Что такое роутеры на велосипеде

Роутеры на велосипеде — это специальные устройства, которые устанавливаются на заднее колесо велосипеда и позволяют передвигаться по сложному маршруту без необходимости спешивания с седла. Они предназначены для выполнения таких задач, как парковки, прыжки, трюки и преодоление преград.

Эти устройства обладают несколькими преимуществами. Во-первых, они позволяют велосипедистам осуществлять маневрирование и изменение направления движения без необходимости тормозить и сходить с велосипеда. Это особенно полезно для экстремального катания и для тех, кто занимается велосипедными трюками.

Во-вторых, роутеры на велосипеде повышают безопасность велосипедистов. Благодаря им возможно избежать опасных ситуаций, связанных с резкими маневрами или непредвиденными препятствиями на дороге. Они обеспечивают большую стабильность и управляемость велосипеда, что позволяет избежать падений и травм.

Очевидно, что наличие роутеров на велосипеде является полезным и даже необходимым дополнением для тех, кто занимается экстремальным катанием и трюками на велосипеде. Эти устройства обеспечивают дополнительную безопасность и комфорт во время езды.

Важность роутеров на велосипеде

Одним из основных преимуществ роутеров на велосипеде является возможность оптимизировать маршрут. Благодаря специальным картам и навигационным программам, велосипедист может выбрать оптимальный путь, учитывая предпочтения, физическую подготовку и тип велосипеда. Это позволяет сократить время в пути, избежать заторов на дорогах и насладиться красотами окружающей природы.

Кроме того, роутеры на велосипеде способствуют безопасности велосипедиста. Они предупреждают о возможных опасностях на дороге, таких как крутые спуски, острые повороты, автомобильный трафик и дорожные работы. Также, роутеры позволяют велосипедисту быть всегда на связи с окружающими, что особенно важно в ситуациях экстренной помощи.

Еще одно преимущество роутеров на велосипеде – возможность обмена информацией с другими велосипедистами. Специальные приложения позволяют делиться маршрутами, отзывами о дорогах, фотографиями и другой полезной информацией. Это не только способствует взаимодействию и содействию велосипедистов, но и является источником новых идей для путешествий.

Преимущества роутеров на велосипеде:
Оптимизация маршрута
Повышение безопасности
Взаимодействие с другими велосипедистами

Описание роутеров на велосипеде

Роутеры обычно состоят из крепления, пружинного механизма и нержавеющей стальной проволоки. Их главная цель – поддерживать кабели и шланги в нужном положении, предотвращая их попадание в колеса или другие движущиеся части велосипеда.

Установка роутеров на велосипеде является простой и удобной процедурой. Роутеры крепятся на раму или другие участки велосипеда с помощью специальных креплений или зажимов. Пружинный механизм обеспечивает гибкость и эластичность устройства, позволяя легко управлять проводами и шлангами.

Преимущества использования роутеров на велосипеде очевидны. Они помогают сохранить безопасность велосипедиста, предотвращая попадание проводов в колеса или их зажимание между движущимися частями велосипеда. Также роутеры придают велосипеду аккуратный и организованный внешний вид, сделав его более эстетически привлекательным.

Кроме того, роутеры на велосипеде способствуют долговечности проводов и шлангов, уменьшая износ и повреждения от трения или натяжения. Они также позволяют упорядочить провода и шланги, что облегчает их обслуживание и замену в случае необходимости.

Автор Сообщение

СообщениеДобавлено: Пт 13 апр, 2007 21:52 

Не в сети
Аватара пользователя



Зарегистрирован:
Пт 13 апр, 2007 21:16

Сообщения: 14

Откуда: Казань

Подскажите, пожалуйста, в выборе недорогого начального велосипеда чисто для покатушек. Нравится STARK Router, стоит ли его брать? Можно ли доверять этой фирме, как я понял это Российская фирма. Заранее спасибо..

Вернуться к началу

Профиль  

ReGit

СообщениеДобавлено: Пт 13 апр, 2007 22:42 



Зарегистрирован:
Пн 09 апр, 2007 10:48

Сообщения: 1496

Откуда: г.Казань

АК-74 писал(а):

Подскажите, пожалуйста, в выборе недорогого начального велосипеда чисто для покатушек. Нравится STARK Router, стоит ли его брать? Можно ли доверять этой фирме, как я понял это Российская фирма. Заранее спасибо..

Для покатушек пойдет. А доверие к фирме тут ни при чем. Фирма как фирма. И чем нравится то? ) Ценой что ли?… Рама мне нравится самому, классическая форма. А вот с остальным — вилка не очень, видел в инете — ругают, стучит типа и жесткая, короче никакая. Про остальное молчу…

Отвечая на вопрос — брать стоит! Только лишь для того, чтобы понять и определиться на будущее что же тебе на самом деле нужно от байка и от покатушек. За один сезон определишься :)

Вернуться к началу

Профиль  

DarkDino

СообщениеДобавлено: Пт 13 апр, 2007 22:43 



Зарегистрирован:
Сб 21 янв, 2006 1:16

Сообщения: 5103

Откуда: Кировский. 8-917-2968796 (Сергей).

АК-74 писал(а):

Подскажите, пожалуйста, в выборе недорогого начального велосипеда чисто для покатушек. Нравится STARK Router, стоит ли его брать? Можно ли доверять этой фирме, как я понял это Российская фирма. Заранее спасибо..

можно смело брать, качество на уровне. да, Stark — бренд российской компании «Фортикс», однако в России происходит только проектировка рам, испытания прототипов и сборка велосипедов (тоже еще под вопросом). сами рамы варятся в азии, где варятся почти все рамы современных велосипедов, компоненты так же производятся там. качество ничем не отличается от других «приличных» брендов.

брать, я так понимаю, будете в Велоцентре?

з.ы.: тему отделил, начал новую. для порядку.

Вернуться к началу

Профиль  

Alter

СообщениеДобавлено: Пт 13 апр, 2007 22:55 



Зарегистрирован:
Ср 11 янв, 2006 11:17

Сообщения: 2641

Откуда: 89053134934 (Шамиль)

В прошлом году брал этот велик. Вилка действительно вышла из строя быстро. Седло сломалось. Звезды сточились. Покрышка порвалась. Но велик хороший, колеса крепкие.

И у hob-a такой велик, катает и горя не знает, даже прыгает на нем.

_________________
Begin at the beginning and go on till you come to the end: then stop.

Вернуться к началу

Профиль  

ReGit

СообщениеДобавлено: Пт 13 апр, 2007 23:12 



Зарегистрирован:
Пн 09 апр, 2007 10:48

Сообщения: 1496

Откуда: г.Казань

GT avalanche 3.0 похож по комплектации, но немного дороже. Можно присмотреться к этому варианту. Но если уж нравится…. ))

Вернуться к началу

Профиль  

АК-74

СообщениеДобавлено: Пт 13 апр, 2007 23:26 



Зарегистрирован:
Пт 13 апр, 2007 21:16

Сообщения: 14

Откуда: Казань

Цитата:

брать, я так понимаю, будете в Велоцентре?

Да, скорее всего. Хотя хочу сходить и в Триал, поглазеть на их модели..

Цитата:

GT avalanche 3.0 похож по комплектации, но немного дороже. Можно присмотреться к этому варианту.

Что, лучше немного подкопить и его брать? Stark не то что нравится, просто об этой фирме немного слышал :D. Но если стоит больше обратить внимание на GT avalanche 3.0, тогда можно и подождать с покупкой :)..

Вернуться к началу

Профиль  

Atom

СообщениеДобавлено: Сб 14 апр, 2007 0:06 

Не в сети



Зарегистрирован:
Пн 09 апр, 2007 22:36

Сообщения: 162

В общем-то между ними принципиальной разницы нет — на Stark сьэконмишь денег, остальное все у них одного уровня. Так что бери что нравится самому больше, так же тогда уж (если готов доплачивать) можешь посмотреть Trek и Atom с Merida. НО все-равно эти велики примерно одного уровня — у одного чуть лучше втулки, а у другого чуть лучше спицы ;)) Где-то доплатишь (немного) за бренд — но это того стоит-это же ФИРМА. Хотя я откатал на ATOM (это тоже наш российский бренд ) и доволен, тк для первого велика неплохо и не дорого. Главное это не купить «вело муляжи» их щас расплодилось множество во всех крупных продуктовых магазинах и базарах.

Вернуться к началу

Профиль  

Jar

СообщениеДобавлено: Сб 14 апр, 2007 9:21 



Зарегистрирован:
Ср 07 июн, 2006 10:52

Сообщения: 1541

Откуда: Казань. Вишневского.

читать здесь, потом много думать…

http://birota.ru/useful/choice.php

и раз уж тут опять рекламируют велоцентр — по мне так уж больше нравится GT и Norko…

P.S. хотя Stark вроде тоже неплохо…

Вернуться к началу

Профиль  

DarkDino

СообщениеДобавлено: Сб 14 апр, 2007 11:26 



Зарегистрирован:
Сб 21 янв, 2006 1:16

Сообщения: 5103

Откуда: Кировский. 8-917-2968796 (Сергей).

за такие деньги, как написано в той статье на бироте, никакой разницы, так что и Stark и GT и Norco в нашем случае — не более, чем наклейка на раме.

Вернуться к началу

Профиль  

Pozis

СообщениеДобавлено: Сб 14 апр, 2007 12:03 

Не в сети



Зарегистрирован:
Чт 31 авг, 2006 0:22

Сообщения: 4414

Откуда: Йошкар-Ола

Единственно, что хотел бы к этому добавить. Количество передач — не менее 8. Почему — писал раньше (конструкция задней втулки понадежнее)

Вернуться к началу

Профиль  

Atom

СообщениеДобавлено: Сб 14 апр, 2007 12:04 

Не в сети



Зарегистрирован:
Пн 09 апр, 2007 22:36

Сообщения: 162

Согласен с Dark Dino — принципиальной разницы нет — только наклейка на раме, за которую придется в случае с GT и Norсo заплатить на некую сумму больше (1500 руб примерно). А вообще читая статью вспоминаются стороки типа «… как бесконечно далеки они от народа…» :D Мне, с моим Атомом верно прослужившим уже год, наверное надо уйти тихонечко в сторонку и замолчать :oops: после этой статейки, а человеку, спросившему совет на этом форуме, вообще ЗАБЫТЬ про обычный «велосипед, что бы просто кататься на улице», и лучше тихонечко ездить на тролейбусе, гордо посматривая на «непосвященных » (они не читали ствтью!!!) байкеров растно катающихся по городу, на своих дешевеньких ($150-400) вело муляжах из велоцентра (как у меня например).

Я считаю над брать что нравится — для первого велика будет неплохой выбор. А потом уже будешь сам решать какой байк нужен тебе, ибо сейчас это сделать невозможно из-за некоректно поставленной задачи.

Вернуться к началу

Профиль  

АК-74

СообщениеДобавлено: Сб 14 апр, 2007 14:56 



Зарегистрирован:
Пт 13 апр, 2007 21:16

Сообщения: 14

Откуда: Казань

Хорошо, буду выбирать по своему вкусу :D. Т.е., как я понял, самое главное — подбор велосипеда в Триале или Велоцентре. Как говорится, все остальное ф топку :D. Спасибо всем за ваши ответы и отзывы!

Вернуться к началу

Профиль  

Pozis

СообщениеДобавлено: Сб 14 апр, 2007 15:06 

Не в сети



Зарегистрирован:
Чт 31 авг, 2006 0:22

Сообщения: 4414

Откуда: Йошкар-Ола

К вопросу о выборе.

Зашли сейчас с женой в велосалон, решили велик ей померять. Зная, что ей надо примерно 16″, меряли только эти размеры.

Взял один велик, усадил — не нравится ( :? ). Второй — тоже не нравится, тяжелый (?), третий — «высокий» (?!) , четвертый — все вроде нормально, но цвет — не катит ( :shock: )…

В итоге, после того, как перемеряли полмагазина, больше всего понаравился серебристый вел с красными языками пламени на раме с лаковым покрытием :D ! При внимательном рассмотрении оказалось, что у него:

9 передач, тригерные однорычажные манетки, нормальная рулевая, картриджная каретка, задняя втулко «фрихаб», двойные обода и приятная универсальная резина, крылья в комплекте. И седло удобное ))) Минусом — нижняя проводка тросиков на переклюк, что впрочем упрощает установку велокресла на подседельную трубу т.к. нет бонки тросика переднего переклюка. И вилка… Вобщем, что то получше моей нонешней, но не фонтан.

Вот, а говорите, что по цвету выбирать не стоит Ж)))

Вернуться к началу

Профиль  

hob

СообщениеДобавлено: Вс 15 апр, 2007 15:55 

Не в сети



Зарегистрирован:
Сб 07 окт, 2006 11:56

Сообщения: 975

Откуда: Казань

Stark Router 2005 у меня с 2005-го года.

До сих пор не убил.

Седло норамальное — ещё не сломал. Как-то раз погнул, потом выпрямил.

Обода крепкие. С 1.5 метров на плоскач дропал много раз — выдерживают. Для простой езды — крепкие с запасом.

Через два года обода протёрлись тормозами — задний обод уже поменял.

Педали меняй сразу. Родные у меня прожили может быть месяц. Педали «демонстрационные» стоят по умоляанию. Это и на Stark, и на GT такие же.

Через год я сменил кассету и цепь — износились.

Вилка — говно, Spinner Grind. Для начала сойдёт, только за ней следить надо и чистить, иногда разбирать и прочищать. Короче, если руки есть, вилка работать будет.

Покрышка задняя порвалась, передняя — 2 года уже жива.

Переклюки — в порядке :-), хоть и Shimano Altus, но функционируют.

Как-то раз допрыгался, при приземлении немного погнул руль. Потом поменял руль на более широкий и вынос на более короткий — лично мне так удобнее.

Крепление шатунов «квадрат» первое время надо часто проверять, подтягивать. Со временем деформации в алюминиевых шатунах прекратятся и всё станет ништяк. Но если один раз вовремя не подтянуть — можно шатуны убить насмерть: квадратное отверстие станет круглым. Впрочем, это общая особенность крепления шатунов на квадрат.

Ви-брейки Tektro тормозят нормально. Но через год на обоих тормозах треснули пружины. Нормальные пружины для замены изготовить не смог — пришлось тормоза заменить.

Рама нормальная. Никаких проблем.

Втулки Formula очень приличные. Два года уже работают, выдерживают прыжки и катят хорошо.

Короче, Stark Router 2005 — клёвый байк за свои деньги (брал за 7600 новый).

Если сравнить Avalanche 3.0 — там втулки и обода хуже. А в остальном один хер.

Всё вышесказанное справедливо для модели Router 2005 года. В 2006 и 2007 были изменения в комплектации. А рама такая же.

Вернуться к началу

Профиль  

АК-74

СообщениеДобавлено: Вс 15 апр, 2007 16:14 



Зарегистрирован:
Пт 13 апр, 2007 21:16

Сообщения: 14

Откуда: Казань

hob, большое Пасибо за отзыв! Ты писал, что за вилкой уход нужен. Разбирать и чистить. Просто я раньше никогда с такими байками дела не имел, а тем более с амортизаторными вилками. Требует ли эта процедура каких-либо навыков :) или мона разобраться и чайнику? (в нете инфу об этом не нашел)

Вернуться к началу

Профиль  

Fork susp

Вилка — один из важнейших узлов велосипеда, наряду с рамой и колесами. Она во многом определяет комфорт, управляемость и вес байка. Хорошая вилка окажет помощь в быстром и комфортабельном покорении дороги, плохая же — доставит массу неудобств и даже может неожиданно отправить байкера в короткий полет.

В этой статье мы постараемся рассмотреть рынок амортизационных вилок с точки зрения «продолжающего» байкера, который уже может вложить определенные средства в апгрейд своего горного велосипеда, но еще не готов самостоятельно выбирать себе сложные и дорогие компоненты. Наш байкер увлекается покатушками, может участвовать в походах и любительских соревнованиях неэкстремального толка. Что же ему посоветовать?

Зачем нужна хорошая вилка?[]

Практически все опытные велосипедисты в свое время (когда катались на своих первых МТВ) недоумевали, зачем менять имеющуюся вилку на что-то другое. Ведь она пружинит, смягчает удары по рукам на поребриках — всяко лучше, чем жесткая вилка на Туристе или Аисте! А стоимость новых вилок тем временем внушала ужас — идея выложить за «кусок железа» стоимость всего остального велосипеда казалась немыслимой.

Однако с ростом опыта вождения, скоростей и нагрузок постепенно приходило понимание того, что экономить на таком важном узле, как вилка, нельзя — ведь скупой, как известно, платит дважды. Хронически отбитые и немеющие ладони, боли в плечах и шее, а кому не повезло — фатальные поломки вилок на ходу и вызванные этим происшествия.

Автор данных строк впервые поставил себе задачу купить хорошую вилку после того, как повредил плечо, неудачно попав на сильно накачанных колесах в дорожную колдобину. И, проездив по несколько сотен—тысяч километров на самых разных вилках (от жестких алюминиевых до высококлассных амортизационных), утвердился во мнении, что экономия на вилке крайне нежелательна — по крайней мере, если ездить не только по гладкому асфальту.

Чем же отличается хорошая вилка от плохой?

Начнем с того, что хорошо работающая вилка значительно увеличивает безопасность движения по неровной дороге, обеспечивая постоянный контакт переднего колеса с дорогой, улучшая управляемость и снижая риск того, что в повороте колесо налетит на камень, подпрыгнет и байкер окажется в кустах.

Вилка для велотуризма и покатушек — комфортабельная, хорошо отрабатывает мелкие неровности, но при этом — не пробивается на крупных. Спортивная вилка, наоборот, должна быть жестковатой, чтобы не раскачиваться, съедая энергию, при активном вкручивании и должна иметь удобную возможность блокировки и достаточное количество регулировок. Любая вилка должна примерно одинаково хорошо работать под байкером весом от 45 до 100 кг в течение круглого года.

Хорошая вилка — легкая (до 2 кг, а для гонок — ближе к 1,5 кг), но вместе с тем достаточно прочная и жесткая для того, чтобы уверенно выдерживать 100-килограммового байкера, даже если он будет участвовать на ней в гонках кросс-кантри. Вилка не должна быстро изнашиваться, требовать частой переборки внутренностей, запчасти и расходники для нее должны быть доступны, сервисное обслуживание — быть беспроблемным.

Разумеется, совместить все эти требования в одном экземпляре крайне сложно, особенно за минимальные деньги. Однако многие современные вилки, начиная со среднего уровня, уже достаточно качественные для того, чтобы по надежности и ощущениям от езды быть на голову выше бюджетных собратьев. К сожалению, найти хорошую вилку на недорогом велосипеде из магазина очень сложно. Почему? Ответ простой: если на велосипед стоимостью 700 долларов поставить хорошую вилку стоимостью 500 долларов, то что останется на остальное?

Вилки на велосипедах из магазина[]

Cheap

Типичные дешевые вилки-эмуляторы

Скажем прямо — на большинстве недорогих горных велосипедов (ориентировочно — до 20 000 руб.) стоят амортизационные вилки откровенно низкого уровня (их еще называют «эмуляторами» или «макетами»), их стоимость в розницу не превышает 1000-3000 руб., а некоторые модели даже не встречаются в продаже отдельно (Mustang?).

Отличительные черты таких вилок:

  • Очень большой вес (от 2,5 кг).
  • Малая долговечность и надежность.
  • Необходимость в регулярной смазке (иначе заржавеют и заклинят).
  • Неоптимальная жесткость (одна вилка может вообще не прожиматься под легким байкером, а другая — пробиваться на каждой кочке) и отсутствие реально работающих настроек.
  • Зимой многие вилки превращаются в жесткие.
  • Огромное внутреннее трение — вилка очень неохотно сжимается и разжимается, особенно если не смазывать ее каждый месяц.
  • Или наоборот — вилка легко сжимается, а потом выстреливает в руки.

Очевидно, что они несут скорее маркетинговое значение — показать потенциальному покупателю, что на велосипеде стоит не банальная железка, а целый передний амортизатор! Часто в такие вилки включают простенький гидравлический картридж блокировки, что дает возможность продавцу честно заявить, что вилка масляная, правда, умолчав о том, что масло собственно на работу этой вилки не влияет никак.

Положа руку на сердце, скажем, что жесткая хромомолибденовая или карбоновая вилка за те же деньги обеспечивает не намного худшие ощущения от езды, а весит при этом на 1,5, а то и все 2 (в случае полностью карбоновой вилки) кг меньше.

С увеличением стоимости велосипеда на нем появляются уже практически «настоящие» пружинно-масляные вилки от бюджетных фирм RST и Suntour, либо самые дешевые модели продвинутых производителей (Rock Shox, Manitou и другие). Эти вилки уже выглядят и работают почти как «взрослые», но тотальная экономия на стоимости производства дает о себе знать — по прошествии некоторого времени облезает покрытие с ног, «умирают» гидравлические картриджи, дает о себе знать недостаточная механическая прочность.

Например, на Rock Shox Dart можно ставить тормозной диск диаметром не более 160 мм, а с более крупным уже есть риск поломки штанов, ровно как и просто под тяжелым ездоком при активной эксплуатации. Никуда не делся и огромный вес таких вилок — несмотря на хиленькую конструкцию с 28-мм ногами, дешевые материалы и примитивное литье загоняют стрелку весов далеко за 2 кг.

Видно, что такие вилки, ровно, как и самые дешевые пружинно-эластомерки, — фактически одноразовые, своего рода демо-версии. Можно предположить, что поездив на таком девайсе до его смерти или до осознания его непригодности для своего стиля езды (смотря что произойдет раньше), владелец по замыслу конструкторов должен будет либо сменить вилку на гораздо более продвинутую, либо вообще отказаться от использования амортизатора.

Действительно хорошие вилки появляются в комплектации только на велосипедах уровнем выше среднего, однако их доля в общей массе сравнительно невелика, поскольку не каждый человек готов выложить 50 000 руб. за свой первый велосипед, а продвинутые байкеры предпочитают собирать велосипед самостоятельно под свои задачи.

С учетом вышесказанного, совершенно не удивителен вал писем от начинающих и продолжающих байкеров с просьбами помочь выбрать вилку в заданном ценовом диапазоне. Постараемся в этой статье дать ответы на их вопросы.

Производители велосипедных вилок[]

Рассмотрим кратко, какие вилки предлагают нам производители.

Поскольку нас интересует вилка для покатушек и туризма, здесь сразу отпадают «длинные» и тяжелые модели с ходом 120 мм и более — хотя бы потому, что подавляющее большинство рам неспециализированных горных велосипедов рассчитано под ход вилки 80-100 мм, и установка вилки с большим ходом на них нежелательна. Разумеется, есть люди, которые ездят в покатушки на вилках для экстремального спорта, но это такая же крайность, как и принципиальное использование жесткой вилки на горном велосипеде.

RockShox[]

Rockshox tora

Rockshox Tora

Rockshox recon

Rockshox Recon

Rockshox reba

Rockshox Reba

Rockshox sid

Rockshox SID

  • Официальный сайт: [1]
  • Общий уровень вилок: выше среднего
  • Уровень доступности и сервиса*: высокий

______
* В Санкт-Петербурге; ориентировочно.

Когда задается вопрос о выборе вилки, то обычно сразу же предлагается одна из моделей RockShox. Почему?

Вилки этой фирмы — одни из самых распространенных среди байкеров, начиная с простых покатушечников и заканчивая гонщиками. Их «болезни» хорошо известны, обслуживать и чинить их можно практически в любой веломастерской. При этом RockShox предлагает примерно одинаково хорошо отвечающие своей стоимости решения во всех ценовых диапазонах.

Недостаток этих вилок — в том, что их можно сравнить с автомобилями марки «Жигули»: легко ломаются, легко чинятся, встречаются на каждом углу. Известная «болезнь» младших вилок RockShox — демпфер с производственным браком, встречающийся даже у дорогих вилок Reba, причем известны случаи, когда через год после ремонта вилка опять начинала течь.

Тем не менее, RockShox предлагает неплохие вилки за адекватные деньги, без чрезмерной доплаты за эксклюзивность и бренд.

Версии вилок для кросс-кантри имеют обозначения буквами и словами, а для более экстремальных дисциплин — 3-значными числами. Обозначения кросс-кантрийных вилок по росту степени продвинутости (и цены):

  • 2010 год и ранее: XC, SL, Race, Team, XX, World Cup.
  • 2011 год: Silver, Gold, RL, RLT, RLT Ti, XX, World Cup.

Самая дешевая модель фирмы до 2011 года включительно — Dart (она стоит особняком от старших и по возрастанию продвинутости обозначается цифрами: 1, 2, 3), которая ставится на многие недорогие велосипеды. Такие вилки имеют большой вес, не самую лучшую работу и надежность, не очень прочны механически, в целом, их покупка отдельно от велосипеда неоправданна. Верхняя модель Dart 3 имеет относительно продвинутый демпфер, но все равно не очень прочна за счет 28-мм ног.

Первая «настоящая» вилка с 32-мм ногами до 2011 года включительно — Tora. Это максимально упрощенная и достаточно тяжелая (около 2,2 кг) вилка со стальными ногами и штоком, но при этом она имеет начинку, как у взрослых сородичей, и уже может быть рекомендована для покупки. В 2011 году более продвинутые версии Торы с воздушной пружиной мутировали в Recon Silver, а собственно Tora осталась в самых простых модификациях со стальной пружиной.

В 2012 году Dart и Tora были заменены новой бюджетной серией вилок XC. Эти вилки обозначаются числом 28, 30 или 32, соответствующим диаметру ног вилки. Ориентировочно можно провести параллели со старыми моделями: XC 28 = Dart 1/2, XC 30 TK = Dart 3, XC 32 TK = Tora SL (соответственно, у двух последних демпфер TurnKey).

Recon 2009—2010 гг — это уже полноценная вилка среднего уровня с алюминиевыми ногами (шток может быть как стальным, так и алюминиевым) и массой чуть ниже 2 кг. Обладает хорошим качеством работы и приемлемой надежностью. Дорогие варианты имеют продвинутый демпфер от старших моделей и мало отличаются от них по качеству работы.

Recon 2011-2012 года разделился на две ветви:

  • Silver — имеет стальные ноги и вес более 2 кг. Фактически та же самая Tora, с возможностью комплектации воздушной пружиной и алюминиевым штоком.
  • Gold — имеет алюминиевые ноги, на взгляд мало отличается от модели 2010 года.

Reba — вилка для продвинутых гонщиков, покатушечников и туристов. Достаточно легкая (около 1,65 кг), с хорошими демпферами и фирменной воздушной пружиной Dual Air (с 2013 года с Solo Air), она весьма популярна среди тех, кто покупает универсальную вилку средне-высокого уровня.

SID — максимально облегченная (менее 1,5 кг) вилка для гонок кросс-кантри, своего рода стандарт, иногда используется продвинутыми (и небедными) покатушечниками. Разумеется, качество работы топовых версий на высоте, но для покатушек и туризма такая вилка практически не имеет преимуществ перед Reba, да и жалко ее бить в электричках-поездах-самолетах и макать в грязь.

Интересная особенность вилок RockShox — высокая степень унификации между собой, каждая вилка похожа на конструктор из базовых модулей, которые могут комбинироваться в различных сочетаниях.

Демпферы:

  • Rebound (R) — судя по всему, самый простой демпфер с блокировкой и регулировкой отбоя, ставится только на ОЕМ-вилки.
  • Turnkey (TK) — демпфер отбоя с функцией пробиваемой блокировки.
  • Motion Control (RL) — платформенный демпфер с регулировками отбоя, жесткости платформы Floodgate и компрессии, вплоть до блокировки. В зависимости от уровня вилки, жесткость платформы может регулироваться 6-гранником, рукояткой или не регулироваться вообще (у ОЕМ-версии Recon).
    • BlackBox Motion Control — версия демпфера с различными скоростями отбоя для крупных и мелких препятствий.
    • XX Motion Control, кроме этого, имеет гидравлическую манетку компрессии-блокировки (XLoc).
  • Poploc — манетка блокировки в виде рычажка с кнопкой-фиксатором, сочетается с практически всеми демпферами, может иметь колесико для регулировки компрессии (Poploc Adjust).
  • Pushloc — более продвинутая манетка блокировки в виде «залипающей» кнопки.

Пружины:

  • Coil — самая простая стальная пружина. Выпускаются различные варианты пружин по жесткости, в зависимости от веса байкера.
  • Solo Air — воздушная пружина, в которой позитивная и негативная камеры накачиваются через один клапан.
  • Dual Air — воздушная пружина с раздельной накачкой обеих камер, что дает дополнительный простор для творчества в настройке вилки.
  • U-Turn — возможность изменения хода вилки с помощью внешнего регулятора, сочетается со стальной пружиной.
  • Air U-Turn — возможность изменения хода вилки с помощью внешнего регулятора, сочетается с воздушной пружиной.
  • All-Travel — возможность изменения хода вилки проставками в процессе ее переборки (часто вилки идут в комплекте с проставкой, позволяющей уменьшить ход).

Fox[]

Fox f

Fox F-серии

  • Официальный сайт: [2]
  • Общий уровень вилок: высокий
  • Уровень доступности и сервиса: низкий

Fox — производитель дорогих и качественных вилок для продвинутых спортсменов. Для кросс-кантри предназначена серия воздушных вилок Fox 32 Float (ранее — F), представители которой имеют вес всего лишь порядка 1,4-1,6 кг.

В целом, учитывая конструкцию этих вилок, их стоимость и плохую доступность официального сервиса, можно сказать, что эти вилки еще более заточены для гонок, чем RockShox SID.

Термины:

  • R — самая простая версия вилки (ОЕМ). Из настроек — только регулировка отбоя, блокировки нет.
  • RL — более продвинутая версия, добавлена блокировка. RL remote — блокировка с помощью манетки.
  • RLC — добавлены настройки низкоскоростной компрессии и порога пробития блокировки (платформенный демпфер сжатия).
  • Terralogic (на старых вилках обозначался буквой Х) — вновь появившаяся у Fox система автоматической блокировки вилки на ровной дороге.[1]

Несмотря на высокую цену вилок, в последние годы Fox вызывает всё больше нареканий по качеству сборки. Так, общеизвестно что у новых вилок имеется недолив масла, что может привести к преждевременному износу анодированного покрытия ног вилки, если её не перебрать сразу же после покупки. Хотя переборка вилок Fox (в целях чистки сальников и смены масла) является одной из наиболее простых среди вилок всех марок, необходимость делать это с только что купленным в магазине изделием — вызывает много вопросов к производителю.
Новые вилки Fox как правило, являются не столь «плюшевыми», как вилки Rock Shox и требуют некоторого периода приработки, только после которого начинают работать как положено (по отзывам с форума velomania.ru)
Кроме того, у вилок с демпфером FIT не рекомендуется кустарная переборка демпфера, так как его резиновый корпус масляной камеры может быть легко повреждён.

Magura[]

Magura menja

Magura Menja

  • Официальный сайт: [3]
  • Общий уровень вилок: высокий
  • Уровень доступности и сервиса: низкий

Воздушные вилки Magura имеют примерно ту же целевую аудиторию, что и Fox. Они дороги, надежны и удовлетворяют запросам любителей вилок высокого уровня. Для кого-то будет важным то, что эти вилки собираются в Германии. К сожалению, вилки для найнеров не ожидаются по крайней мере до конца 2012 года.

Серия Durin — аналог Fox F, предназначены исключительно для гонок кросс-кантри. Это очень легкие (от 1,35 кг), качественные и дорогие вилки. Особняком стоит сверхдорогая модель Durin Marathon FCR, позволяющая менять ход от 80 до 120 мм прямо в движении. Из за технических проблем с FCR в 2012 году модель заменили на Durin Race Lift Select, которая позволяет менять ход от 90 до 120 мм. Оба варианта становятся значительно «мягче» в нижнем положении, из за чего эта функция позиционируется производителем исключительно для езды в гору.

Серия Menja — также вилки высокого уровня с соответствующим уровнем качества изготовления и работы. Но они более тяжелые (около 1,65 кг) и «мясистые», чем Durin, это позволяет успешно использовать их в туризме и покатушках, что подтверждается опытом автора статьи. По совокупности качеств, можно считать аналогом RockShox Reba.

Несмотря на то, что официальный сервис этих вилок также малодоступен, они имеют конструкцию, допускающую самостоятельную переборку, и широкий выбор запчастей в интернет-магазинах.

Начиная с модельного ряда 2013 года все вилки Magura были переименнованы в TS (Team Suspension). Серия Durin и Thor теперь называется TS8, серия Menja — TS6.

Термины:

  • DLO — «динамическая» блокировка, фактически обычная нерегулируемая платформа, допускающая небольшое передвижение вилки в заблокированном состоянии.
  • DAD — фирменная черта Magura, конструкция вилки с двумя гориллами, что радикально увеличивает торсионную жесткость, но зато сильно затрудняет возможность установки классического переднего крыла.
  • Albert Select — платформенный демпфер, с раздельными рукояткой блокировки и регулировкой жесткости платформы.
  • FCR — воздушная пружина, позволяющая менять ход вилки в движении с помощью манетки.

Manitou[]

Manitou minute

Manitou Minute

Manitou r7

Manitou R7

  • Официальный сайт: [4]
  • Общий уровень вилок: выше среднего
  • Уровень доступности и сервиса: средний (Москва), низкий

Это традиционная «темная лошадка» из мира вилок, марка с в общем незаслуженно плохой репутацией. Дешевые вилки этой марки устанавливаются на многие велосипеды среднего ценового диапазона — естественно, они не отличаются выдающимися характеристиками и надежностью, что и породило «народное мнение» о плохом качестве этой марки в целом.

В то же время, есть ряд отзывов о превосходстве Manitou над конкурентами в сегменте вилок уровнем выше среднего, однако вследствие малой распространенности таких вилок (в том числе и по причине плохой репутации), однозначное объективное мнение составить сложно.

Из интересных моделей можно отметить гибридные воздушно-пружинные R7, Minute и 29″ Tower. Обе находятся в средне-высоком ценовом диапазоне, по своей целевой аудитории схожи с Rock Shox Sid и Reba/Recon Gold соответственно: R7 это облегченная кросс-кантрийная модель (диаметр ног 30 мм), а Minute и Tower — более тяжелые (ноги 32 мм), но при этом допускающие более широкий диапазон применений. У последних есть по две версии, различающиеся весом и видом пружины.

Вилки R7 и Minute выпускаются также в версии MRD — Manitou Racing Development, облегченная «гоночная» версия, отличаются несколько более облегченной короной и конструкцией демпфера. Вес R7 MRD от 1350 гр, Minute MRD от 1550 гр.

Модели Match и Drake — заметно более простые, сравнимы с Rock Shox Recon Silver, имеют стальную пружину.

Термины:

  • Absolute — платформенный демпфер. Имеет настраиваемый 6-позиционной манеткой клапан низкоскоростной компрессии (настройка сопротивления сжатия вилки при наезде на препятствия малых и средних размеров; также определяет, насколько сильно будет раскачиваться вилка при интенсивном педалировании) и ненастраиваемый клапан высокоскоростной компрессии (срабатывает при наезде на препятствие на большой скорости).
  • Absolute+ — платформенный демпфер, усовершенствованная версия Absolute. Присутствует гибкая регулировка порога срабатывания клапана высокоскоростной компрессии, более плавная и точная регулировка клапана низкоскоростной компрессии 8-позиционной манеткой. Регулировка клапана ВСК происходит путем перестановки пружинящих проставок в демпфере, что, к сожалению, не слишком удобно. Выпускается также в версии с выносной манеткой блокировки вилки.
  • TPC — демпфер с двумя поршнями, один из которых отвечает за сжатие, а другой — за отбой. Есть регулировка сопротивления сжатию.
  • TPC+ — благодаря второму поршню в демпфере сжатия, позволяет вилке работать на малых ходах даже при закрученной компрессии.
  • Mars Air — гибридная схема с соединенными последовательно витой пружиной и воздушная камерой, вклад которых в работу примерно равен.
  • ACT Air — гибридная схема, в которой витая пружина находится внутри воздушной камеры. Работает в основном витая пружина, а воздушная камера используется для настройки под вес.
  • TS Air — классическая воздушная пружина.
  • Reverse Arch — фирменная черта вилок Manitou, развернутая назад горилла. Требует специального крыла.

RST[]

RST First

RST First Air

Suntour axon

Suntour Axon

Suntour epicon

Suntour Epicon

  • Официальный сайт: [5]
  • Общий уровень вилок: низкий
  • Уровень доступности и сервиса: средний

RST — один из крупнейших производителей ОЕМ-вилок, которыми комплектуются велосипеды низкого и среднего уровня. Конструкция таких вилок буквально одноразовая, надежность и качество работы — соответствующие. Словом, большинство вилок RST не заслуживают быть купленными отдельно от велосипеда.

Чуть ли не единственная достойная вилка RST — модель F1rst Air (First Air). Это воздушно-масляная вилка с весьма неплохими качеством работы, надежностью и весом. В своем ценовом диапазоне она уверенно конкурирует со средними моделями Rock Shox и других производителей. В отзывах особо отмечается то, что эта вилка хорошо работает под легкими ездоками. Однако эта вилка очень мало изучена в России, и в случае поломки починить ее будет весьма проблемно.

SR Suntour[]

  • Официальный сайт: [6]
  • Общий уровень вилок: ниже среднего
  • Уровень доступности и сервиса: средний

Suntour — еще один производитель вилок преимущественно для ОЕМ-рынка, при этом он считается более «респектабельным», чем RST. Тем не менее, недорогие вилки этого производителя имеют традиционно плохие отзывы, особо отмечается плохое качество направляющих, сальников и покрытия ног. Таким образом, нижние модели Suntour до Raidon также не рекомендованы к приобретению.

Из хороших вилок Suntour можно обратить внимание на модели Axon, Epicon и Raidon. Эти вилки — воздушно-масляные, с полноценными демпферами, с алюминиевыми ногами и штоками. По отзывам владельцев, они уверенно конкурируют с Rock Shox в ценовом сегменте 5000-10000 руб., причем Epicon примечателен своей «плюшевостью» и линейностью работы, а Axon, более заточенный под гонки, имеет вес всего 1600 г, что вообще характерно для вилок одним-двумя классами выше.

Недостаток этих вилок — картриджные демпферы, требующие квалифицированного обслуживания.

Термины:

  • ELD (до 2012 года) — система блокировки вилки с электроприводом + регулировка отбоя.
  • EL-R — система блокировки вилки с электроприводом + регулировка отбоя.
  • RL — блокировка с помощью манетки.
  • RLD (до 2012 года) — блокировка с помощью манетки, регулировка отбоя.
  • RL-R — блокировка с помощью манетки, регулировка отбоя.
  • LO — блокировка на короне.
  • LOD (до 2012 года) — блокировка на короне, регулировка отбоя.
  • LO-R — блокировка на короне, регулировка отбоя.
  • HLO — гидравлическая блокировка.
  • MLO — механическакя блокировка.
  • TAD (до 2012 года) — изменяемый ход вилки и регулировка отбоя.
  • RC — изменяемый ход вилки и регулировка отбоя.
  • DA — регулировка отбоя.

Marzocchi[]

Marzocchi 44

Marzocchi 44

Marzocchi corsa

Marzocchi Corsa

  • Официальный сайт: [7]
  • Общий уровень вилок: средний
  • Уровень доступности и сервиса: высокий

Marzocchi — это некогда легендарный итальянский производитель вилок, который выпускал очень качественные и совершенно неубиваемые вилки еще в те времена, когда многие другие производители только делали первые неуклюжие шаги. Однако с ростом конкуренции, очевидно, стало нерентабельно проектировать и производить сложные оригинальные вилки в Италии, поэтому с 2007 года производство перенесли в Тайвань, а конструкцию вилок частично унифицировали с моделями Suntour и планомерно упростили, отказавшись от демпферов хитрой конструкции.

Разумеется, это сказалось на производственной линейке Marzocchi в целом — если вилки первой половины 2000-х гг ходили по несколько тысяч км между ТО, а общий ресурс далеко переваливал за 10 000 км, то теперь Marzocchi выпускает кросс-кантрийные вилки, ничем не выделяющиеся на фоне продукции прочих производителей.

Базовая вилка Mаrzocchi — 22 RLO, которая по своим качествам находится на уровне RS Dart и примерно соответствует Suntour XCR. Соответственно, ее покупка кажется неоправданной, особенно с учетом заоблачного веса вилки — порядка 2,5 кг.

Более серьезные вилки для покатушек и походов — серия 44, которая также забегает и в сектор длинноходных вилок для трейла. Ее упрощенная версия с большим весом за счет стальных узлов — 33.

Отбрасывая модели с ходом 120—140 мм, имеет в сухом остатке всего 2 модели: 44 RLO и 44 TST2 Air. Обе оснащены алюминиевыми ногами и штоком и 32-мм ногами. Первая имеет простой картридж блокировки, как на старших Suntour, и стальную пружину с предварительной нагрузкой с помощью воздушной камеры (а не механической крутилкой)(модель 33 2009 года имеет механическую крутилку). Вторая — уже полноценная воздушная вилка с более продвинутым картриджем блокировки и отбоя, не имеющим аналогов у Suntour. Обе вилки имеют весьма «мясистую» конструкцию штанов, которая выглядит механически прочной, но задирает вес за 2 кг. Не исключено, что целевая аудитория серии 44 — туристы и покатушечники, имеющие большой вес.

Серия Corsa в большей степени ориентирована на кросс-кантри, чем на трейл. Эти вилки чуть легче, изящнее и имеют более совершенную конструкцию. Marzocchi Corsa TST2 — относительно простая спортивно-туристическая воздушная вилка, изготовленная из легких сплавов, но при этом имеющая вес более 2 кг за счет массивной конструкции, на которую не пожалели металла. В принципе, по совокупности качеств ее можно сравнить с RS Recon Gold. Marzocchi Corsa Cento Micro Ti — это топовая кантрийная вилка с системой TST Micro и титановой негативной пружиной. «Благодаря» своей высокой стоимости и относительно большому весу, в новом виде она представляет мало интереса для российских байкеров, поэтому определенный смысл в покупке имеют лишь модели предыдущих годов выпуска.

Так или иначе, но современные вилки Marzocchi распространены в велосреде крайне слабо (чего нельзя сказать о моделях, выпущенных ранее 2006 г), и сейчас покупка такой вилки — это практически такое же первопроходчество, как и в случае с Manitou.

Термины:

  • TST Micro — топовый платформенный демпфер сжатия-отбоя для неэкстремальных вилок. Регулируется жесткость платформы.
  • TST5 (тж. TST в старых вилках) — демпфер отбоя и компрессии с 5-позиционным регулятором и воздушной камерой.
  • TST2 — упрощенная версия TST5, обеспечивает регулировку отбоя и компрессии вплоть до блокировки.
  • RLO — простой демпфер отбоя с функцией блокировки.
  • R — демпфер отбоя с блокировкой, славящийся своей ненадежностью.
  • RV, SSV, SSVF — старые демпферы отбоя с открытой ванной, славятся надежностью.
  • ETA — система блокировки вилки в сжатом положении.
  • ATA, АТА2, TAS — системы регулировки хода вилки.
  • HSCV — легендарный «мото»-картридж итальянцев, ставился на экстремальные вилки Monster-Т, Super-Monster, Shiver, Shiver-DC и на их меньшего собрата Super-T. Отличается особо плюшевой работой, поэтому любители плюша и особые ценители олдскула предпочитают именно его современным разработкам компании. С переездом завода из страны пасты и пиццы в страну дешевой рабочей силы вилки с этим картриджем перестали выпускаться, и сейчас он используется только в настоящих мотоциклетных вилках.

FAQ[]

Какой ход вилки мне требуется?
Желательно использовать вилку такой же длины, как и та, которая изначально устанавливалась на вашу раму. На горных велосипедах «общего назначения» обычно используются вилки с ходом 100 мм (иногда — 80 или 120 мм). Установка вилки с большим ходом имеет смысл только в случае, если байкер четко представляет себе, что он получит и что потеряет от такого внесения изменений в геометрию.
Какая пружина лучше: воздушная или стальная?
Воздушная пружина хороша практически всем, кроме двух вещей: она относительно дорогая (и требует покупки специального вилочного насоса) и может травить воздух на морозе. Разумеется, дубовая сталь теоретически надежнее за счет своей простоты, но в реальных условиях из строя чаще выходят другие узлы вилок. Тем не менее, в дальний поход лучше везти один вилочный насос на группу. Большой недостаток пружинных вилок — если вес байкера заметно отличается от средних 65-75 кг, то может встать проблема поиска пружины подходящей жесткости. Кроме того, в рассматриваемом классе стальными пружинами оснащены преимущественно вилки низкого уровня, они могут плохо работать по своей сущности.
Какая вилка лучше подойдет для легкого ездока?
Однозначно хорошо подойдут воздушные вилки, у которых негативная пружина также воздушная (например, все воздушные Rock Shox и Magura), особенно модели с Dual Air. Однозначно не подойдут особо дешевые вилки со стальной пружиной, рассчитанной на 100-кг байкера, и не подразумевающей замену на более мягкую. В остальных случаях возможны варианты — следует читать отзывы в Сети и задавать вопросы на форумах.
Какая вилка лучше подойдет для тяжелого ездока?
Вообще, тяжелым байкерам в плане амортизации проще, чем легким — гораздо большее количество вилок покажется им плюшевыми и хорошо отрабатывающими мелочь. Однако здесь уже встает проблема механической прочности и жесткости, которая усугубляется тем, что для тяжелого байкера вполне естественно поставить и ротор большего диаметра. Таким образом, тяжелым наездникам не очень показаны сверхлегкие гоночные вилки и, одновременно, — самые дешевые модели с тонкими ногами, не рассчитанные на серьезные нагрузки. Необходимо учитывать, что вилка со стальной пружиной может не подойти под большой вес и будет пробиваться на каждой кочке, а сменную пружину найти может быть очень тяжело. В то же время, воздушные вилки легко настраиваются под любой вес, вплоть до 100 кг и более.
Нужна ли манетка блокировки?
Манетка блокировки однозначно полезна для гонщиков кросс-кантри. При обычной езде блокировка используется не очень часто (как правило, только при активных разгонах и подъемах в гору), и необходимость манетки не так очевидна. Тем не менее, манетка действительно радикально повышает удобство управления блокировкой. Большой недостаток манетки — ее можно сломать (например, при перевозке велосипеда), и до покупки новой манетки у вас блокировки не будет вообще.
Нужны ли расширенные настройки демпферов?
Опять же, возможность изменять с полдюжины настроек вилки для гонщика — это шанс подстроить работу вилки под особенности конкретной трассы и под свой стиль езды, что позволит выиграть столько-то секунд с круга. Турист и покатушечник обычно методом проб и ошибок выставляют настройки в некое оптимальное для них положение, а в дальнейшем изменяют их разве что ради развлечения.
Нужна ли возможность изменения хода?
Некоторые вилки позволяют изменять ход при разборке в пределах 20 мм. Это полезно, если пришлось купить вилку, не соответствующую по ходу геометрии рамы, или если в будущем планируется замена рамы. Отдельные модели вилок также позволяют менять ход на 30-40 мм без разборки, иногда — прямо на ходу. Такая функция полезна в горах, особенно на грунте, когда вверх удобнее карабкаться на малом ходе, а лететь вниз — на большом. Однако, если активное катание по горам не планируется, то такая функция — скорее, дорогая игрушка.
Какая толщина ног предпочтительнее?
Еще несколько лет назад типичным диаметром ног вилки для кросс-кантри было 28 мм. Однако массовое распространение дисковых тормозов привело к необходимости увеличить жесткость вилок на скручивание, для чего типичный диаметр ног был увеличен до 32 мм. Это позволяет использовать роторы диаметром до 210 мм, против 160 мм у 28-миллиметровых старых вилок. А «тонкие» ноги остались лишь на вилках низкого уровня, не предназначенных для серьезных нагрузок.
Нужна ли хорошая вилка для езды по асфальту?

По хорошему гладкому асфальту — однозначно нет, потому что здесь амортизационная вилка не имеет никаких преимуществ перед жесткой. А избыточный вес является ещё и недостатком амортизационной вилки. И даже будучи заблокированной, амортизационная вилка не равна по жёсткости жёсткой вилке — всё равно будут ненужные потери энергии на «прожатие» вилки, что, помимо лишнего веса, является ещё одним недостатком. В России же, даже если принципиально не съезжать с твердого покрытия, всегда есть риск неожиданно попасть на «лунную поверхность», где жесткая вилка очень быстро выбьет из байкера силы и желание куда-либо ехать. Разумеется, привыкнуть можно ко всему, но если есть возможность увеличить комфорт в дальней поездке, то логично такой возможностью воспользоваться — хорошая амортизационная вилка на разбитом асфальте ощутимо сэкономит силы и сохранит хорошее настроение. А для езды по хорошему асфальту вилку можно (но далеко не всегда нужно) заблокировать.

Что может сломаться в вилке ?
Амортизационная вилка — это сложное техническое устройство, и она априори менее надежна, чем жесткая. Однако хорошая вилка для долгой беспроблемной службы требует лишь 1-2 ТО в сезон, а между ними — периодическую очистку ног от грязи и их обработку силиконовой смазкой (без растворителя; тефлоновая не подойдет). Вот наиболее часто встречающиеся неисправности:

  • воздушная вилка иногда может травить воздух, особенно в сильный мороз (справедливости ради отметим, что в обычных условиях исправная вилка держит давление месяцами);
  • у ряда вилок Rock Shox может вытекать масло из ног в штаны, вилка теряет ход, лечится переборкой;
  • может сочиться масло из-под регуляторов на короне, проблема в уплотнительных кольцах, они меняются;
  • если не следить за состоянием штанов (сколы и т. п.), то они могут корродировать, поскольку сделаны из магниевого сплава;
  • на некоторых недорогих вилках, если не следить за чистотой ног, может облезать анодировка, а сами ноги — тяжело ходить в направляющих (кстати, на хороших вилках гофры на ногах не нужны, поскольку пыльники и сальники надежно изолируют внутренности от окружающей среды);
  • кое-какие недорогие вилки имеют ненадежные картриджные демпферы, но эта проблема также решаема.
Список выглядит жутковато, но нужно отметить, что почти все эти поломки не влияют на возможность дальнейшего движения (если только они не были вызваны сильным воздействием извне, но тут уже «против лома…»). В то же время, такая «безобидная» и распространенная поломка бюджетной вилки, как трещина в штанах, в лучшем случае приведет к сходу с маршрута…
Где дешевле купить?
Традиционно, самые дешевые варианты находятся в зарубежных интернет-магазинах. Там же — и самый широкий выбор. Однако за исключением некоторых трудностей с совершением покупки, вилка, купленная за рубежом, имеет проблему, связанную со сложностью гарантийного ремонта. В случае чего, придется отправлять вилку обратно в магазин и получать обратно минимум через месяц. А такое ожидание довольно неприятно, особенно если проблема в каком-нибудь копеечном колечке, которое меняется за полчаса. Соответственно, во многих случаях владелец вынужден либо устранять проблему самостоятельно, либо платить деньги специалисту, что съедает часть выгоды при покупке за рубежом. В российских магазинах цены выше, а выбор уже, но зато покупатель обеспечивается более или менее полноценным гарантийным обслуживанием, что особенно актуально для особо дорогих или изначально «проблемных» вилок.

Подбор вилки по параметрам[]

Перечислим параметры вилок, которые нужно учитывать при поиске замены.

  • Ход вилки.
  • Размер колеса. 26″, 27.5″, 29″
  • Наличие оси 15 или 20 мм или стандартный эксцентрик 9мм (он же 10мм).
  • Тип штока. 1 1/8″, конусный шток (снизу 1.5″, сверху 1 1/8″), шток 1.5″, шток Cannondale, устаревший 1″
  • Материал штока. Стальной шток даёт вес на 150-200г выше, чем алюминиевый.
  • Длина штока. Прибавьте 5см к высоте рулевого стакана вашей рамы (без учета чашек рулевой) — получите минимально допустимую длину штока вилки.
  • Тип крепления тормоза. IS или PM.
  • Материал ног вилки (stanchions) — сталь/алюминий. Сталь дает те же +200г веса вилки, как и шток.
  • Тип пружины: воздух/витая пружина
  • Доступные настройки вилки. В приличных вилках есть как минимум регулировка отскока, если её нет, такую вилку покупать не следует.

Подбор вилки по бюджету[]

Постараемся обобщить информацию, приведенную в этой статье, и наконец-то дать ответ на вопрос, какую вилку следует выбрать при заданном бюджете.

Сразу оговоримся, что:

  • Эти рекомендации — не догма, они отражают личное мнение автора(ов), основанное на личном опыте и опыте окружающих.
  • Ценовые диапазоны указаны очень приблизительно. Стоимость той или иной вилки может зависеть от места покупки, ее года выпуска, сезонности, действующих скидок и комплектации поставки.
  • Разделение вилок (спорт/туризм) дано условно, преимущественно по весу.
  • Покупка б/у вилки при наличии личного опыта или консультанта рядом может позволить неплохо сэкономить, получив рабочую вилку за 2/3 цены такой же новой.
1. До 100 евро: Туризм:

  • Rock Shox XC 30 TK Coil
  • Б/у вилки предыдущих годов выпуска
  • Жесткие стальные вилки

(хорошая вилка не может быть дешевой!)

2. 100-200 евро: Туризм:

  • Suntour Epicon
  • Manitou Drake Super Air Absolute
  • Marzocchi Marathon R/LR
  • Marzocchi 44 RLO
  • Rock Shox XC 32 TK Coil
  • Rock Shox Recon Silver TK Coil или Solo Air
  • Rock Shox Recon Gold RL Coil
  • Жесткие алюминиево-карбоновые вилки (при невысоких нагрузках)

Спорт:

  • RST First Air
  • Suntour Axon
  • Жесткие карбоновые вилки
3. 200-300 евро: Туризм:

  • Rock Shox Recon Gold RL/TK Solo Air
  • Manitou Tower/Minute
  • Marzocchi 44 TST2

Спорт:

  • Fox F (eBay)
  • Magura Menja (скидка)
  • Manitou R7
  • Marzocchi Corsa Superleggera
  • Rock Shox Reba RL/RLT/Ti
4. 300-400 евро: Спорт:

  • DT Swiss XRM/XMM
  • Fox F (скидка)
  • Magura Menja
  • Rock Shox Reba RLT Ti/XX
  • Rock Shox Sid RLT/RCT3/XX

Жесткие вилки[]

Стальная вилка

Стальная вилка

Алюминиевая вилка

Алюминиевая вилка

Карбоновая вилка с короной

Карбоновая вилка с короной

Карбоновая вилка без короны

Карбоновая вилка без короны

Титановая вилка

Титановая вилка

Несмотря на прогресс технологий амортизации, до сих пор нередко можно встретить дорогой горный велосипед с жесткой вилкой. Почему?

Особенности[]

Жесткие вилки не позволяют развить большую скорость на неровной дороге, но у них есть и ряд преимуществ:

  • Высокая надежность.
  • Нечувствительность к морозу, соли, грязи.
  • Нет необходимости в проведении ТО.
  • Очень выгодное отношение стоимость/вес: жесткая вилка на 1-1,5 кг легче, чем амортизационная за те же деньги.
  • Практически неограниченная толщина покрышки.
  • Стальные вилки обычно имеют отверстия для установки багажника, полного крыла, иногда — дополнительных флягодержателей.

Отсюда выходит ареал использования жесткой вилки:

  • Не очень быстрая езда по сравнительно ровным дорогам и/или с толстыми покрышками на небольшом давлении.
  • Использование зимой (благодаря нечувствительности к соли и морозу).
  • Экспедиционный велотуризм, где надежность, неприхотливость и возможность установки багажника выходят на первое место.
  • Желание собрать легкий велосипед за минимальные деньги.
  • Бюджетная замена штатной вилки-эмулятора.

Длина вилки[]

Существуют жесткие вилки как короткие, так и длинные, спроектированные для замены амортизационной вилки (англ. suspension-corrected). Они короче соответствующей амортизационной вилки на размер типичного сэга (прожима вилки в статике), порядка 20 мм. Например, если амортизационная вилка с ходом 80 мм имеет длину 445 мм, то ей на замену следует взять жесткую вилку длиной 425—430 мм.

В зависимости от геометрии рамы, необходимо использовать вилку соответствующей длины:

  • менее 415 мм — замена жесткой вилки;
  • 415—430 мм — замена 26″ вилки с ходом 80 мм;
  • 430—450 мм — замена 26″ вилки с ходом 100 мм;
  • более 450 мм — замена 29″ вилки или 26″ с ходом 120 мм и более.

Материалы[]

Используемые в изготовлении вилок материалы указаны в порядке возрастания цены:

  • Хромомолибденовая сталь. Вес вилки 900 — 1200 г, что приближается по весу к топовой амортизационной, зато цена самая низкая, около 60€. Сталь как металл чуть мягче, чем алюминий, поэтому на небольших неровностях стальная вилка слегка прогибается, чего нельзя сказать об алюминиевой.
  • Алюминиевый сплав. Как ни странно, но вес не сильно отличается от стальной вилки — около 950 г. Цена выше, порядка 75€. В преимущества можно записать широчайшую цветовую гамму.
  • Карбон. Бывают нескольких видов:
    1. С алюминиевыми узлами (дропауты, корона, шток) — имеют средний вес (около 800 г) и цену (120—150€);
    2. Цельнокарбоновые — самые легкие (от 500 г), но цена начинается от 170€, плюс необходимо соблюдать аккуратность при работе с карбоновым штоком. Бывают как с выраженной короной, так и без нее.
  • Титановый сплав — редкие вилки, выпускаются преимущественно фирмой Рапид. Вес порядка 600—850 г в зависимости от ряда факторов, цена высокая, от 170—200€.

Прочность и надежность всех этих вилок достаточная даже для участия в гонках. Однако естественно, что сверхлегкие карбоновые вилки требуют большей аккуратности, чем тяжелые стальные — например, у карбоновых вилок могут быть более жесткие требования по процессу установки и по максимальному весу байкера.

Заключение[]

В этой статье мы постарались с возможной объективностью обобщить опыт байкеров Велопитера по покупке и эксплуатации качественных амортизационных вилок. Разумеется, в этом вопросе не может быть единого авторитетного мнения, ровно как и не существует вилки, идеально подходящей для каждого. Поэтому автор надеется, что читатель воспримет эту статью, как опорную точку и информацию к размышлению, что позволит ему осознанно (а не слепо по указке!) выбрать вилку, оптимальную лично для него.

В случае любых проблем и затруднений, всегда можно задать вопрос на форуме Велопитера или на странице обсуждения.

См. также[]

Примечания[]

  1. Есть отзывы о том, что инерционный клапан системы может замерзнуть при низких температурах, в результате чего вилка превращается в жесткую. А может и не замерзнуть. Это зависит от наличия воды и грязи в демпфере.

Велосипедные аксессуары

Все о рулевых колонках велосипеда

Все о рулевых колонках велосипеда

Содержание

  1. Рулевой механизм
  2. Разновидности рулевых колонок
  3. Стандарты
  4. Особенности выбора и установки

Рулевая колонка велосипеда – функциональный узел, без которого велосипед ехал бы только прямо, не имея возможности свернуть в сторону. На таком велосипеде вы далеко не уехали бы, поехали бы не в ту сторону и не по тем улицам. При повороте вы бы останавливались, а без подруливания велосипед, как бы быстро ни ехал, упал бы на бок вместе с вами.

Рулевой механизм

Рулевая колонка содержит все нужные для работы руля детали. Она включает в себя следующие элементы.

  1. Рулевая труба – за неё велосипедист держится руками при езде. На ней расположены аксессуары и гаджеты.
  2. Вынос руля – укороченная труба, к которой с помощью болтового кронштейна или фиксатора закреплена сама рулевая «палка».
  3. Несущая труба – деталь с внутренними креплениями, жёстко закрепленная с вилкой. Та, в свою очередь, удерживает переднее колесо велосипеда. Повороты руля совпадают с точностью до долей градуса с поворотами вилки и переднего колеса в нужную сторону при езде.
  4. Рулевой стакан – большая по диаметру труба, являющаяся уже частью рамы. Для устойчивой и плавной работы весь механизм «посажен» на чашки с шарикоподшипниками.
  5. Подшипниковые комплекты – верхний и нижний – не дают рулю болтаться. Коническая опора соприкасается с нижним комплектом.

Такая схема проверена многолетним опытом практикой производителей и пользователей велопродукции. Рулевая колонка обладает определёнными стандартами и диаметральными размерами, разнящимися от одной модели велосипеда к другой.

Разновидности рулевых колонок

Существует 4 разновидности рулевых механизмов: резьбовая, безрезьбовая, интегрированная и полуинтегрированная. Каждая из этих разновидностей устроена следующим образом.

Резьбовая

В данной сборке рулевая труба закрепляется посредством контрирующей гайки. Резьба нарезана на верхней чашке. Достоинства – небольшой вес и дешевизна, применяется ещё с тех пор, когда многоскоростных велосипедов не существовало. Недостаток – резьбовая колонка сложна в настройке и обладает сниженной надёжностью. В последнем виновата низкая влагозащищённость: стоит велосипеду попасть под дождь, в рулевую колонку затекает вода.

В целом конструкция напоминает педальную или колёсную втулку. Со временем резьбовая рулевая колонка может самопроизвольно раскручиваться – время от времени проверяйте затяжку всех соединений.

Безрезьбовая

Строение безрезьбовой рулевой колонки подразумевает иной способ крепления. Верхняя и нижняя чашки зажаты в самом рулевом стакане. В каждую из чашек помещён шарикоподшипник с направляющим сепаратором. Сборка механизма включает в себя 2 стадии:

  • вставка специальных колец и выносной трубы руля;
  • закрепление рулевой трубы.

Здесь чашки и шарикоподшипники вынесены за пределы рулевой трубы. Непосредственная нагрузка от вилочного фиксатора минует безрезьбовую конструкцию. Безрезьбовая колонка в целом относится к неинтегрированному типу.

Полуинтегрированная

Полуинтегрированный механизм отличается от неинтегрированного тем, что подшипниковые коронки в нём вместе с чашками целиком вставляются в рулевой стакан. Наружу выходят лишь пыльники. Полуинтегрированный механизм состоит из набора деталей, позволяющих легко и точно подстроить высоту руля.

Вся сборка имеет законченный вид – как в разрезе, так и в общем виде со стороны. Получившееся в итоге расположение руля позволяет велосипедисту эффективнее использовать общую геометрию байка, создавая меньшую парусность при езде против ветра и в гору. Дело в том, что сама безрезьбовая конструкция даёт возможность использовать «лежачий» руль. Наиболее полно данный эффект ощущается байкерами, обладающими шоссейным велосипедом.

Интегрированная

Это устройство таково, что чашек в таком механизме вообще нет. Сепаратор с шариками сразу же вставляется в рулевой стакан. Борозды, по которым прокатываются шарики, отсутствуют – насыпные подшипники (без коронок-сепараторов) быстро сточатся и будут проскальзывать, а не прокатываться по внутренним поверхностям. Для интегрированной рулевой колонки нужна такая же, приспособленная под такой же механизм рама, она не взаимозаменяема с остальными разновидностями.

Такой руль самостоятельно, вне веломастерской, починить сложнее, а диаметры труб обладают внушительным разбросом номиналов.

Стандарты

На все рулевые колонки есть стандарты, введённые ведущими поставщиками. Цель – продвинуть собственные идеи, пока ещё не покорившие рынок, либо защититься от подделки со стороны малоизвестных китайских фирм.

  1. Campagnolo – полуинтегрированная колонка с чашкой и шарикоподшипником в конусном исполнении. Велосипедная рама при этом затачивается особым образом.
  2. Perdido – полуинтегрированный вариант, отличный на 4 мм от более широкораспространённого исполнения ZeroStack.
  3. Columbus – классика от компании Aheadset. Защищён от подделки и неформатной доработки особым значением по диаметру трубы.
  4. Onepointfive Standard – неинтегрированная рулевая колонка под трубу широкого диаметра. Несколько производителей здесь объединились, чтобы выпускать детали для «даунхилльных» и других экстремальных байков.
  5. Складная рулевая колонка – прерогатива велопроизводителей, стремящихся сделать из велосипеда трансформер, предельно лёгкий в транспортировке в поездах и самолётах, максимально удобный в хранении в малометражных комнатах. Таковы, например, конструкции для велосипедов от Langtu. Угол наклона раскладной конструкции – от 25 градусов.

Классификация по параметрам куда более исчерпывающая. У резьбовых колонок по диаметру следующие показатели:

  • 1 дюйм – внешний диаметр чашек на 30-30,8 мм, внутренний – 26,4-27 мм;
  • 1,125 дюйма – 34 и 30 мм соответственно;
  • 1,25 дюйма – 37 и 34 мм.

Простые безрезьбовые имеют следующие посадочные диаметры:

  • 0,833 дюйма (маркер EC-32 по внешнему диаметру) – 32,7 и 26,4 мм для внешнего и внутреннего диаметра чашек соответственно;
  • 1 дюйм (EC-30) – на 30,2 и 26,4 мм;
  • 1,125 дюйма (EC-34) – 34 и 30 мм в диаметрах;
  • 1.25 дюйма (EC-37) – на 37 и 33 мм;
  • 1,5 дюйма (EC-49) – на 49,7 и 39,8 мм;
  • 2,21 дюйма (EC-56) – внешний диаметр на 56 мм, внутренний не регламентирован.

Полуинтегрированные безрезьбовые колонки обладают следующими внешним и внутренним диаметрами для подшипниковых деталей:

  • 1,125 дюйма (ZC-41) – на 41,3 и 44 мм;
  • 1,5 дюйма (ZC-49) – на 49,7 и 39,8 мм;
  • 2,21 дюйма (ZC-56) – 56 мм для внешнего диаметра;

Полностью интегрированные безрезьбовые – обладают следующим разбросом:

  • 1 дюйм (IS-38) – на 38 и 26 мм;
  • 1,125 дюйма – (IS-41/42/47) на 41,3, 41,8, 47 (любое из значений для внешнего диаметра) и 30 мм (для внутреннего);
  • 2,05 дюйма (IS-52) – 52 мм для внешнего диаметра.

Параметры указаны на заводской упаковке с деталями.

Особенности выбора и установки

    Чашки и подшипники желательно подобрать стальные. Цветмет (алюминиевые сплавы), композитные материалы и пластик здесь не подойдут – они не обладают достаточной твёрдостью и прочностью, износостойкостью. Так, алюминиевые шарики чаще лопаются, чем изнашиваются – от ударов и вибрации. Пластиковые и композитные кольца быстро изнашиваются как от прокатывания самих шариков и сепараторов по ним, так и в результате скольжения по самой трубе и рулевому стакану.

      Если при установке нового комплекта выяснилось, что проточка образовалась не на чашках, шариках, кольцах или сепараторе, а в самом рулевом стакане – замене подлежит рама, а не рулевой комплект. Болтающаяся рулевая колонка попросту разобьёт новые подшипники за несколько десятков километров.

      Регулировка рулевой колонки производится сразу же, в процессе сборки. Как только вы основательно затянете конструкцию, неправильно отрегулированный вынос не будет позволять вам комфортно ездить.

      О том, какие существуют особенности рулевых колонок велосипеда, смотрите в следующем видео.

    1. Что такое роутеры маршрутизаторы интернет
    2. Что такое функция mimo в роутере
    3. Что такое роутеры в byfly
    4. Что такое роутеры d link dir 300nru
    5. Что такое фпс в роутере