Движки для игр на windows 7

В январе я участвовала в своем первом геймджеме — Global Game Jam 2022, в Стамбуле. На джеме все участники писали игры на движках — ибо надо быстро. Игровой движок — это физика, рендеринг, скрипты, искусственный интеллект. Создавать игру с нуля или пользоваться движком — вопрос вкуса. Вон, Джонатан Блоу вообще пишет свой движок, чтобы писать на нем игру.

Я обратила внимание, что большинство студентов использовали либо Unity либо GameMaker. Сама я питаю нежные чувства к Construct, но на нем всего одна команда делала игру. Я решила поискать альтернативу для себя, заодно запилила подборку бесплатных движков для начинающих (а может и продолжающих) игроделов.

Еще я веду канал в Telegram GameDEVils (на русском) и блог на Substack (на английском), делюсь там клевыми материалами (про геймдизайн, разработку и историю игр).

Популярные движки Steam и itch.io

Вот статистика, игры на каких движках выкладывают в Steam:

Топ-11 движков в Steam:

  1. Unity (27148)
  2. Unreal (6869)
  3. GameMaker: Studio (2806)
  4. RPGMaker (1938)
  5. Ren’Py (1235)
  6. XNA (572)
  7. Adobe AIR (398)
  8. Godot (384)
  9. Cocos2d (326)
  10. MonoGame (280)
  11. Construct (201)

И на каких движках чаще публикуют на itch.io:

Топ-11 движков на itch.io:

  1. Unity (82 000)
  2. Construct (18 300)
  3. GameMaker: Studio (12 100)
  4. Godot (8 640)
  5. Twine (7 800)
  6. Unreal Engine (4 800)
  7. Bitsy (4 800)
  8. RPG Maker (4 500)(не бесплатно, но есть триалка)
  9. PICO-8 (4 200)($15)
  10. Ren’Py (3 100)
  11. LÖVE (1 500)

1. Unity

На Unity разработали много игр, прям МНОГО. Вот ссылочка на Википедию. Unity поддерживается на iOS, Android, Windows Phone, Tizen и Fire OS.

Если оборот или объем привлеченных инвестиций не превышает $100 тыс. за последние 12 месяцев, то можно пользоваться бесплатной подпиской Personal.

Про Unity на Хабре:

  • Unity — самый популярный игровой движок? Обзор движков, на которых делают игры для Steam
  • У Unity всё плохо
  • Почему я пишу игры на Unity
  • Гусеница на Unity за 5 минут

2. Unreal

Игровой движок от компании Epic Games, тоже очень популярный, вот список игр из Википедии.

Unreal Engine бесплатный аж с 2015 года, но разработчики игр должны передавать 5% от выручки с продаж игры компании Epic Games, если ежеквартальная выручка превышает $1 000 000.

Про Unreal на Хабре:

  • Туториал по Unreal Engine. Часть 1: знакомство с движком
  • Какие прелести нас ждут в Unreal Engine 5
  • Блог Unreal Engine на Хабре
  • Unreal против Unity: на чем лучше разрабатывать мобильные игры?

3. GameMaker: Studio2

Интерфейс Game Maker объединяет в себе редакторы спрайтов, объектов, комнат, скриптов, а также тайм-лайнов (последовательностей действий с привязкой по времени), путей (маршрутов) движения и констант. Летом 2021 года YoYo Games сделали беплатный доступ без ограничений по времени. Изначально они выдавали триалку только на месяц, для знакомства. Правда экспортировать на бесплатной версии можно разве что на GXC.

За базовую подписку CREATOR (≈ 80 руб./мес.) появляется экспорт для Windows, macOS и Linux. За INDIE (≈ 260 руб./мес.) появляется экспорт для HTML5 и мобилки.

Проблема GameMaker, и других движков типа «наведи и щелкни» в том, что разработчики более ограничены. С другой стороны, GameMaker популярен, потому что позволяет создать игру без предварительных навыков программирования.

Про GameMaker на Хабре:

  • Как я написал игру за 6 дней

4. Godot

Открытый кроссплатформенный 2D и 3D игровой движок под лицензией MIT, который разрабатывается сообществом Godot Engine Community. Среда разработки запускается в Linux, BSD, macOS и Windows. Godot поддерживает GDScript (свой собственный язык), C++ и C#. Плюс есть еще средство для создания привязок к другим языкам — GDNative. Сообщество поддерживает Rust, Nim, JavaScript, Haskell, Clojure, Swift и D.

Про Godot на Хабре:

  • Из Unity в Godot. Первое впечатление
  • Твоя первая игра на Godot Engine
  • Прямоугольные тайловые миры
  • Гексагональные тайловые миры

Cocos2d

Кроссплатформенный опенсорсный фрейворк для разработки игр и приложений, преимущественно для мобилки с лицензией MIT. Cocos2d-x развертывается в iOS, Android, HTML5, Windows и Mac.

Фреймворк поддерживает создание 2D и 3D игр, предоставляет такие функции, такие как рендеринг графики, графический интерфейс, аудио, сеть, физика, пользовательский ввод и т.д. Ядро написано на C++ и поддерживает разработку на C++, Lua или JavaScript. У фрейворка есть множество ответвлений: Cocos2d-ObjC, Cocos2d-x, Cocos2d-html5 и Cocos2d-XNA.

Про Cocos2d на Хабре:

  • Cocos Creator
  • box-, cocos- и пицца- 2d (личный опыт создания игры)
  • Cocos2d-x — Обработка действий

5. Construct

Ноу-код движок для создания 2D игр. Запускается в браузере, работает из десктопа офлайн. Движок не дает большой гибкости, как GameMaker, и также дружелюбен к новичкам без технического бэкграунда + на ютубе выложена куча туториалов.

Есть бесплатная версия Construct, основное ограничение — 2 слоя и максимум 25 «событий» (если авторизоваться, то 50 «событий») в проекте. За события считается любое действие / поведение объекта. Но чтобы попробовать, и даже собрать элементарный платформер — хватает. Персональная лицензия стоит около $5.

6. Twine

Платформа для интерактивного сторителлинга и визуальных новелл, бесплатная, с бесплатной публичной лицензией (GPL).

Чтобы создать простенький сторителлинг с помощью Twine, код писать не нужно. Но можно. Можно дополнить свои истории с помощью переменных, условной логики, изображений, CSS и JavaScript.

Про Twine на Хабре:

  • Как я IF на Twine писал

7. Adobe AIR SDK (HARMAN)

Кроссплатформенный движок (Windows, OS X, Linux, QNX, Android) от компании Adobe, которая пару лет назад передала на нее права компании HARMAN. Этот движок можно использовать бесплатно, если вы зарабатываете менее 50 тысяч долларов в год. Движок все еще популярен в Steam, отчасти из-за адаптаций браузерных игр на Flash.

На Хабре про AIR:

  • Компилируем под iOS быстрее с AIR 4
  • Кроссплатформенная разработка на Adobe Air: частный случай
  • Разработка первой игры под Android с применением Adobe AIR и Stage3D

8. Ren’Py

Опенсорсный движок для создания визуальных новелл в 2D-графике с бесплатным коммерческим использованием.

Про Ren’Py на Хабре:

  • Пишем текстовую игру на Python/Ren’Py
  • Пишем текстовую игру на Python/Ren’Py ч.2: мини-игры и подводные камни

9. Bitsy

Крошечный онлайн редактор для мини-игр. Это какой-то супер-милый проект и милым сайтом. Разработчик выкладывает логи проекта на itch.io. И там же можно поиграть в игры, сделанные с помощью Bitsy движка.

10. LÖVE

Фреймворк для создания 2D игр на Lua. Он бесплатный, с открытым исходным кодом и работает на Windows, Mac OS X, Linux, Android и iOS. Лицензия zlib, позволяет свободно использовать движок даже в коммерческих проектах с закрытыми исходниками.

Про LÖVE на Хабре:

  • Создание игры на Lua и LÖVE — 1
  • Разработка на LÖVE

11/12. XNA и/или MonoGame

Microsoft еще лет 10 назад сказали, что не будут больше выпускать обновления для Microsoft XNA Game Studio. У этой платформы есть преемник — проект MonoGame, представляющий собой кроссплатформенную open-source реализацию XNA с дополнительными возможностями. MonoGame позволяют разрабатывать под Windows, Mac OS, Linux, iOS, Android, PS4, PSVita, Xbox One и Nintendo Switch. Язык разработки игр — C#.

НЕбесплатные движки с itch.io и Steam

PICO-8

Это игровая консоль, которая имитирует ограниченные графические и звуковые возможности 8-битных систем 1980-х годов. Можно единоразово приобрести за $15.

RPG Maker

Это серия движков для создания РПГ, точнее JRPG, японских ролевых игр. Для RPG Maker тоже нет бесплатной подписки, но есть пробная триалка. RPG Maker поддерживает только Windows. В Steam он лежит для разовой покупки от 500 до 3000 рублей, в зависимости от продукта, там есть несколько «комплектаций». Менять скрипты под себя можно на Ruby-подобном языке.

Начиная с RPG Maker MV используетcя JS вместо Ruby, т.е. версии с 2015 года и позже.

Больше бесплатных движков

Вот бонусом еще 11 бесплатных вариантов движков:

1. Amazon Lumberyard

Бесплатный кросс-платформенный игровой движок, разработанный Amazon. Визуальная технология Lumberyard основана на CryEngine, но команда разработчиков Amazon уже внесла в систему значительные обновления. Роялти нет, лицензионных сборов нет. Amazon зарабатывает деньги через Amazon Web Service. Естественно, у этого игрового движка прекрасная совместимости с AWS. Помимо бесшовной интеграции с AWS, Lumberyard также предлагает интеграцию с Twitch.

Про Amazon Lumberyard на Хабре:

  • Amazon Lumberyard: крик души
  • Тестирование игрового движка Amazon Lumberyard. Подходы и инструменты

2. Solar2D (бывший Corona SDK)

Кросплатформенный движок с открытым исходным кодом для создания мобильных 2D-игр и приложений. Поддерживает такие платформы, как Android, iOS, Kindle, macOS, Windows, Linux. Предусмотрена сборка веб-приложений (HTML5). Solar 2D использует интегрированный Lua, наложенный поверх C++ / OpenGL.

Про Solar2D на Хабре:

  • Developer Blog #1 – Android 2D Game

3. jMonkeyEngine

Движок с открытым исходным кодом, написанный на Java для создания игр и приложений для Android или iOS. Точнее jMonkeyEngine — это набор библиотек для низкоуровневой разработки, а в высокоуровневый инструментарий его превращает интегрированная среда разработки, к примеру jMonkeyEngine 3 SDK.

Про jMonkeyEngine на Хабре:

  • Пробуем 3D с помощью jMonkeyEngine
  • Кроссплатформенное приложение в Android Studio на jMonkeyEngine 3

4. SpriteKit

Это движок для 2D-игр, разработанный Apple и предназначенный для устройств Apple.

Про SpriteKit на Хабре:

  • Создание игры на движке Sprite Kit (Часть 1)
  • Первый опыт разработки игры на Sprite Kit

5. Box2D

Физический движок от разработчика из Blizzard Entertainment, написан на C++, лицензия MIT.

Про Box2D на Хабре:

  • Физические безумства
  • WPF и Box2D. Как я делал физику c WPF

6. LibGDX

Кросплатформенная среда разработки на Java, которая предоставляет унифицированный API для создания 2D- и 3D-игр. LibGDX дружит с движком Box2D (физика реального мира), можно добавить поддержку TrueType шрифтов или работать с 3D объектами.

А еще коммьюнити LibGDX проводит геймджемы раз в сезон (март, июнь, сентябрь, декабрь), вот ссылочка на подробную информацию: Game Jams.

Про LibGDX на Хабре:

  • Разрабатываем игры на LibGDX с помощью шаблона Entity Component System
  • Чему я научился делая игры на LibGDX

7. Urho3D

Бесплатный 2D и 3D игровой движок, запускается на Windows, Linux, macOS/iOS/tvOS, Android, и даже на Raspberry Pi и в браузере. Вики Urho3D содержит всю инфу для начала работы с движком, включая практические руководства по настройке.

Про Urho3D на Хабре:

  • Основы Urho3D
  • Редактор Urho3D (часть 1)
  • Редактор Urho3D (часть 2)
  • Urho3D: Игры всерьез

8. CryEngine

Если вы использовали версию движка 5.5+ и заработали 5000$, то придется выплачивать 5% от прибыли. Если вы используете более ранние версии, то можете подать заявку на освобождение от выплат.

Про CryEngine на Хабре:

  • Долгожданная проверка CryEngine V

9. Panda 3D

Движок с открытым исходным кодом для 3D-игр. Язык разработки игр — Python. Сам движок написан на C++ и использует автоматический wrapper-генератор для предоставления полной функциональности движка в интерфейсе Python. Panda 3D может работать практически на всех основных платформах.

10. Bitty

Небольшой кроссплатформенный движок и опенсорсный фреймворк для создания 2D-игр на Lua…

11. Phaser

HTML5-опенсорсный движок для тех, кому хочется писать JavaScript или TypeScript браузерные 2D игры. Для начала работы с движком создатель предлагает просто начать вносить свои правки в уже существующие общедоступные игры и смотреть, что из этого получается. Плюс есть форум, где чувачки из комьюнити активно отвечают.


Кстати, про геймджем по-турецки скоро отдельный пост запилю. Вот пока моя фотка во время джема:

(Это я в шапочке, честное слово)

Еще про игры:

  • 15 игр, которые прокачивают логику, алгоритмы, ассемблер и силу земли
  • Ещё 20+ игр, которые прокачивают логику, алгоритмы и радуют умный мозг
  • Каким был первый game jam 20 лет назад и где можно поджемить в этом году
  • Как инди-разработчику найти художника для своей игры и сэкономить $500

Мой канал в Telegram с находками про разработку игр, историю игр и геймдизайн: GameDevils (на русском) и блог на Substack (на английском).


Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Какие движки вы предпочитаете?


20.78%
Сам с нуля пишу
32


11.04%
Свой вариант (в комменты)
17

Проголосовали 154 пользователя.

Воздержались 76 пользователей.

Программы для создания игр различных жанров.

Сортировать по:

Релевантности

Оценкам Загрузкам

Scratch
3.29.1

Интерактивная среда, предназначенная для обучения детей школьного возраста программированию.

Kodu 1.1.0.0

Kodu
1.5.53.0

Визуальный язык программирования, специально предназначенный для быстрого создания простейших трёхмерных игр.

Quest 5.4.1 Build 5.4.4873.16397

Quest
5.8.0

Программа, предназначенная для создания текстовых игр-квестов, без каких-либо навыков программирования.

Game Editor
1.4.0

Несложная программа, позволяющая создавать игры без специальных знаний и навыков.

Многие игроманы хотя бы раз в жизни задумывались о создании собственной игры. И если 10 лет назад сделать ее самостоятельно было невероятно сложно, то сегодня можно найти тысячи гайдов, как создать свое детище и даже заработать на нем. Все это стало возможным благодаря специальным движкам, на которых можно разрабатывать игры в одиночку, иногда даже без знания языков программирования.

Что это за движки и какие пользуются особой популярностью в 2022 году – разберемся в сегодняшней статье.

Почему лучше выбрать готовый движок

У готовой платформы уже есть базовые инструменты, которые можно использовать в своей игре. Это позволяет сэкономить массу времени и денег, особенно на старте. Не нужно заморачиваться с созданием управления, физикой и прочими фичами – все уже готово и находится «в коробке». 

Вот несколько причин использовать «коробочное» решение:

  1. Встроенная система управления, включая перемещение, прыжки и атаки, поможет сконцентрироваться на дизайне уровней и геймплее. 
  2. Возможно создавать реалистичное падение, столкновения и другие физические эффекты без необходимости писать код с нуля.
  3. Уже имеющиеся инструменты для создания и управления анимациями персонажей делают процесс генерации живых и реалистичных персонажей гораздо проще.
  4. Встроенные библиотеки визуальных эффектов, среди которых взрывы, огонь и дым, придадут игре эпичности.
  5. Визуальные редакторы уровней, редакторы материалов и анимаций ускорят процесс разработки.

У популярных движков живое community девелоперов, где можно подискутировать, спросить совета и найти решение проблем. Там всегда есть шанс наткнуться на крутых разрабов, которые поделятся своим опытом и помогут в развитии. Это как поддержка 24/7!

Комьюнити теперь в Телеграм

Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

Подписаться

Популярные движки Steam и itch.io

Вот топ популярных платформ, которые пользуются спросом на онлайн-площадках Steam и itch.io. Они предлагают множество возможностей для творчества и помогут воплотить идеи в реальность.

Unity

Unity движок для создания игр

Одна из самых популярных платформ для создания игр – Unity. Она появилась в 2005 году и до сих пор не теряет спроса среди гейм-разработчиков. Первая причина, почему движок так долго держится на плаву – это огромное сообщество и множество официальных и неофициальных гайдов, которые помогают создавать игры и решать многие проблемы. Также от самих создателей можно найти курсы для прокачивания своих навыков.

Ограничений по созданию игр в Unity практически нет – можно создавать как простые игры типа «Три в ряд», так и более сложные – шутеры, RPG и многие другие.

Если говорить о том, для кого предназначен Unity, то ответ здесь очевиден – для всех. Порог вхождения небольшой благодаря встроенному магазину и инструментам визуального программирования – специальным утилитам, которые позволяют прорабатывать механику без написания кода.

Преимущества:

  • быстрая компиляция;
  • хорошая документация;
  • огромное сообщество, в котором можно найти ответы почти на все вопросы;
  • встроенный магазин ассетов;
  • конструктор шейдеров.

Недостатки:

  • иногда хромает оптимизация игр.

Игры на платформе: Hearthstone, Pokemon Go, Subnautica и другие

Стоимость: бесплатно, если прибыль меньше $100 000, иначе потребуется оплатить подписку за $399 или $1800 в год (зависит от типа разработки)

Официальная страница: Unity

Unreal Engine

Unreal Engine движок для создания игр

Еще один лидер в рейтинге игровых движков. Unreal Engine – это платформа, заточенная под 3D с системой визуального программирования Blueprint, благодаря которой можно собирать прототипы без навыков программирования. Кроме того, в официальном магазине часто появляются бесплатные ассеты – части игрового контента, которые можно использовать в коммерческих целях.

Сегодня уже доступна пятая версия продукта Unreal Engine. Ее отличительной особенностью является система Nanite, которая позволяет не беспокоиться об оптимизации ассетов под разные системы: движок все делает самостоятельно. Другая фича – технология Lumen, которая автоматически обрабатывает источники света. Но самое крутое – это конструктор людей MetaHuman, который позволяет создавать реалистичных людей буквально в несколько кликов.

Кажется, что это идеальная платформа, но только если вы – профессиональный программист. Визуальное программирование, о котором я говорил выше, тратит слишком много ресурсов. Если нужно сделать мощный проект, без навыков программирования не обойтись.

Преимущества:

  • встроенное визуальное программирование;
  • открытый исходный код;
  • универсальный – можно делать даже спецэффекты к фильмам;
  • есть официальный магазин с ассетами;
  • адаптирован под консоли, ПК и мобильные устройства.

Недостатки:

  • высокие требования к навыкам разработчика.

Игры на платформе: Fortnite, Star Wars: Jedi Fallen Order, Mortal Kombat 11 и другие

Стоимость: бесплатный, при доходе от миллиона долларов за все время существования игры Epic Games забирает 5%

Официальная страница: Unreal Engine

Godot

Godot платформа для создания игр

Unity и Unreal Engine – большие имена в разработке игр. Они оба свободны в использовании, но это не конец истории. Есть также и другие, например Godot – бесплатная платформа для разработки игр с открытым исходным кодом.

Движок разработан в 2007 году двумя программистами из Аргентины – Хуаном Линетски и Ариэлем Манзур. Несколько лет Godot был основой для внутреннего ПО некоторых латиноамериканских компаний. Пока исходный код движка не выложили в открытый доступ, он выходил под разными названиями: Larvotor, Legacy, NG3D и Larvita.

Godot до сих пор активно поддерживается благодаря пожертвованиям на Patreon от сообщества, заинтересованного в развитии технологии. Он поддерживает создание как 2D, так и 3D-игр. Вместо псевдо-2D, когда трехмерный мир представлен в двух измерениях, платформа работает в реальном 2D-пространстве, выраженном в пикселях – это значительно упрощает создание и оптимизацию 2D-игр.

Преимущества:

  • идеально подходит для 2D-игр;
  • в отличие от Unity, поддерживает систему измерения в пикселях и облегчает создание пиксель-арта;
  • скрипты реализованы проще, чем на других движках: помимо собственного GDScript, есть полная поддержка C# 8.0, C++, а также визуальное программирование;
  • гибкая система анимации объектов, встроенная в движок;
  • наличие подробной документации в сообществе, а также много полезной информации на Reddit.

Недостатки:

  • 2D-физика и тени реализованы хуже, чем на других бесплатных движках;
  • могут возникнуть трудности с перемещением и изменением объектов на уровне;
  • 3D-движок не может конкурировать с более мощными альтернативами;
  • не поддерживает консоли.

Игры на платформе: Splice Crisis 2, Ruins Of Mitriom и другие

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: Godot

Panda 3D

Panda 3D движок для создания игр

Panda 3D – фреймворк, разработанный Disney для 3D-аттракционов в парке развлечений. Исходный код Panda 3D выложили в открытый доступ в 2002 году. Со временем инструмент оброс впечатляющей функциональностью для создания коммерческих продуктов с 3D-графикой. Для работы с движком требуется знание Python и C++. В настоящий момент движок используется в проектах, связанных с тренировкой ИИ, а также вычислениями на удаленных серверах.

Движок достаточно простой в изучении. Кривая сложности – линейная, то есть вы постепенно прогрессируете равными шагами, чего нельзя сказать об Unreal Engine 4 и Unity3D, где кривая сложности – экспонента, когда очень просто начать и сделать прототип, но гораздо сложнее завершить начатое.

Преимущества:

  • большой набор инструментов и тулсетов: анализ производительности, конвертация моделей, плагин для браузера;
  • поддержка популярных физических движков: Bullet, NVIDIA PhysX, ODE;
  • наличие дополнительных возможностей: ИИ, процедурная анимация, графические ассеты, скелетная анимация.

Недостатки:

  • отсутствие графического редактора, где можно расставить 3D-объекты: сцены заранее прорабатываются в Maya или Blender, а затем импортируются в Panda 3D с помощью кода;
  • устаревшее программное обеспечение для работы с ассетами;
  • нехватка наглядных примеров в официальной документации.
  • нужно хорошо знать Python, чтобы начать разрабатывать игры.

Игры на платформе: Disney’s Toontown, Disney’s Pirates of the Caribbean Online, Autumn Moon Entertainment: Ghost Pirates of Vooju Island и другие

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: Panda 3D

CryEngine

CryEngine движок для создания игр

Еще одна платформа, сравнимая с Unity и Unreal Engine, – CryEngine. Это игровой движок, созданный немецкой компанией Crytek в 2002 году и первоначально использовавшийся в шутере от первого лица Far Cry. На CryEngine сделано много успешных игр от студий, которые лицензировали движок: Far Cry, Crysis, Entropia Universe, Blue Mars, Warface, Homefront: The Revolution, Sniper: Ghost Warrior, Armored Warfare, Evolve и многие другие.

Как видите, движок отлично подходит для создания персонального Крайзиса, точнее его первой части. Он буквально заточен под шутеры от первого лица. Ассетов не так много, но бесплатных паков будет достаточно для ознакомления с работой платформы.

CryEngine позволяет создавать игры с фотореалистичной графикой. При должном умении проекты, разработанные с его помощью, превосходят по качеству картинки любые игры на Unreal Engine 4 или Unity. Движок содержит функциональный realtime renderer, позволяющий быстро испытать только что созданный уровень или сцену.

Преимущества:

  • продвинутые возможности по разработке видеоигр и поддержка самых передовых технологий, включая DirectX 12, Vulkan API, VR;
  • попиксельное освещение в реальном времени;
  • детализированные текстуры, туман, поверхности с бликами, реалистичная физика, продвинутая анимация и многое другое.

Недостатки:

  • скромный выбор ассетов;
  • есть ограничения для сетевых игр;
  • слабое комьюнити и техническая поддержка.

Игры на платформе: Crysis, Hunt: Showdown, Kingdom Come: Deliverance и другие

Стоимость: бесплатно, но начиная с пятой версии – 5% при доходе от $5000

Официальная страница: CryEngine

GameMaker Studio 2

GameMaker Studio 2 движок для создания игр

GameMaker Studio – один из самых известных игровых движков наравне с Unity и Unreal Engine. На нем сделаны многие инди-хиты, например Undertale, также у него крайне низкий порог вхождения – необязательно уметь программировать, а все взаимодействия можно легко настраивать простым перетягиванием элементов.

Однако писать код в нем тоже можно – создатели разработали специальный язык GML (Game Maker Language). У него меньше возможностей, чем у C#, а некоторые его особенности не встречаются в других языках, но он очень прост в освоении – подойдет как новичкам, так и профессионалам.

Для начинающих гейм-разработчиков есть несколько бесплатных видеоуроков, которые охватывают основы. Есть объемные уроки про то, как создавать конкретные жанры игр, такие как пошаговые RPG, Tower Defense и фермы.

Преимущества:

  • не нужно знать языки программирования: все действия могут быть выполнены простым перетаскиванием элементов;
  • интеграция со Steam;
  • поддержка множества интернет-площадок;
  • есть магазин ассетов;
  • хорошая документация.

Недостатки:

  • плохо оптимизирован для некоторых платформ;
  • плохо реализован инструмент для создания 3D-игр;
  • нет встроенного русскоязычного интерфейса;
  • в бесплатной версии нельзя опубликовать проект.

Игры на платформе: Katana Zero, Hyper Light Drifter

Стоимость: бесплатно либо от 82,95 рублей в месяц

Официальная страница: GameMaker Studio 2

Phaser 3

Phaser 3 движок для создания игр

Первая версия движка от студии Photon Storm появилась еще в 2013 году. Сегодня Phaser 3 – один из самых популярных фреймворков для создания HTML-игр. Есть возможность рендера как на Canvas, так и на WebGL. На основе библиотек PixiJS созданные игры можно скомпилировать на iOS и Android.

Phaser имеет визуальный редактор MightyEditor, который упрощает разработку, а также инструмент Phaser SandBox, позволяющий экспериментировать с возможностями фреймворка или собственным кодом, а также сохранять ссылку для демонстрации проекта.

Движок также позволяет одной строкой кода загружать различные ассеты: рисунки, звуки, spritesheet, tilemap, содержимое JSON и XML-файлов.

Преимущества:

  • богатый инструментарий для создания 2D-игр;
  • понятная документация со множеством наглядных примеров;
  • быстрая интеграция приложений с веб-сайтами.

Недостатки:

  • необходимость изучения JavaScript или TypeScript для использования дополнительных фич;
  • возможность портирования на мобильные платформы только при помощи сторонних инструментов: Apache Cordova, PhoneGap.

Игры на платформе: Scrap Memories – Chapter One, Something Dungeons, Gems ’n Ropes и другие

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: Phaser 3

Defold

Defold движок для создания игр

Defold – один из главных конкурентов Unity, но используют его намного реже. Он рассчитан на двухмерные игры, которые программируются на языке Lua и запускаются почти на всех платформах – от браузеров до Nintendo Switch.

У Defold нет встроенного визуального программирования, но есть специальный плагин для этого. По нему в интернете можно найти много обучающего материала.

Defold – это молодой движок, поэтому сейчас у него может быть много багов, но со временем они будут исправляться. По большей части это альтернатива Unity для тех, кто хочет попробовать себя в программировании, но не хочет встречаться с трудностями разработки. 

Преимущества:

  • кроссплатформенность;
  • простота использования;
  • развитое сообщество.

Недостатки:

  • своеобразный подход к организации объектов;
  • ограниченные возможности работы с 3D.

Игры на платформе: Family Island, Marginalia Hero и другие

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: Defold

Ren’Py

Ren’Py движок для создания игр

Бесплатный движок с открытым кодом для создания визуальных новелл. С 2004 года его используют во всем мире для разработки коммерческих и бесплатных игр в этом жанре. Разработчики Ren’Py просят авторов зарегистрировать игру в специальном разделе сайта, где уже числится более 4500 игр.

Преимущества:

  • простой скриптовый язык;
  • руководство и интерфейс на русском языке;
  • множество инструментов для кастомизации.

Недостатки:

  • необходимость знать Python для создания спецэффектов;
  • редкие сложности с портированием на мобильные платформы;
  • поддержка игр в браузерах.

Игры на платформе: Бесконечное лето, Зайчик, Katawa Shoujo, ALLBLACK Phase 1 и другие

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: Ren’Py

Amazon Lumberyard

Lumberyard движок для создания игр

Это молодой и бесплатный движок для разработки игр AAA-класса, с открытым исходным кодом и на основе CryEngine. Главная особенность – встроенная поддержка сервисов от Amazon, например AWS и Twitch.

Данный движок создавался с упором на онлайн-игры и включает в себя хороший сетевой код, а также отличную оптимизацию для отображения больших нагруженных сцен. Ко встроенным инструментам также относятся Geppetto и Mannequin, с помощью которых можно создавать анимации персонажей и ragdoll-физику. Сетевая часть использует GridMate, которая эффективно работает с сетевыми подключениями и трафиком.

Преимущества:

  • в игру можно добавлять аналитику, облачное хранилище, источники данных в реальном времени и возможности масштабирования многопользовательских игр;
  • встроенная поддержка сервисов от Amazon.

Недостатки:

  • необходимость использования исключительно сервисов Amazon.

Игры на платформе: Coffence, The Grand Tour Game, New World и другие

Стоимость: бесплатный, но за сервисы от Amazon придется заплатить

Официальная страница: Amazon Lumberyard

Cocos2d

Cocos2d

Обладает мощным рендерингом, который создаст динамичную двухмерную графику. Возможно анимировать спрайты, настраивать переходы между анимациями и создавать эффекты частиц для добавления в игру эффекта присутствия.

Cocos2d имеет активное сообщество разработчиков, которое готово поделиться своим опытом, решить проблемы и предоставить полезные ресурсы. Там можно найти документацию, туториалы и примеры кода, чтобы быстро освоить этот движок и начать создание своей игры.

Преимущества:

  • кроссплатформенность; 
  • анимация спрайтов;
  • поддержка Python, C++, Lua и JavaScript.

Недостатки:

  • ограниченные 3D-возможности;
  • отсутствие встроенной поддержки физики.

Игры на платформе: Clash of Lords 2, Flow Free, Shadow Fight 2, Hill Climb Racing, Geometry Dash

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: Cocos2d 

Adobe AIR SDK (HARMAN)

Adobe AIR SDK (HARMAN)

Adobe AIR SDK позволяет создавать игры для ОС Windows, macOS, iOS и Android. Этот движок имеет множество инструментов и библиотек, которые помогают в написании крутых игрушек, среди которых ActionScript, JavaScript или HTML/CSS. 

Создавайте игры с плавной анимацией, быстрым откликом и хорошей оптимизацией, это обеспечит приятный игровой опыт для комьюнити, а впоследствии – хорошую монетизацию проекта.

Преимущества:

  • Adobe AIR поддерживает мобильные устройства, десктопы и телевизоры;
  • можно писать приложение на одном языке программирования и запускать его на разных платформах без изменений;
  • богатые возможности для работы с графикой, аудио и видео.

Недостатки:

  • долгое ожидание обратной связи от Adobe BugBase об устранении багов;
  • встроенный доступ к SQLite и веб-сервисам ограничен и создает сложности при работе с базами.

Игры на платформе: Machinarium, Super Hexagon

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: Adobe AIR 

LÖVE

LÖVE

Лов – легкий программный продукт, который отличается чистотой и простотой синтаксиса. Код страниц выглядит красиво и элегантно, не приходится тратить время на мелочи, чтобы заставить работать OpenGL. 

А еще LÖVE радует великолепными библиотеками. Например, есть встроенная поддержка Box2D, что позволяет создавать реалистичную физику, – можно сразу включаться в работу и делать действительно стоящие вещи, не тратя силы на настройку.

Преимущества:

  • предоставляет доступ к крутым библиотекам прямо из Луа-кода;
  • поддержка Lua-библиотек Simple-Tiled-Implementation;
  • открытая IDE на Луа ZeroBrane Studio.

Недостатки:

  • требует знания языка программирования Lua;
  • LÖVE не имеет готовых инструментов разработки.

Игры на платформе: Space Invaders

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: LÖVE 

Solar 2D (бывший Corona SDK)

Solar 2D (бывший Corona SDK)

Этот геймдев-фреймворк позволяет разрабатывать игрушки для различных платформ, включая iOS, Android и десктопы. Solar2D использует Lua, который является дружественным и достаточно простым для изучения. Но самая главная его плюха – поддержка быстрой разработки и прототипирование игровых идей.

Преимущества

  • скриптинг на Lua;
  • мультиплатформенность;
  • для создания Android-приложений больше не нужен Java/JDK.

Недостатки

  • ресурсы привязаны к плагинам;
  • ориентирован на 2D-графику;
  • недостаток обучающих материалов.

Игры на платформе Solar2D: Magician’s Legacy, Ball, Necromancer Returns

Стоимость RPG Maker: бесплатно

Официальная страница: Solar2D 

 jMonkeyEngine

jMonkeyEngine

jMonkeyEngine сырой, и новичкам будет сложно разобраться с его сложной архитектурой, но если есть желание стараться, то этот движок станет главным инструментом в геймдеве. Использовать его нужно с SDK, тогда откроется дополнительный функционал для девелопера.

Преимущества

  • расширенная настройка фич;
  • поддержка OpenGL;
  • рендеринг через LWJGL.

Недостатки

  • сложность оптимизации производительности;
  • ограниченная документация;
  • не имеет готовых решений и требует опыта в кодинге.

Игры на платформе: Mythruna, Astrocreep

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: jMonkeyEngine

LibGDX

LibGDX

Это мощный фреймворк с открытым исходником, написанный на языке Java. Он дает обширный набор инструментов и библиотек для создания игр, которые могут работать на различных платформах, включая настольные компьютеры, мобильные устройства и веб. С помощью LibGDX разработчики применяют все преимущества языка Java, и воспользоваться его обширной экосистемой может каждый, кто владеет опытом написания скриптов. 

Преимущества:

  • Java дает гибкость и мощность;
  • открытый исходный код позволяет настраивать фреймворк под себя;
  • мощные инструменты и библиотеки для создания реалистичной картинки.

Недостатки

  • нет визуального редактора;
  • абсолютное различие с Unity, что затрудняет переход от одной платформы к другой.

Игры на платформе: Grimmwood, Albion Online, Stonehearth 

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: LibGDX

Urho3D

Urho3D

Urho3D разработан с учетом влияния популярных игровых движков OGRE и Horde3D. OGRE является мощным инструментом для рендеринга трехмерной графики, а Horde3D известен своей простотой. Urho3D совмещает лучшие аспекты обоих, предоставляя разработчикам мощный инструментарий и простоту использования.

Преимущества

  • аппаратный скининг;
  • инстансинг с поддержкой Shader Model 3;
  • поддержка AngelScript.

Недостатки

  • требует знания CodeBlocks, Visual Studio, Eclipse, Xcode.
  • нуждается в высокопроизводительном железе для быстрой детализации геометрии, материалов и анимации.

Игры на платформе: Urho3D Sample Game

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: Urho3D 

Bitty

Bitty

Bitty Engine – мощный инструмент разработки 2D-игр любого жанра. Открытый фреймворк имеет встроенные редакторы, значительно упрощающие процесс создания игровых проектов в двухмерном пространстве с различными видами камер. Эта платформа поддерживает сборку автономных проектов под разные ОС. 

Преимущества

  • интерфейс автоматом подстраивается под большие разрешения;
  • можно работать с файлами, архивами, JSON, сетью;
  • есть шаблоны для быстрого старта.

Недостатки

  • заблокирован мультиплеер.

Игры на платформе: Roblox

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: Bitty Engine 

GDEVELOP

GDEVELOP

Главная черта программы – систематичность. С использованием конструктора можно легко определить логику игр без углубления в программирование. Геймдевам доступен интуитивно понятный визуальный редактор, что делает этот проект подходящим даже для детей. GDevelop подходит для разработки разнообразных пиксельных игровых жанров, включая платформеры, головоломки, новеллы и аркады.

Преимущества

  • отладка приложений;
  • монетизация опубликованных игр;
  • настройка графического интерфейса. 

Недостатки

  • нет возможностей для создания сложных сценариев. 

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: GDEVELOP

Bitsy

Bitsy

Битси – это полнофункциональный редактор для выпуска простых игр и небольших локаций на базе HTML. Геймдев обладает простотой использования и максимальной доступностью, что позволяет быстро создавать игры. Цель автора Битси, Адама Леду, заключается в предоставлении легкого способа написания игр, которые позволяют геймерам исследовать, взаимодействовать и просто наслаждаться игровым процессом.

Преимущества

  • имеет минималистичный интерфейс и интуитивно понятные инструменты, что делает его идеальным вариантом для начинающих девелоперов;
  • ограниченный набор инструментов упрощает процесс создания, позволяя разработчикам быстро прототипировать идеи;
  • игры, созданные в Bitsy, могут быть быстро опубликованы и запущены в веб-браузере.

Недостатки:

  • не подходит для создания сложных RPG-сюжетов или игр с многоуровневым геймплеем;
  • игры, созданные на этом движке, привлекают узкую аудиторию из-за ретрографики и незамысловатых игровых механик.

Игры на платформе: Evangelion Art, A RESUME, A Commuter

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: Bitsy

Twine

Twine

Создавайте интерактивные истории, связывая текстовые блоки гиперссылками. Нет никаких сложностей, только чистый сюжет. С Twine быстро генерятся прототипы игр и тестируются идеи. 

Преимущества

  • быстрое прототипирование;
  • экспорт в HTML;
  • игровой движок без кода.

Недостатки

  • высокая стоимость некоторых приложений;
  • небольшой список платформ для публикации.

Игры на платформе: Hell love, Pure Spring, Emoji game

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: Twine

XNA/MonoGame

XNA/MonoGame

XNA является форком оригинального XNA Framework, который был создан для продолжения развития и поддержки этого продукта после официального закрытия проекта. MonoGame является открытым проектом с открытым исходником, развиваемым сообществом разработчиков. 

MonoGame является последователем XNA и предоставляет широкую поддержку платформ, включая Windows, Mac, Linux, Android, iOS и PlayStation. В то же время XNA ориентирован преимущественно на платформы Windows, Xbox 360 и Windows Phone.

И последнее – MonoGame поддерживает шейдеринг, глубокую деталировку движений, аудио и сетевое взаимодействие, из-за чего геймдевы охотнее используют именно эту платформу для энтерпрайза.

Игры на платформе XNA: Magicka, Storm, Bastion

Игры на платформе MonoGame: Axiom Verge, Celeste, Transistor

Стоимость: бесплатно для некоммерческого использования

Официальный сайт: MonoGame

SpriteKit

SpriteKit

Движок для создания 2D-игр от Apple на основе Box2D, который генерирует реалистичные физические эффекты в играх. Всю работу по отрисовке берет на себя OpenGl, и это происходит низкоуровнево.

Для создания игр использовался Objective-C, но с появлением iOS 8 заниматься геймдевом можно с помощью Swift, за счет чего SpriteKit обрел популярность среди девелоперов. 

Преимущества

  • поддержка OpenGl плавно погружает в игровой мир;
  • Box2D создает реалистичную картину движений;
  • интеграция с Xcode и Swift.

Недостатки:

  • SpriteKit ориентирован только на устройства Apple;
  • предназначен преимущественно для создания 2D-графики.

Игры на платформе: Space invader, Space Quest

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: SpriteKit

Box2D

Box2D

Box2D – это мощный инструмент продвинутых девелоперов, который разрушает стандартные представления о геймдеве. Эта платформа разработана специально для того, чтобы придать телам со сложной геометрией реалистичные движения. «Под капотом» технологии лежит C++, что делает движок кроссплатформенным.

Преимущества

  • доступность рейкастинга;
  • новые типы джоинтов;
  • использование биндинга для применения движка на Python и DarkBasic.

Недостатки

  • редко обновляется;
  • низкий уровень обратной связи с разрабами;
  • малоэффективен при создании трехмерной графики.

Игры на платформе: Angry Birds, Rolando, Crayon Physics Deluxe, Limbo, Fantastic Contraption

Стоимость: бесплатно

Официальная страница: Box2D

НЕбесплатные движки с itch.io и Steam

Платные движки предлагают продвинутую систему физики и поддержку VR. Более высокий уровень технической поддержки значительно упрощает использование инструментов, так как есть документация, часто выпускаются ребилды и исправления ошибок.

Construct 3

Construct

Фишка Construct 3 в его визуальном сопровождении. Даже новичкам по силам освоить его и запилить свой первый проект. Но самое крутое – это его скорость. Благодаря удобному интерфейсу можно быстро строить прототипы и тестить идеи. 

Преимущества:

  • поддержка плагинов «Gamepad», «Mouse», «Keyboard», «iAP» «Facebook»;
  • наличие визуальных эффектов «blur», «noise», «distortions»;
  • присутствие AJAX, Web Sockets, WebRTC DataChannels упрощает работу.

Недостатки:

  • не поддерживает виртуальную реальность;
  • не может управлять IT-активами. 

Игры на платформе: Throwy, The fog of war, RoboCar

Стоимость: 99$/149$ в год

Официальная страница: Construct 3

RPG Maker

RPG Maker

Если нет желания кодить, но есть идея для своей ролёвки, то RPG Maker – отличный вариант. Его продвинутый геймдев-движок позволяет строить левелы, фичить персонажей, дропать квесты. С помощью этого мейкера не проблема создать сюжет, включить в него спрайты и подрубить для всего этого плагины опций.

Преимущества

  • диалоговый редактор стейджей;
  • система событий;
  • понятный визуальщик.

Недостатки

  • сложные фичи требуют глубокого изучения кода;
  • базовый набор спрайтов и тайлсетов ограничивает свободу действия;
  • проблемы с оптимизацией при создании объемных игр.

Игры на платформе: Corpse Party, Yume Nikki, Ao Oni

Стоимость: 79.99$

Официальная страница: RPG Maker

Stencyl

Stencyl

«Создай 2D-игры без кода» – главный девиз платформы. С помощью этого геймдева джуны могут воплощать творческие идеи в увлекательные игры, используя интуитивный редактор.

Визуальная система программирования создает логику и поведение игровых объектов с помощью блоков и пазлов, что делает процесс разработки доступным для новичков, а не только экспертов. Это позволяет сосредоточиться на дизайне уровней, графике и игровом процессе, минимизируя необходимость писать код с нуля.

Преимущества

  • бесплатная библиотека игровых ресурсов StencylForge;
  • поддержка HTML5, Flash, iOS и Android;
  • активное сообщество разработчиков, которые делятся своими знаниями, ресурсами и поддержкой.

Недостатки:

  • зависимость от сторонних плагинов;
  • примитивная организация игрового процесса.

Игры на платформе: Heart Start, Super Dangerous Dungeons, Duke Dashington, Remastered

Стоимость: 99$/199$ в год

Официальная страница: Stencyl

Заключение

Движок – это возможность начать разработку игры прямо сейчас. Если раньше потребовались бы хорошие знания в программировании, то сегодня и их можно опустить. Многие из представленных выше платформ позволяют разрабатывать игры простым перетаскиванием элементов. Конечно, знание языков программирования на сложных этапах все же потребуется, но если у вас его пока нет, а желание что-то создать есть, то можете смело начинать изучение гейм-платформ.

#подборки


  • 0

В подборке — самые популярные и доступные технологии, которые помогут создать первую игру.

Леон Балбери

Считает игры произведениями искусства и старается донести эту идею до широких масс. В свободное время стримит, рисует и часами зависает в фоторежимах.

Термин «игровой движок» крайне редко звучит в анонсах AAA-игр, как и среди самих игроков. Но если речь заходит о разработке собственного проекта, движок — первое, на что нужно обратить внимание. Термин означает совокупность программных средств, которые разработчики используют для создания ПО.

Во второй половине 1990-х и первой половине 2000-х многие студии использовали самописные движки, так как известные технологии — например, idTech или Unreal Engine — были недоступны для небольших команд из-за высокой стоимости лицензирования. Сейчас ситуация изменилась: любой разработчик может выбрать оптимальную базу для своего проекта из множества вариантов — платных и бесплатных, для работы с 2D и 3D, универсальных и узкоспециализированных.

Мы запускаем цикл материалов, посвящённых лучшим и самым подходящим для разработки видеоигр движкам. И прежде чем закладывать бюджет на покупку необходимого софта, полезно рассмотреть технологии, которые есть в открытом доступе. Ниже — список из семи бесплатных движков, популярных в геймдеве. Знакомство с их характеристиками поможет разработчику сделать правильный выбор. Стоит учесть, что многое в работе с этими технологиями зависит от наличия определённых знаний.

К теме движков мы ещё вернёмся в двух следующих материалах — там и расскажем об условно-бесплатных и платных технологиях.

Движок разработан двумя программистами из Аргентины — Хуаном Линетски (Juan Linietsky) и Ариэлем Манзур (Ariel Manzur) в 2007 году. Несколько лет Godot был основой для внутреннего ПО некоторых латиноамериканских компаний. До того как исходный код движка выложили в открытый доступ, его итерации выходили под разными названиями: Larvotor, Legacy, NG3D и Larvita. Godot до сих пор активно поддерживается благодаря пожертвованиям на Patreon от сообщества, заинтересованного в развитии технологии.

Kingdoms of the Dump — игра, созданная на Godot

Достижения:

  • согласно данным портала itch.io, Godot занимает пятое место среди самых популярных игровых движков, оставив позади себя RPG Maker и Unreal Engine 4;
  • на Godot сделано более 5 000 проектов;
  • в начале 2021 года разработчики получили грант на 120 тысяч долларов от волгоградской студии «KEFIR!».

Преимущества:

  • подходит для 2D-игр;
  • в отличие от Unity, поддерживает систему измерения в пикселях и облегчает создание пиксель-арта;
  • мультиплатформенный редактор (Windows, macOS, Linux) работает в двух режимах — 32 и 64 бита;
  • скрипты реализованы проще, чем в других движках: помимо собственного GDScript, есть полная поддержка C# 8.0, C++, а также визуальное программирование;
  • гибкая система анимации объектов, встроенная в движок;
  • наличие подробной документации в сообществе, а также много полезной информации на reddit.

Недостатки:

  • 2D-физика и тени реализованы хуже, чем в других бесплатных движках;
  • могут возникнуть трудности с перемещением и изменением объектов на уровне;
  • 3D-движок не может конкурировать с более мощными альтернативами;
  • не поддерживает консоли;
  • ограниченная интеграция со сторонним API;
  • отсутствие знаковых хитов.

Игры на движке: Kingdoms of the Dump, The Garden Path, Until Then, Ex Zodiac, GDQuest.

«Я заинтересовался Godot, когда искал альтернативу Unity/UE4 c открытым исходным кодом, и начал с ним работать в октябре 2019 года. До этого я делал игры на GameMaker, потом перешёл на Unity, чтобы сделать первую 3D-игру, и продолжал на нём работать, пока не попробовал Godot. Теперь я работаю только на нём. <…> В процессе разработки нередко возникают проблемы с исправлением багов. Некоторые ошибки появляются в самых неожиданных местах, и сложно найти корень проблемы. Ситуацию усложняет скудное и запутанное описание к ним. <…> Я 3D-художник, для меня важно, чтобы 3D-сцены отлично выглядели. Поэтому хотелось бы, чтобы в следующих версиях улучшили возможности графики: физически корректный рендеринг, связанный с динамическим и статическим глобальным освещением, эффекты окружающей среды и постобработки. При этом должны быть хорошая производительность и оптимизация. Об этом стоит задуматься, ведь наличие 4K-дисплея у игрока скоро станет нормой».

Леонардо «Leocesar3D» Велозу (Leonardo «Leocesar3D» Veloso),
инди-разработчик (Human Diaspora).

Интервью в марте 2021 года

Human Diaspora

«Каждый день я сталкиваюсь с молодыми людьми, убеждёнными в том, что Unity и UE4 — это единственные движки, которые стоит изучать. Они игнорируют тот факт, что экосистема геймдева разнообразна: игры создаются как на популярных, так и на собственных движках. <…> Godot не конкурирует с другими инструментами, ведь он создан не для прибыли. Мы заинтересованы в том, чтобы мотивировать разработчиков поработать на нём. Это поможет не только развеять мифы о разработке игр, но и увеличит количество людей, активно работающих над улучшением технологии, которая навсегда останется бесплатной для всех».

Райан Хьювер (Ryan Hewer),
CEO Little Red Dog Games (Precipice).

«What is the best game engine: is Godot right for you?», апрель 2020 года

Precipice

Бесплатный фреймворк (набор готовых функций для использования), разработанный в 2009 году. Ранее движок распространялся под названием Corona SDK. Основная цель — создание мобильных и десктопных приложений на базе скриптов Lua. В мае 2020 года в связи с закрытием компании Corona Labs Inc. произошёл ребрендинг, и теперь, как и в случае с Godot, поддержка и развитие движка осуществляется через пожертвования. Есть активное русскоязычное сообщество. Исходный код можно скачать с GitHub.

Game of Sultans — игра созданная на Solar 2D

Достижения:

  • за всё время существования движка на нём создано более 2 000 приложений на Android;
  • игру Bubble Ball (2010), созданную 14-летним подростком на Solar 2D, скачали два миллиона раз за две недели после релиза на iOS;
  • на Solar 2D также создана Game of Sultans, известная в России как «Великий Султан»: у неё более 10 миллионов загрузок, она лидер по продажам в 2019 году.

Преимущества:

  • возможность быстро разработать проект (скрипты Lua просто освоить);
  • небольшой объём приложений;
  • кроссплатформенность (iOS, tvOS, Android, Android TV, macOS, Windows, Linux, HTML5);
  • поддержка сторонних API и библиотек (C/C++/Obj-C/Java);
  • большое разнообразие плагинов для расширения функциональности.

Недостатки:

  • не поддерживает консоли;
  • позволяет работать только с 2D;
  • нет визуального редактора — только окно со строками кода;
  • не подходит для крупных проектов.

Игры на движке: CarMaker, Game of Sultans, The Lords of the Earth Flame, Incursion Defense: Cards TD, Edorium, Beasts Battle.

«Сообщество Solar 2D хоть и небольшое, но активное. Благодаря открытому исходному коду любой толковый программист может написать плагин к движку и развивать его. Solar 2D подходит для создания небольших казуалок, но при желании можно сделать что‑нибудь сложнее. Если сравнивать с движками, которые под силу освоить даже художнику или сценаристу, то у Solar 2D порог входа выше, так как требуются навыки программирования».

Сергей Поморин,
инди-разработчик (Beasts Battle, Necromancer Returns, Magicians Legacy)

Necromancer Returns

Фреймворк, разработанный Disney для 3D-аттракционов в парке развлечений. Исходный код Panda 3D выложили в открытый доступ в 2002 году. Со временем инструмент оброс впечатляющей функциональностью для создания коммерческих продуктов с 3D-графикой. Для работы с движком требуется знание Python и C++. В настоящий момент движок используется в проектах, связанных с тренировкой ИИ, а также вычислениями на удалённых серверах.

Disney’s Pirates of the Caribbean Online (2007) — онлайновая RPG, созданная на Panda 3D

Преимущества:

  • большой набор инструментов и тулсетов (анализ производительности, конвертация моделей, плагин для браузера);
  • поддержка популярных физических движков (Bullet, NVIDIA PhysX, ODE);
  • наличие дополнительных возможностей (ИИ, процедурная анимация, графические ассеты, скелетная анимация и так далее);
  • низкий порог вхождения для тех, кто знает Python.

Недостатки:

  • отсутствие графического редактора, где можно расставить 3D-объекты: сцены заранее готовят в Maya или Blender, затем импортируют в Panda 3D с помощью кода;
  • устаревшее программное обеспечение для работы с ассетами;
  • нехватка наглядных примеров в официальной документации.

Игры на движке: Disney’s Toontown, Disney’s Pirates of the Caribbean Online, Autumn Moon Entertainment: Ghost Pirates of Vooju Island, Autumn Moon Entertainment: A Vampyre Story, SimOps Studios: Code3D, Angels Fall First: Second Antarean War, 7million.

Кроме того, на itch.io можно ознакомиться с подборкой игр от инди-разработчиков.

«Для меня меня этот движок оказался проще Unity или UE4. Он минималистичный — можно быстро разобраться, что к чему. Более масштабные технологии сразу заваливают функциями, и часто сложно понять, почему вдруг что-то сломалось. Например, у многих разработчиков возникают проблемы, связанные с переходом на новую версию движка. В Panda 3D такого нет».

Yonnji,
инди-разработчик (KITSUNETSUKI project)

KITSUNETSUKI project

Бесплатный кроссплатформенный движок для работы с 2D и 3D, основанный на языке C++ и выпущенный по свободной лицензии Массачусетского технологического института (MIT). Название в переводе с финского означает «герой». Движок частично вдохновлён OGRE и Horde3D. Свободно распространяется на портале GitHub.

Преимущества:

  • регулярные обновления;
  • внушительный список технических возможностей;
  • гибкость технологии, дающая разработчику больше свободы;
  • возможность собрать простую игру в короткие сроки при знании кода.

Недостатки:

  • высокий порог вхождения для тех, кто не знает основы С++;
  • сложная установка: нужно скачать архив, скомпилировать движок с помощью CMake, включить необходимые параметры (при этом убедиться, что все необходимые папки есть в наличии);
  • перегруженный интерфейс.

Игры на движке: Clinically Dead, Borderline, HellBreaker.

«<…> Я выбрал движок Urho3D, чтобы менять исходный код под свои нужды. На своём опыте я убедился, что это потрясающий инструмент, который поддерживается небольшим, но очень отзывчивым сообществом. Если вы разработчик и находитесь в поиске мультиплатформенного (Windows, Mac, Linux) бесплатного игрового движка Urho3D обязателен для ознакомления».

Павел Могила (Pawel Mogila),
инди-разработчик (Clinically Dead).

Блог разработчика, сентябрь 2015 года

Clinically Dead

Первая итерация движка от студии Photon Storm появилась ещё в 2013 году. Сейчас Phaser 3 — один из самых популярных фреймворков для создания HTML-игр. Есть возможность рендера как на Canvas, так и на WebGL — на основе библиотек PixiJS Созданные игры можно скомпилировать на iOS и Android.

Scrap Memories — Chapter One — игра, созданная на Phaser 3

Преимущества:

  • богатый инструментарий для создания 2D-игры (анимация, физика, спрайты);
  • подходящий вариант для геймджемов;
  • понятная документация со множеством наглядных примеров;
  • быстрая интеграция приложений с веб-сайтами.

Недостатки:

  • необходимость изучения JavaScript или TypeScript для использования технологии;
  • ограничения из-за расчёта на браузерные игры;
  • возможность портирования на мобильные платформы только при помощи сторонних инструментов (Apache Cordova, PhoneGap).

Игры на движке: Scrap Memories — Chapter One, Something Dungeons, Gems ’n Ropes, Prince of Arabia (переработанная версия Prince of Persia). На сайте движка можно ознакомиться с актуальными играми.

«Относитесь к разработке веб-игры как к созданию реальной игры, а не как к очередному „скрипту на странице“. Тестируйте, не допускайте утечек памяти и повышенной нагрузки на процессор. Игроки будут довольны».

Максим Щановский,
Tech Lead Beavers Brothers («Тайна потерянной копилки»).

«Особенности разработки игры для браузера», январь 2020 года

«Тайна потерянной копилки»

Бесплатный движок с открытым кодом для создания визуальных новелл. С 2004 года его используют во всём мире для разработки коммерческих и бесплатных игр в этом жанре. Разработчики Ren’Py просят авторов зарегистрировать игру в специальном разделе сайта, посвящённого движку, независимо от модели её распространения. Сейчас в разделе числится более 4 500 игр.

Простота скриптов Ren’Py позволяет новичку легко воплотить даже самый масштабный сценарий. Есть возможность добавить спецэффекты, видео и элементы интерфейса.

Tidy Bunny — игра, созданная на Ren’Py

Преимущества:

  • кроссплатформенность (MacOS, Windows, Linux);
  • простой скриптовый язык;
  • совместимость с популярными расширениями файлов (PNG, JPG, MP4, MP3);
  • руководство и интерфейс на русском языке;
  • множество инструментов для кастомизации.

Недостатки:

  • необходимость знать Python для создания спецэффектов;
  • редкие сложности с портированием на мобильные платформы;
  • поддержка игр в браузерах — в бета-версии.

Игры на движке: «Бесконечное лето», «Зайчик», Katawa Shoujo, ALLBLACK Phase 1, Doki Doki Literature Club! , Highway Blossoms, Over The Hills And Far Away

«<…> Для ПК Ren’Py — хороший выбор: простота разработки, относительно низкие требования к железу и широкие возможности кастомизации (те же моды). Правда, на мобильных устройствах он ведёт себя совершенно по-другому. Проблемы начинаются уже на слабых девайсах: чтобы поиграть, нужно иметь как минимум гигабайт оперативки и нормальный процессор».

Dreamtale,
сценарист и CEO Soviet Games («Бесконечное лето»).

«Soviet Games о Love, Money, Rock’n’Roll», IGN Russia, сентябрь 2018 года

«Бесконечное лето»

Движок Cocos 2D-x китайской компании YAJI Software считается одним из самых популярных среди инструментов для создания игр преимущественно на мобильных платформах. Недавний релиз инструмента для создания двумерных и трёхмерных игр — Cocos Creator — вывел технологию на новый уровень, и теперь разработчикам и художникам стало ещё легче работать вместе и создавать игры для iOS, Android, Facebook* Instant Games, WeChat Mini Games, HTML5, а также для десктопных платформ.

Plague Inc. — игра, созданная на Cocos 2D-x

Достижения:

  • согласно данным на официальном сайте, с 2011 года технологией воспользовалось более 1,4 млн разработчиков игр из 195 стран;
  • на движке сделано 25 000 игр;
  • общая аудитория проектов — полтора миллиарда человек.

Преимущества:

  • бесплатный инструмент с открытым исходным кодом поможет реализовать все амбиции проекта и быстро пофиксить баги;
  • наличие API для кроссплатформенных игр — это позволяет сконцентрироваться на разработке приложений и меньше беспокоиться о технических аспектах;
  • движок быстрый и стабильный в работе;
  • SDKBOX: интеграции с различными модулями (реклама, соцсети и так далее) для выпуска игры на мобильных платформах.

Недостатки:

  • подходит только для 2D-игр;
  • для работы с движком требуется знание C++ или JavaScript;
  • разработчики жалуются на плохую документацию: информации по движку в сети мало, что может отпугнуть новичков.

Игры на движке: Plague Inc. Evolved, 8 Ball Pool, Might & Magic Heroes: Era of Chaos, Hill Climb Racing 2, Forge of Empires.

«Мы стали делать игры на этом движке, потому что один из разработчиков попробовал частично перенести „Сокровища Пиратов“ на Cocos 2D-x (по счастливой случайности он выбрал именно эту технологию) и показал нам демоверсию. Результат нам понравился. <…> Мы решили перенести всю игру на новый движок. Чуть больше чем через год была готова полная версия для Android. Когда мы загрузили её в Google Play, заменив старый билд 2014 года, аудитория оценила обновление, и наш доход вырос в четыре раза».

Команда TAPCLAP,
разработчик мобильных и социальных игр («Сокровища Пиратов», «Долина Сладостей»).

Cocos Brings Bigger Success To Russian Developers, сентябрь 2020 года

«Сокровища Пиратов»

Все эти примеры движков с открытым кодом показывают, что «бесплатный» — не всегда означает «некачественный». Если инструмент способен воплотить задумки, ничто не мешает начать с него и обойтись минимальными затратами. Кто знает, вдруг при наличии определённых навыков разработчик сделает новый хит, который затмит по популярности Plague Inc. или «Великого Султана»?

Впрочем, если вы мечтаете о более масштабном проекте, возможно, следует обратить внимание на движки, которые сфокусированы на 3D-графике, поддерживают консоли и распространяются по условно-бесплатной модели. Им и будет посвящён наш следующий материал.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.

Посмотреть курсы

Создание игр

У вас появилась идея создать компьютерную игру. И тут же возник вопрос, какой программой воспользоваться, чтобы создать не только привлекательную графику, но и наполнить игровое пространство смыслом? На помощь приходят платформы для создания игр. Это специальные приложения, которые позволяют создать игру без знания программирования. Представленные платформы обладают специальным набором опций, с помощью которых возможно моделирование 2D и 3D-графики, наложение эффектов, управление анимацией, визуальное наполнение локаций, а также настройка поведения объектов. Создавайте своих героев и локации, настраивайте взаимодействие персонажей. Приложения подойдут как новичку, так и продвинутому пользователю. Многофункциональные редакторы отлично взаимодействуют с операционной системой Windows.

Программы для создания игр включают следующие возможности:

  • удобный интерфейс;
  • доступный для понимания сценарий построения игрового процесса;
  • разработка проектов в разных жанрах;
  • кроссплатформенность;
  • инструменты для создания визуализации;
  • встроенные шаблоны с текстурами и моделями;
  • функция встраивание изображения и музыки;
  • набор текстур, теней и эффектов;
  • проектирование реалистичной графики;
  • импорт звуковых и видео
  • добавление разнообразных мультимедийных файлов в процессе работы;
  • функция предпросмотра.

К приложениям прилагаются ознакомительные материалы, поэтому эти программы не представляют сложности для новичков. В рейтинге представлены как бесплатные программы, так и приложения распространяемые на коммерческой основе с бесплатным ознакомительным периодом.

Все Создание игр в рейтинге

Третьей частью популярных игровых конструкторов от компании Scirra стал Construct 3 — построенная на HTML5-технологиях программа была полностью перенесена в браузер. Пользователи отмечают, что редактор игр практически не изменился, однако несколько важных отличий всё же присутствует.

Плюсы

    • Понятная и удобная программа для создания высокопроизводительных и красивых игры
    • Собственная проверенная и протестированная система событий
    • Широким спектром функций
    • Прост в освоении, можно делать игры без программирования
    • Мультиплатформенность
    • Игры на Construct 3 быстро работают даже на старых Android-устройствах
    • Если разобраться со спрайтовой анимацией, то можно оформить игру без дизайнера и художника

Минусы

    • Неполная документация, на что постоянно жалуются пользователи
    • Можно делать только 2D игры
    • На этой платформе трудно сделать игру со сложными уникальными механиками

Unity 3D — популярный игровой движок для разработки 2D и 3D проектов. После прекращения поддержки Adobe Flash Player, Unity 3D остаётся единственным крупным игроком в сфере разработки браузерных игр. Однако, конструктор имеет функционал для разработки не только браузерных приложений.

Плюсы

    • Мультиплатформенность
    • Максимально простое и комфортное создание игр
    • Включает различные ПО — текстовый редактор, компилятор, отладчик и т.д.
    • Возможность разрабатывать игры, не требуя для этого каких-то особых знаний
    • Компонентно-ориентированный подход
    • Позволяет рисовать карты и расставлять объекты в реальном времени и сразу же тестировать получившийся результат
    • Наличие огромной библиотеки ассетов и плагинов
    • Поддержка огромного количества платформ, технологий, API
    • Физика твердых тел, ragdoll и тканей, система Level of Detail, коллизии между объектами, сложные анимации

Минусы

    • Наблюдается медлительность в работе сложных, тяжелых проектов
    • Приложения, созданные на Unity, довольно «тяжеловесны»
    • При создании сложных игр необходимы знания C# для написания скриптов и компонентов и внедрения их в игру

Unreal Engine 4 является известнейшим и наиболее мощным игровым движком, доступным как для профессиональных разработчиков, так и для рядовых пользователей. Получив свою четвертую версию, конструктор игр-бестселлеров стал доступен пользователям на бесплатной основе, при условии что в случае получения прибыли свыше 3000$ разработчик всё же станет отчислять Epic Games комиссию в 5% за создание продукта на Unreal Engine.

Плюсы

    • Визуальное программирование
    • Экономия времени на создании персонажей
    • Мультизадачность и универсальность
    • Активно используют для кино, рекламы, архитектурной визуализации и тренировочных симуляций
    • Существует отдельный проект Twinmotion для архитектурной визуализации
    • Есть свой магазин — можно купить или взять бесплатный контент для вашей игры: модели, анимации, локации, плагины, готовый код и пр.
    • Кроссплатформенность движка: под консоли, ПК, мобильные устройства и т.д.
    • Много различных функций

Минусы

    • Если ваш проект «стрельнет» и наберет больше миллиона долларов, то с вас будет взиматься комиссия 5-10%
    • Завышенная цена в магазине на контент
    • Очень мало универсального контента
    • Высокая требовательность к системе

Game Editor — популярный программный комплекс, дающий возможность создавать двумерные проекты.

Разработка началась в 2002 году компанией Makslane Rodrigues. Проект был опубликован в 2003 году и быстро стал узнаваем. Предприятие Game Discovery выпустили некий обзор на конструктор, где отметили совместимость с такими программами, как IPhone, IPad, MAC OC, Windows, Linux, Android, Windows Mobile, WM Smartphone, Pocket PC, GP2X. Большой список площадок, на которых поддерживается game editor, выделяет его среди прочих похожих сервисов.

Плюсы

    • Отличная программа для создания простых двухмерных игр на компьютеры или мобильные устройства
    • Не требует от пользователя специальных знаний языков программирования
    • Содержит готовые шаблоны с разными текстурами и моделями
    • Встроенные наборы анимаций
    • Функция встраивания изображений и музыки
    • Есть Express-версия софта за 99 $, позволяющая вам выставлять своё творчество на продажу на витринах популярных онлайн-маркетов
    • Открытый исходный код
    • Наличие подсказчика для новичков
    • Простой и удобный редактор событий и поведения объектов

Минусы

    • Не подходит для создания сложных проектов
    • Не подходит для создания 3D игр

GameMaker Studio является одним из наиболее известных игровых движков, заточенных под работу в двухмерном пространстве. Простой интерфейс и уникальные особенности делают GameMaker Studio лучшим решением для начинающих разработчиков 2D-проектов.

Плюсы

    • Мультиплатформенный процессор
    • В профессиональной версии можно покупать отдельные модули, расширяющие функциональность программы
    • Присутствуют функции для взаимодействия с джойстиками и геймпадами, для обработки касаний и наклона на смартфонах
    • Встроенный физический движок Box2D, набор функций для работы с ним, демонстрационные проекты Angry Cats и Angry Cats Space
    • Поддержка широкого спектра библиотек и расширений, в том числе на разных языках
    • Гибкая ценовая категория, Standard версия Game Maker: Studio абсолютно бесплатна
    • Собственный упрощенный язык программирования Game Maker Language (GML)
    • Интеграция с несколькими системами управления версиями
    • Интеграция со Steam, GooglePlay, AppStore

Минусы

    • Бесплатная версия (Standard) ограничена компиляцией под Windows
    • Несмотря на возможность работы с 3D, в Game Maker она крайне неудобна

Одной из простых и популярных платформ для создания 2D и 3D игр является Godot Engine. Этот игровой движок с открытым исходным кодом позволяет создавать проекты с нуля даже тем людям, которые не имеют опыта в программировании, однако хотят разрабатывать игры.

Плюсы

    • Легкое ПО
    • Интерфейс предполагает интуитивное использование как программистами, так и дизайнерами
    • Движок постоянно развивают и поддерживают
    • Разработчикам доступна обширная документация
    • Высокоуровневый скриптовый язык
    • 2D-движок, который умеет трансформировать и изменять размер спрайтов, создавать физику и системы коллизий, а также с лёгкостью анимировать
    • 3D-движок работает с OpenGL ES 2, поэтому совместим со всеми типами эффектов рендеринга, освещения (HDR), и сглаживания
    • Позволяет импортировать 3D-модели из популярных сред, таких как Blender, Maya, и 3D Studio Max.
    • Доступна в качестве полностью бесплатной альтернативы с открытым исходным кодом

Минусы

    • Новая технология освещения пока не захватывает динамические объекты
    • Ограниченный набор инструментов

Трехмерная графика в наше время занимает ведущее место в создании мультипликаций и спецэффектов в художественных фильмах. Особенно это касается жанра фантастики и фэнтези. Сейчас в интернете в общем доступе есть много программ, которые предназначены для 3д моделирования. Но многие среди них выдают не очень хороший результат. Это может быть плохое качество готового проекта или слишком неестественные эффекты, которые накладываются на видео.

Плюсы

    • Поддержка полигонального моделирования
    • Реалистичные эффекты с динамикой
    • Настраиваемые единицы измерения
    • Огромная библиотека материалов
    • Симуляция воды, огня, дыма, ветра и так далее
    • Регулировка глубины и резкости изображения
    • Продвинутые механизмы расчета физики движений
    • Широкое использование в сфере создания игр
    • Запуск одновременно нескольких рабочих процессов

Минусы

    • Английский язык интерфейса
    • Высокие системные требования
    • Ограничение функциональных возможностей 3ds Max в бесплатном режиме
    • Новая версия программы несовместима с ОС WinXP (32 bit)

Язык программирования — это очень сложно для любого человека, даже для хорошего пользователя компьютером. Но в интернете можно найти специальные платформы, которые помогут ознакомиться с азами программирования. Одной из таких программ является Kodu. С помощью данной платформы можно создать простую игру, которая положит начало знакомству с программированием. Kodu создана для студентов. И это необязательно должны быть будущие программисты. Данное программное обеспечение сможет быть просто увлекательным занятием и для других пользователей.

Плюсы

    • Визуальный язык программирования на основе плиток
    • Произвольное редактирование ландшафта в полном 3D
    • В конструкторе имеется интегрированная справка по каждому действию, организованная в виде уроков
    • Обширные элементы управления камерой, чтобы дать вам стиль игры, который вы хотите
    • Гибкое освещение для создания настроения вашего мира
    • Огромная коллекция звуковых эффектов и музыки на выбор
    • Мультиплатформенность
    • Простой и легкий для восприятия интерфейс
    • Для разработки применяются инструменты Visual Studio

Минусы

    • Подходит детям и начинающим пользователям

Комплект для разработки программного обеспечения (SDK) CryEngine, изначально называвшийся Sandbox Editor, является текущей версией редактора уровней, используемого для создания уровней для CryEngine компанией Crytek. В состав программного обеспечения также входят инструменты, облегчающие написание скриптов, анимацию и создание объектов. Он был включен в состав различных игр Crytek (включая, но не ограничиваясь, Crysis и Far Cry), и широко используется для модификации. Стиль редактирования — это концепция песочницы, с акцентом на большие территории и свободным стилем программирования миссий. Редактор также может создавать внутренние настройки.

Плюсы

    • Продвинутые возможности по разработке видеоигр и поддержкой самых передовых технологий
    • Попиксельное освещение в реальном времени
    • Детализированные текстуры, туман, поверхности с бликами, реалистичная физика, продвинутая анимация и др.
    • Позволяет создавать игры с почти фотореалистичной графикой
    • Разработанные с его помощью, превосходят по качеству картинки любые игры на Unreal Engine 4 или Unity.
    • Движок содержит функциональный realtime renderer, позволяющий быстро испытать только что созданный уровень или сцену.
    • Собственная технология трассировки лучей на движке, которая работает на видеокартах AMD и Nvidia
    • GameSDK – инструмент, на основе которого можно быстро создавать собственные игры, используя в том числе ассеты с официального сайта Crytek
    • Идеальный вариант для опытных разработчиков для создания дорогих, высококачественных проектов

Минусы

    • Сложность сборки билда
    • Наличие багов в редакторе
    • Скромный выбора ассетов
    • Ограничение для разработки сетевой игры
    • Отсутствия хорошей техподдержки и активного комьюнити
    • Довольно сложен в освоении

Clickteam Fusion — это конструктор игр и приложений, созданный компанией разработчиков Clickteam. Главное преимущество конструктора — возможность создавать в нём игры, не владея навыками в области программирования. Clickteam Fusion продаётся в Steam за 1299 рублей. С помощью Clickteam Fusion можно конструировать игры и приложения для Windows (в том числе Windows Mobile), Android, XBox, Flash и XNA. Однако для выпуска игр не на ПК необходимы плагины.

Плюсы

    • Возможность быстро создавать прототипы
    • Нет необходимости в сложном программировании
    • Низкая цена
    • Можно создать полноценный коммерческий продукт под ios, android
    • Легко освоить
    • Многоплатформенность
    • Удобный интерфейс
    • Несколько вариантов хорошей оптимизации для портретной и альбомной ориентации
    • Качественная техподдержка: быстро, без воды, могут даже выслать кусок кода

Минусы

    • Некоторые продвинутые опции сложно найти
    • Встроенная настройка admob доступна только для Android, а Unity ads придётся добавлять через xcode

  • Два монитора на ноутбуке в windows 10
  • Двигающиеся обои на рабочий стол windows 10 как поставить
  • Два образа windows на одной флешке
  • Два мира 2 не запускается под windows 10
  • Два vpn соединения одновременно windows 10