения, сделанного цифровой камерой.
  • Adobe Photoshop Lightroom Classic 10.3 – тестирование производительности при пакетной обработке серии изображений в RAW-формате. Тестовый сценарий включает постобработку и экспорт в JPEG с разрешением 1920 × 1080 и максимальным качеством двухсот 16-мегапиксельных изображений в RAW-формате, сделанных цифровой камерой Fujifilm X-T1.
  • Adobe Premiere Pro 2021 15.4.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Blender 2.93.5 – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели pavillon_barcelona_v1.2 из Blender Benchmark.
  • Cinebench R23 – стандартный бенчмарк для тестирования скорости рендеринга в Cinema 4D R23.
  • Magix Vegas Pro 19.0 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат YouTube 4K проекта, содержащего HDV 2160p30 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Microsoft Visual Studio 2017 (15.9.40) – измерение времени компиляции крупного MSVC-проекта – профессионального пакета для создания трёхмерной графики Blender версии 2.79b.
  • Stockfish 14.1 – тестирование скорости работы популярного шахматного движка. Измеряется скорость перебора вариантов в позиции «1q6/1r2k1p1/4pp1p/1P1b1P2/3Q4/7P/4B1P1/2R3K1 w».
  • SVT-AV1 v0.8.6 — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат AV1. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • Topaz Video Enhance AI v2.3.0 – тестирование производительности в основанной на ИИ программе для улучшения детализации видео. В тесте используется исходное видео в разрешении 640×360, которое увеличивается в два раза с использованием модели Artemis Anti Aliasing v9.
  • V-Ray 5.00 – тестирование производительности работы популярной системы рендеринга при помощи стандартного приложения V-Ray Benchmark Next.
  • VeraCrypt 1.24 – тестирование криптографической производительности. Используется встроенный в программу бенчмарк, задействующий тройное шифрование Kuznyechik-Serpent-Camellia.
  • x264 r3059 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.
  • x265 3.5+8 10bpp — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется исходный 2160p@24FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 42 Мбит/с.

Игры:

  • Borderlands 3. Разрешение 1920 × 1080: Graphics API = DirectX 12, Overall Quality = Badass.
  • Chernobylite. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra.
  • Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
  • Cyberpunk 2077. Разрешение 1920 × 1080: Quick Preset = Ray Tracing – Ultra.
  • Far Cry 6. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA.
  • Hitman 3. Разрешение 1920 × 1080: Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = Ultra, Shadow Quality = Ultra, Mirrors Reflection Quality = High, SSR Quality = High, Variable Rate Shading = Quality.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate Quality.
  • Metro Exodus Enhanced. Разрешение 1920 × 1080: Shading Quality = Ultra, Ray Tracing == Normal, Reflection = Raytraced, Variable Rate Shading = 4x, Hairworks = Off, Advanced PhysX = Off, Tesselation = Off.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA.
  • A Total War Saga: Troy. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Unit Size = Extreme.
  • Watch Dogs Legion. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, RTX = Off, DLSS = Off.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

⇡#Производительность в комплексных бенчмарках

Тест PCMark 10 воспроизводит типичную активность пользователя при повседневной работе с офисными приложениями, и именно такие приложения оказываются наиболее подвержены проблемам с правильным исполнением на процессоре Alder Lake с гибридной архитектурой. Windows 10 совершенно очевидно теряется с выбором правильных ядер для исполнения потоков, и в итоге это приводит к существенному снижению производительности. Наиболее ярко это проявляется в сценарии Digital Content Creation – здесь результаты Core i9-12900K в Windows 10 и Windows 11 различаются более чем вдвое. Но это – явный эксцесс, ведь в других сценариях подобной разницы в результатах не наблюдается. Тем не менее потенциальным владельцам Alder Lake необходимо учитывать, что в определённых ситуациях использование старой ОС может сказаться на быстродействии платформы настолько значительно.

Включение VBS также может сказаться на производительности Core i9-12900K, если верить показаниям PCMark 10. Но активация функций безопасности, основанных на виртуализации,приводит лишь к четырёхпроцентному падению производительности, что вряд ли можно назвать существенной потерей.

Отдельно заметим, что процессор Ryzen 9 5950X, который принимает участие в тестах наряду со старшим Alder Lake, реагирует на включение VBS в Windows 11 ещё слабее. Однако в целом при его переводе на новую версию ОС показатели производительности немного ухудшаются, то есть с точки зрения PCMark 10 флагманский процессор AMD предпочтительнее использовать в Windows 10, несмотря на то, что все проблемы несовместимости Ryzen и Windows 11 считаются уже устранёнными.

Околоигровой тест 3DMark Time Spy Extreme не выявляет явных различий в производительности процессоров в Windows 11 и Windows 10. Также мало влияет на результат и включение VBS.

⇡#Производительность в приложениях

В целом быстродействие Core i9-12900K в ресурсоёмких приложениях зависит от версии выбранной операционной системы не так сильно. В большинстве случаев Windows 11, которая знакома с особенностями строения этого процессора и поддерживает технологию Thread Director, может обеспечить преимущество на уровне единиц процентов. В некоторых задачах, например при обработке видео в Topaz Video Enhance AI и Adobe After Effects, новая ОС позволяет получить преимущество на уровне 5-6 %. И лишь в единственном случае – при перекодировании видео кодеком x264 – Windows 11 на фоне Windows 10 обеспечивает принципиально лучшее быстродействие. Иными словами, различия в скорости выполнения «тяжёлых» задач при использовании разных версий ОС почти всегда незначительны. Но тем не менее ситуации, когда Windows 10 серьёзно портит производительность Alder Lake, всё-таки встречаются.

Что же касается платформы на процессоре Ryzen 9 5950X, то с ней картина несколько иная. С точки зрения скорости работы приложений для неё лучше подходит Windows 10, хотя разница, откровенно говоря, малозаметна. Разрыв в результатах составляет в среднем 1,5 %, а максимальное преимущество, которое может дать Windows 10, достигает 6 % – оно наблюдается при перекодировании видео кодеком x264 и при нейросетевом увеличении разрешения видео в Topaz Video Enhance AI.

При этом обе платформы, и AMD, и Intel, достаточно спокойно переносят активацию VBS. Падение производительности если и имеет место, то заметить его будет непросто – обычно оно составляет доли процента. Исключением можно назвать разве только Adobe Photoshop, но и в нём быстродействие при включении VBS снижается на довольно незначительную величину – 6,5 %.

Рендеринг:

Обработка фото:

Работа с видео:

Перекодирование видео:

Компиляция:

Архивация:

Шахматы:

Шифрование:

⇡#Игровая производительность

Здесь разница между операционными системами проявляется сильнее. Игры показывали преимущество Windows 11 для Alder Lake при измерении энергопотребления, и аналогичное превосходство новой ОС вырисовывается при сравнении частоты кадров в разрешении Full HD при использовании мощной графики. Конфигурация на базе Core i9-12900K показывает в Windows 11 примерно на 4 % лучшую игровую производительность, но в некоторых случаях, например в Chernobylite или Hitman 3, новая ОС прибавляет к частоте кадров вплоть до 10 %. Очевидно, что это – всецело заслуга технологии Thread Director.

Уверенность в этом укрепляют результаты Ryzen 9 5950X, который от Windows 11 не получает почти никакого прироста. Платформа AMD в новой версии ОС оказывается в среднем быстрее всего на 1,5 % с максимальным отрывом от результатов, полученных в Windows 10, на уровне 4 %.

Таким образом, при сравнении игровой производительности в Windows 10 флагманские процессоры AMD и Intel показывают более близкие результаты, чем в Windows 11. И хотя отрыв Core i9-12900K от Ryzen 9 5950X сохраняется, вместо 9-процентного преимущества в новой ОС в Windows 10 он может похвастать победой со средним перевесом в FPS лишь на уровне 5 %.

В дополнение к сказанному стоит добавить, что включение VBS не приводит ни к каким катастрофическим последствиям для игровой производительности. Для обеих платформ падение средней частоты кадров составляет порядка 2 %, что вряд ли может стать весомым аргументом в пользу отключения этой опции в Windows 11, по крайней мере в системах с современными и быстродействующими процессорами.

⇡#Вопросы совместимости

Говоря о производительности в играх, нельзя обойти стороной и другой аспект, который связан с эксплуатацией геймерских систем, построенных на процессорах семейства Alder Lake, – совместимость. Дело в том, что некоторые игры оказались неработоспособны на процессорах с гибридной архитектурой. Вернее, не сами игры, а встроенная в них DRM-защита компании Denuvo. На сайте Intel приводится список из 51 игры, которые в системах на базе новейших процессоров не запускаются из-за того, что Denuvo трактует два типа ядер внутри одного Alder Lake как два разных ПК. Причём более частые проблемы возникают именно в Windows 10, в то время как в Windows 11 список проблемных игр более чем вдвое короче и содержит лишь 22 пункта.

Таким образом, ещё по одной причинев игровых системах лучше использовать Windows 11– в этой операционной системе несовместимость игрового ПО наблюдается реже. И мы можем по собственному опыту подтвердить, что это действительно так. Многие игры, защищённые DRM, зачастую запускаются в Windows 10 не с первого раза, даже если они не фигурируют в списке Intel. Игры же из списка не работают вообще. Например, по этой причине нам пришлось отказаться от тестирования в Assassin’s Creed: Valhalla.

Безусловно, все подобные несовместимости будут устранены по мере выхода новых патчей. Но пока они способны доставить игрокам немало неприятностей. Впрочем, Intel придумала средство для обхода проблемы – специальный режим Legacy Game mode, в котором на время запуска капризных игр можно будет отключать E-ядра. Производители материнских плат должны в ближайшее время реализовать Legacy Game mode на уровне BIOS: известно, что ASUS и MSI уже работают над внедрением этой функции. Так что совсем скоро у пользователей систем на базе Alder Lake появится возможность включать и выключать E-ядра прямо из ОС. За переключение будет отвечать клавиша Scroll Lock на клавиатуре, а изменение статуса энергоэффективных ядер не будет требовать перезагрузки системы.

Однако на данный момент Legacy Game mode не реализован, а игры не получили необходимых обновлений. Поэтому добиться совместимости можно лишь одним способом – полным отключением E-ядер. Соответствующая опция присутствует в BIOS всех LGA1700-материнских плат, искать её нужно среди базовых настроек процессора.

Однако нужно отдавать себе отчёт в том, что при отключении E-ядер процессоры Alder Lake теряют и в производительности, и в энергоэффективности, поэтому данный метод – крайнее средство.

⇡#Выводы

Анонс процессоров Alder Lake был обставлен таким образом, что необходимость их использования с Windows 11 казалась и обязательной, и само собой разумеющейся. Intel настойчиво рассказывала о преимуществах технологии Thread Director, и этот рассказ строился на тезисе о том, что гибридная архитектура Core 12-го поколения способна полностью раскрыться исключительно с новой ОС. Проведённое тестирование подтвердило, что Intel не лукавила. В Windows 11 процессоры Alder Lake действительно ведут себя лучше со всех точек зрения. Производительность оказывается выше, энергопотребление – ниже, а проблем совместимости со старыми играми наблюдается меньше.

Но это вовсе не значит, что на компьютере с Alder Lake обязательно должна быть установлена Windows 11. В действительности эти процессоры неплохо работают и с Windows 10: сказать, что по какому-то из перечисленных выше направлений есть какие-то заметные проблемы, невозможно. Имеющиеся в старой версии OC механизмы распределения нагрузки вполне справляются с возложенными на них задачами и без Thread Director, благодаря чему Core i9-12900K остаётся более быстрым процессором на фоне Ryzen 9 5950X и в Windows 10.

Разница в быстродействии Core i9-12900K в Windows 10 и Windows 11 по результатам тестов составляет единицы процентов. Экстремальные ситуации, когда планировщик старой ОС категорически не справляется с правильной диспетчеризацией потоков, бывают, но они представляют собой скорее редкие исключения.

Обеспечиваемое Windows 11 преимущество в энергопотреблении Alder Lake тоже довольно незначительно. Проявляется оно только при нагрузках средней интенсивности (в первую очередь в играх), и сэкономить удаётся лишь несколько ватт.

Самой существенной трудностью во взаимоотношениях Alder Lake и Windows 10 мог бы стать внушительный список игр, имеющих проблемы совместимости. Но и тут можно возразить, что переход на Windows 11 не даёт решения во всех случаях. Более того, Intel с партнёрами из числа производителей материнских плат готовит эффективный «костыль» для обхода этой проблемы как в новой, так и в старой версии ОС.

В конечном итоге рекомендацию использовать в ПК на процессорах Alder Lake именно Windows 11 трудно назвать необоснованной. Однако она остаётся лишь рекомендацией. Если вы не хотите уходить с Windows 10 по каким-то причинам, пересаживаться на Windows 11 вовсе необязательно. Alder Lake – не тот случай, когда процессор накладывает какие-то жёсткие условия на программную среду, он лишь мягко подталкивает к переходу на новую версию ОС.

Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

Intel AMD Windows 11 performance
(Image credit: Shutterstock, AMD, Intel, Microsoft)

Update 10/9/21 7:00am PT: AMD and Microsoft have announced a performance problem with AMD processors that results in up to 15% less performance in some games. The newly-reported issue is separate from the gaming tests below, which outline the impact of security features, and merely serve to set a lower baseline for our tests. That means the performance deltas measured below remain accurate. 

Original Article:

Microsoft is taking yet more backlash over its Windows 11 launch, as recent reports indicate that buyers of new pre-built systems could purportedly lose up to 28% of their gaming performance due to frame-rate-crushing security measures. That has gamers up in arms, so we did several rounds of testing in our labs with some of the best CPUs for gaming from Intel and AMD.

We found that the security mechanisms do reduce gaming performance, with the average impact on an 11th-gen Intel chip being in the 5% range (7% peak in one title). That may not seem like much to the untrained eye, but that’s roughly an Intel CPU generation’s worth of disappearing performance. We recorded a slightly smaller impact on AMD Ryzen systems, with a 4% average for a Ryzen 5000 chip (and an outlier 8% loss in one title). We also have tons of other gaming and desktop PC applications benchmarks, which you can see below.

The performance impact we measured wasn’t nearly as severe as we’ve seen reported by other outlets. Still, we don’t like to compromise, and taking a step back on gaming performance isn’t acceptable if you don’t need the added security — especially when this is an optional feature that OEMs can simply opt out of.

Luckily for enthusiasts, these security mechanisms won’t be enabled by default if you update your own system from Windows 10 to Windows 11, or if you do a clean install. However, Microsoft does suggest that OEMs enable these features on some new pre-built systems. After some digging, it’s clear that Microsoft explicitly does not recommend one of the security settings for gaming PCs, while the status of another remains unclear. Here’s the rundown.

What is VBS and HVCI?

The issue begins with Microsoft’s Virtualization-Based Security (VBS) feature, which enables an umbrella of different security services. This feature uses hardware virtualization to create a secure area in memory for use by other security features, like Trusted Platform Modules (TPM) and Hypervisor-Protected Code Integrity (HVCI). Think of VBS as a platform that enables other security features. As you’ll see below, both VBS and HVCI can result in reduced performance in gaming and many common PC applications.

Microsoft has suggested shipping Windows with VBS enabled by default on OEM systems that support the feature since Windows 10 version 1903 9D in October 2019. However, Microsoft has bulked up its security features in Windows 11 and now suggests that OEMs also enable HVCI by default on some systems. This feature adds additional protections for kernel memory allocations, thus improving malware resistance.

HVCI (commonly known as Memory Integrity) has a bigger performance impact than VBS, but Mode Based Execution Control (MBEC) steps in to reduce it. MBEC requires hardware support, and it is baked into all processors starting with 7th-gen Intel and AMD’s Zen 2. Without this feature, HVCI’s performance impact can be quite severe. MBEC basically blunts the blow on newer hardware, so you’ll see a smaller impact. Our tests imply that MBEC support reduces the impact of HVCI to nearly the same level as VBS alone.

The requirements for default HVCI enablement are simple from a CPU perspective: You’ll need an Intel 11th-gen, AMD Zen 2, or Qualcomm Snapdragon 8180 chip (or newer), a minimum of 8GB of RAM and 64GB of SSD storage, along with HVCI-compatible drivers.

Microsoft acknowledges HVCI’s performance reduction, and OEMs can opt-out of HVCI for certain types of machines:

«Some devices that are especially sensitive to performance (e.g. gaming PCs) may choose to ship with HVCI disabled. Given the impact to the overall device security, we recommend you thoroughly test these scenarios before doing so.» -Microsoft

We’re still digging up the details of whether or not OEMs can opt out of VBS enablement for gaming laptops and PCs, but MSI tells us that it doesn’t enable HVCI on its gaming systems. We’ll follow up with more information as we learn more.

You can do a quick check to see if VBS is enabled by checking the summary in your System Information pane. The «Virtualization Based Security» entry will tell you if the service is running. Head here for a deeper explanation of how to enable or disable VBS and HVCI.

Also, be aware that we’re testing with CPUs that support MBEC, which seems to reduce the overall impact of HVCI. That means older chips will suffer more from this added level of protection than you’ll see below. 

Swipe to scroll horizontally

Microsoft Windows 11 VBS and HVCI Impact on Intel and AMD Gaming (Geomean)

Baseline = VBS and HVCI Off Core i7-11700K Core i7-10700K Ryzen 7 5800X Ryzen 7 3800X
VBS -4.9% -5% -4% -4.1%
HVCI -5.6% -5.7% -3.3% -4.1%

Here’s a quick summary of the overall geometric mean of our gaming tests. We have far more in-depth testing and analysis below. Overall, we’re looking at around a 5% loss in performance, give or take 1%. That’s not a huge drop, and not something most people would generally notice, but it is relatively significant when you think about the difference in performance between various processors. Core i9-11900K for example costs about 35% more than Core i7-11700K, and the only real difference is higher clocks speeds that improve performance by—wait for it!—about 7%. So you’re giving up nearly a full speed step in performance on Intel CPUs.

Windows 11: Security Impact on Intel Gaming Performance

You’ll find more detailed test notes at the end of the article. We tested five different game titles, two of them with different APIs, with both the Core i7-11700K and i7-10700K. We then used those results to generate a geometric mean of gaming performance for the Intel and AMD platforms. As always, performance deltas vary by title, with some showing little impact from VBS/HVCI while others suffer more. Be sure to check out the full tests for the breakdown.

We tested with Windows 11 Pro 23000.194 (the version Microsoft provided for review) and the Windows 11-compatible Nvidia 472.12 graphics driver. As always for CPU testing, we used an Nvidia GeForce RTX 3090 to minimize the graphics bottleneck. We also stuck with the 1920×1080 resolution, so be aware that the impact of VBS and HVCI will vary with higher resolutions and lesser graphics cards.

Windows 11 Gaming Benchmarks

(Image credit: Tom’s Hardware)
  • VBS Off — Virtualization-Based Security (VBS) Disabled
  • VBS On — Virtualization-Based Security (VBS) Enabled
  • VBS On HVCI — Virtualization-Based Security (VBS) and Hypervisor-Protected Code Integrity (HVCI) Enabled

With VBS enabled and running, the Core i7-11700K was 4.9% slower in the geometric mean of our test suite while the i7-10700K was 5.7% slower. It’s pretty easy to see that enabling VBS causes the newer 11700K to fall below its prior-gen counterpart, which definitely isn’t encouraging. 

Enabling HVCI results in a slight decline in performance below the ‘VBS On’ results, but performance will vary based on the game title tested. Also, even though we tested for it, Microsoft doesn’t recommend enabling HVCI by default on the 10th-gen processors. The album below has the test results for all of our Intel gaming testing, and we also have a table that shows the percentage decrease in performance for both the Intel and AMD systems a bit further below. 

Windows 11 Gaming Performance

(Image credit: Tom’s Hardware)

Due to Intel’s small gaming performance increase as it moved from its 10th-gen to 11th-gen chips, we had to separate the Core i7-11700K and 10700K slides — the two chips often overlap, and these charts can be confusing due to the similar chip naming and configurations.

We cycled through DX11, DX12 and Vulkan APIs where applicable to see if they impact performance with the security features. Vulkan was faster than DX12 in Red Dead Redemption 2 after enabling VBS. Red Dead Redemption 2 was 7.3% slower with DX12 and VBS, while Vulkan reduced that to 4.4%. We only tested one title with Vulkan, so this delta may be due to the game engine rather than a specific Vulkan/VBS tendency.

Shadow of the Tomb Raider has been cited as suffering the most from VBS (to the tune of a whopping 28%), but our results were far more muted, with the biggest slowdown measuring -7.2% with DX12 on the Core i7-10700K. We also tested DX11 with both Core i7 chips, and almost all of the tests (see table below) suffered an average ~6% slowdown.

Grand Theft Auto V seems mostly immune to VBS, as it only lost roughly 1% of its performance after activating the feature. Far Cry 5 lost about 5% on both chips, and Project Cars 3 lost about 6% on each chip.

UL Benchmarks first issued a warning to the press about the VBS feature, so we included three of the company’s benchmarks. The 3DMark tests show little variance, but the VRMark benchmark takes a 3% haircut with the 11700K, and loses 7.5% with the 10700K.

Windows 11: Security Impact on AMD Gaming Performance

Windows 11 Gaming Benchmarks

(Image credit: Tom’s Hardware)

We recorded slightly smaller performance reductions with the AMD processors than we did with the Intel models, but the delta is so slight between the chips as to be inconsequential. You certainly shouldn’t base an AMD vs Intel buying decision on a chip’s ability to handle VBS/HVCI — at least for the last two generations.

Based on our geometric mean, the Ryzen 7 5800X was 4% slower after we enabled VBS. Compared to the ‘VBS On’ configuration, the HVCI result falls within the standard variance we expect in our benchmarks. That means we see no real noticeable difference between the ‘VBS On’ and ‘VBS+HVCI’ configurations.

The Ryzen 7 3800X is 4.1% slower after we turn on the security features. The 3800X also provides essentially the same level of performance with either the ‘VBS On’ or ‘VBS+HVCI’ configurations.

Unlike Intel’s small jump from its 10th to 11th-gen chips, AMD’s transition from Zen 2 to Zen 3 resulted in dramatically higher gaming performance. That means the impact of the Windows 11 security feature isn’t enough to drop you a generation’s worth of performance as we saw with the Intel Core i7-11700K.

Windows 11 Gaming Performance

(Image credit: Tom’s Hardware)

Three game titles (listed below) suffered less than a 2% performance reduction with VBS enabled on the Ryzen 7 5800X, while Project Cars 3 suffered the highest performance loss at 8.1%. Notably, Shadow of the Tomb Raider lost 4.3% with DX12 and 1.9% with DX11.

The Ryzen 7 3800X had a scattered showing, with an overall 4.1% slowdown that varies widely by title.

Overall VBS Impact on Gaming Performance for AMD and Intel

Swipe to scroll horizontally

FPS With VBS Active

Baseline = VBS Off i7-11700K i7-10700K Ryzen 7 5800X Ryzen 7 3800X
Shadow of the Tomb Raider — DX11 -6.2% -6.1% -1.9% -4.5%
Shadow of the Tomb Raider — DX12 -6.1% -7.2% -4.3% -3.7%
Project Cars 3 — DX11 -5.7% -6.4% -8.1% -0.8%
Far Cry 5 — DX11 -4.6% -4.9% -1.1% -6.4%
Grand Theft Auto V — DX11 -0.9% -1.1% -1.6% -0.1%
Red Dead Redemption 2 — DX12 -7.3% -5.4% -5.6% -8.6%
Red Dead Redemption 2 — Vulkan -4.4% -4.4% -2.6% -4.6%

Here’s a quick look at the differences we recorded in each title after we enabled VBS. Naturally, this could be a few percent slower with HVCI also active, but it varies drastically by title. Be aware that anything within a 2% delta can simply be chalked up to run-to-run variability. 

Windows 11: Security Impact on Intel Desktop PC Application Performance

Swipe to scroll horizontally

Microsoft Windows 11 VBS and HVCI Impact on Intel and AMD Application Benchmarks (Geomean)

Baseline = VBS and HVCI Off Core i7-11700K Core i7-10700K Ryzen 7 5800X Ryzen 7 3800X
VBS Single/Multi-threaded -0.4% / -0.6% -2.2% / -4% Even / -0.6% -1% / -3.8%
HVCI Single/Multi-threaded -0.4% / -0.6% -2.4% / -4.1% Even / -0.8% -0.5% / -3.2%

Windows 11 Gaming Benchmarks

(Image credit: Tom’s Hardware)

Decreases in gaming performance tend to grab all the attention, but the impact on desktop PC applications is arguably more important, as productivity-focused devices are the most likely to see these security features fully enabled by default. We’ll provide a brief rundown here, but there are plenty of benchmarks to chew over below if you’re looking for more fine-grained details of the impact in specific types of work.

The geometric mean of desktop PC application benchmarks (listed in the chart) gives us a good overall measure of the impact to single- and multi-threaded performance. Here we can see that the 11700K’s single-threaded performance is largely unaffected by VBS/HVCI, while the Core i7-10700K loses 2.2%.

The Core i7-11700K takes a ~1% haircut in threaded work, while the 10700K loses a more appreciable 4%. However, this average value doesn’t include all of the benchmarks below, so you should thumb through the album to see other differences.

Windows 11: Security Impact on Intel Desktop PC Application Performance

(Image credit: Tom’s Hardware)

We recorded a fairly large 14% reduction in the Corona benchmark for the 10700K in this series of tests, but that threaded workload isn’t included in our geometric mean in the prior section. We also saw a ~5% loss in the threaded POV-Ray and Cinebench tests, along with a 6% loss in the Blender classroom render. We also see a big drop for both processors in UL Benchmark’s PCMark 10 application startup test.

Overall, it’s clear that the security features impact the 10700K far more than the 11700K in both single- and multi-threaded applications. 

Windows 11: Security Impact on AMD Desktop PC Application Performance

Windows 11 Gaming Performance Benchmarks

(Image credit: Tom’s Hardware)

The Ryzen 7 5800X’s single-threaded performance is largely unaffected by VBS/HVCI, while the 3800X loses a mere 1%. That means the difference probably isn’t noticeable in most single-threaded work.

The Ryzen 7 5800X takes a ~1% haircut in threaded work, while the 3800X takes a more noticeable 3.2% to 3.8% loss. Again, this average measurement doesn’t include all of the benchmarks in the album below. 

Windows 11 Application Performance

(Image credit: Tom’s Hardware)

Wrapping Up

Microsoft’s decision to leave millions of older systems off the Windows 11 upgrade list has earned plenty of criticism, and much of that decision hinged on the performance impact of these types of security features. As a byproduct of targeted hardware-level optimizations, like MBEC, newer chips can handle these types of security measures without as much of a performance loss.

However, our tests show that you will still see an impact in both gaming and application performance due to the heightened security, and that’s even with the newer chips. Now, the performance hit we’ve seen surely isn’t as profound as the ~28% numbers we’ve seen bandied about, but losing 5% of your gaming performance isn’t acceptable if you don’t need the added security — especially when that represents a full CPU generation’s worth of performance improvement.

Luckily, these measures aren’t employed by default with clean installs or upgrades. Instead, they’ll only be in effect with newer systems purchased directly from OEMs, and savvy users can simply switch the feature off with a minimum of fuss.

We know that HVCI is specifically not recommended for gaming machines, but we’re still digging for more information on Microsoft’s policy for VBS enablement. Our tests show that the impact of enabling HVCI is roughly the equivalent of simply enabling VBS, at least with newer processors. We’ll update as we learn more. 

MORE: Best CPUs for Gaming

MORE: CPU Benchmarks Hierarchy

MORE: AMD vs Intel

Swipe to scroll horizontally

Windows 11 Gaming and Application Benchmarks — Test System Configurations

Intel Socket 1200 (Z590) Core i7-11700K, Core i7-10700K
Row 1 — Cell 0 MSI MEG Z490 Godlike
Row 2 — Cell 0 2x 8GB Trident Z Royal DDR4-3600 — 10th-Gen:DDR4-2933 — 11th-Gen: Gear 1, DDR4-2933
AMD Socket AM4 (X570) AMD Ryzen 7 5800X, Ryzen 7 3800X
ASRock X570 Taichi
Row 5 — Cell 0 2x 8GB Trident Z Royal DDR4-3600
All Systems Gigabyte GeForce RTX 3090 Eagle — Gaming and ProViz applications
Row 7 — Cell 0 Nvidia GeForce RTX 2080 Ti FE — Application tests
2TB Intel DC4510 SSD
EVGA Supernova 1600 T2, 1600W
Row 10 — Cell 0 Open Benchtable
Windows 10 Pro version 22000.194
Cooling Corsair H115i

Join the experts who read Tom’s Hardware for the inside track on enthusiast PC tech news — and have for over 25 years. We’ll send breaking news and in-depth reviews of CPUs, GPUs, AI, maker hardware and more straight to your inbox.

Paul Alcorn is the Deputy Managing Editor for Tom’s Hardware US. He writes news and reviews on CPUs, storage and enterprise hardware.

Most Popular

  • Как версия windows 10 лучше
  • Как взломать пароль на windows 7 на ноутбуке
  • Как включить 10 бит на мониторе на windows 11
  • Как вернуться на старую версию windows
  • Как вернуться с windows 11 на windows 10 если прошло больше 10 дней